Глава 2. Эпизоды детской жизни

   Воспоминания отца 

      Окно вагона окутала ночная мгла .Я  ничего не мог видеть.
При тусклом освещении вагона,видел отражение своего задумчевого,
нахмуренного лица,которое пыталось чего-то вспомнить.Усталый
мозг просил покоя,глаза смыкались,наваливалась дремота,одолевал
сон,сон у вагонного окна.
         Вижу улыбку своей мамы ,которая мне
казалась, красивее всех и лучше всех. Она  была розовощекой,
черноглазой и с большой чёрной,как воронье крыло, туго заплетенной
косой . Стоит она у ворот и разговаривает с рыбаком.
Вся озаренная утренними солнечными лучами,вся сияющая,как стекло.
Её улыбка,её радость и счастье на лице говорили о том, что ей приятен
этот разговор. Но, в моей детской памяти ,этот разговор вызвал у меня
сомнения .Я вспомнил этого  бледного,худощавого рыбака,со слегка
горбатым носом, серыми улыбающимися глазами, он разговаривал
с моей мамой и смеялся. Я запомнил его на всю жизнь. Сейчас
он стоял перед моими глазами. С большой отчётливостью
вспомнились первые,быть может не столь ясные и понятные детские
впечатления о  разговоре  мамы с рыбаком.
И таким вот мучительным, безжалостным оно оставалось до полного
моего созревания . Я не мог,как не старался себя переубедить,
отделаться от прошлого наваждения о своей близкой,родной,любимой,
маме. Я не обвинял и не осуждал маму. Да и как я мог это
сделать в свои несмышлёные семь лет.

      Погруженный в свои воспоминания, я не заметил резкой остановки
поезда.  Даже резкие осуждающие браные слова произносимые
многочисленными пассажирами  в адрес машиниста не могли меня
отвлечь от воспоминаний о своём детстве.Поезд простоял две минуты.
Плавно  и незаметно он стал набирать скорость.  Пассажиры
усаживались  поудобнее,успокаивались.Наступала тишина и
в этой тишине память опять напомнила эпизоды детской жизни.

В памяти отчетливо всплыл первый школьный день.По всему
селу раздавался колокольный звон. Он звал детей в школу.
 В первый класс приходской школы меня провожала мама.
Это было 1-го сентября 1919 г.  село. Петровское.
Обувать,кроме лаптей,было нечего.Мама взяла меня за руку и через
задний огород повела в школу.По пыльному проулку не пошла,боясь
выпачкать свои босые ноги.Короткая,но ещё зеленеющая трава была
покрыта серебристой росой. Босые ноги ощущали не приятный холодок
и оставляли чёрный след. А у меня за спиной висела холщовая сумка
в которой лежала грифельная доска,старый  затрёпанный букварь,
привезенный папой из госпиталя, и грифель. Прозвенел первый
школьный звонок.Для меня открылась дверь в мир знаний.
К этому времени я не знал ни одной буквы и ни одной цифры.

Старшая сестра три года училась урывками, нянчилась с младшими
 братьями и сестрой. Из рассказа мамы -  младшие братья умерли,а я
"зацепился "за жизнь. Часто болел,не хотел есть,меня насильно 
кормили. Мама больше всех жалела меня,постоянно опекала и
берегла. Ведь я был у неё единственным сыном оставшимся живым.

       В десять лет я читал все подряд, что мне попадало под руки.
Читал быстро не обращая внимание на знаки препинания. Не досыпая,
я почитывал книгу за книгой. Они меня увлекали,я многое познавал.

       Был-ли  я счастлив  тогда? Я  был по  детски  счастлив!
Моими  друзьями были такие-же  ребята, как и я. Гурьбой ходили в лес
за ягодами и грибами. Ходили на  речку ловить  рыбу и до посинения
купались. Когда  возвращался домой, приходилось отчитываться перед
мамой за каждую ,без её разрешения,прогулку. Она запрещала
мне встречаться с ребятами, ходить в лес и на речку без неё.
       Я не мог представить себя в не компании друзей- в одиночестве.
Все  предупреждения  мамы не останавливали меня.  Я продолжал
встречаться  с ребятами.  Весной мы  ходили на  заливные  луга,где
появлялись первые цветы.  Луг  переливался  всеми  красками.
Я воображал себя разведчиком,красным лазутчиком,которому нужно
не заметно проникнуть в неприятельский штаб и похитить
стратегический план.
Порой мы играли в красных следопытов-разведчиков. Следили из-за
кустов за проезжающими автомашинами по главной проезжей дороге.
Пытались уловить выражение лиц,сидящих в кабине.
       В моей неугомонной голове возникали все новые,невообразимые
фантазии. Они  зависели от того,что мною  было прочитано накануне.
        Часто моё детское воображение уплывало в далекие Африканские
страны. Я находил что- нибудь подходящее для сидения,садился и
застывал.  Становился  безучастным к  самому  себе и ко  всему,что
происходило  вокруг меня.  И тогда, красавицы  ели  превращались в
пальмы, надежно  вцепившиеся  корнями в  песок.  Блестевшая от
солнечных лучей, речная вода превращалась в море (океан), а холмы
на лугах, окружённые водой,превращались в изумрудные,благоухающие
острова. Я высаживался на один из островов и обживал его.

       Я благодарен моей любимой и дорогой маме. Она дала мне жизнь
и сохранила её. Я помню ощущение тепла ее добрых рук и нежную
материнскую улыбку.
        Была-ли мама тогда счастлива? Этого я не мог знать.
  В её лучистых черных глазах и в красиво улыбающихся губах
светилась житейская радость.


Воспоминания отца Думчева Алексея Алексеевича 1912 года рожд.


Рецензии
Ленточка! Прочитала и осталась довольна.

Спасибо тебе за труд. Продолжай в том же духе. Лида

Лидия Шевелева 2   20.08.2018 17:20     Заявить о нарушении