Село Уксянское, Далматовский район. Уксянская церк

Если ехать из Шадринска в Челябинск, то можно увидеть на трассе танк, а рядом поворот в село Уксянское. Село с очень интересной и своеобразной историей.

Село находится на берегу Барневки. Село Уксянское возникло между 1710-1719 годами. В 1710-1719 село впервые было занесено в государственные книги.
Существует легенда, почему оно называется Уксянское.
Через наши края шли полчища татаро-монголов. Гнали пленных. Ночью пленных отбили местные жители и предложили поселиться на берегу маленькой речки. Татаро-монголы все время рвали какую-то траву, называли ее «укс». Пленные основали маленькую деревушку с помощью местных жителей, речку назвали ласково «Уксяночка», а деревню «Уксянка». С тех пор на берегах рек Уксяночки и Барневки стоит прекрасное наше село Уксянское.
В 1719 году в Уксянском было 26 дворов, проживало 183 человека. Через 100 лет, в 1820 г. -270 дворов, где проживало 933 мужчины и 990 женщин.
В селе была церковь, часовня, было волостное правление, базар по субботам сел всей округи. В 1820 году в Уксянскую волость входили: с. Любимово, с. Песчано-Коледино, д. Полозовка, л. Брюхановка, выселка Кривское (83).

Обе речки, Барневка и Уксянка, часто пересыхают. Для задержания воды необходимой в хозяйстве, особенно при значительном когда — то развитом здесь птицеводстве. Жители с. Уксянского устраивали прудики, в которых вода застаивалась, грязнилась и была не пригодна для питья. Воду для питья раньше брали из колодцев. Отсутствие хорошей воды, недостаток не только в хвойном, но даже в лиственном лесе делают положение с.Уксянского далеко не благоприятным в гигиеническом отношении, придавая местности степной характер. Почва большею частью черноземная, при достаточном орошении, дающая обильный урожай пшеницы. До образования самостоятельного Уксянского прихода д. Уксянка принадлежала к приходу церкви с. Крутихинского. Когда возникла д.Уксянка и кто были первые ее основатели и обитатели, неизвестно. Только позднейшая историческая жизнь юго-западной части нынешнего Шадринского уезда выдвигает на страницы истории имя села Уксянского. В третий башкирский бунт (1732-42) кочевники превратили в пепел (в 1736) с Уксянское, которое, как говорят, в то время было опоясано рвом и валом; той же участи подверглись и близ лежащие деревни Уксянского прихода: Пески, Любимово и другие. Многие жители были или убиты, или отведены в плен; лошади и рогатый скот были отогнаны хищниками в степные улусы, имение было разграблено. Не миновал Уксянского прихода и Пугачевский бунт. Весною 1774 года приверженцы Пугачева, преследуемые правительственными войсками, решились дать последний отпор под с.Уксянским, 9-го марта правительственные войска пошли на с. Уксянское, стоящее рядом с Любимовой. За 3 версты от села мятежники встретили войска сильной канонадой; войска не уклонились от битвы; началась схватка; мятежники были разбиты; более 800 человек их было убито, много взято в плен, а остальные разбежались, преследуемые конницей. Долго после того уксянцы собирали на месте побоища пули, ядра и копья со стрелами. Уксянский приход составляли с.Уксянское и д.Любимово, слившиеся в одно сплошное селение. При двуштатном причте, православные, занимались земледелием, скотоводством и птицеводством. Первый Уксянский храм в честь Сретения Господня был деревянный, построен в 1721 году. Он существовал до 1836 года. Теперь на месте древнего деревянного храма стоит каменный памятник в 80 саженях к западу от существующего храма. Этот последний храм каменный был заложен в 1801 году. Нижний храм в честь Сретенья Господня освещен в 1813 году, а верхний во имя Св.Троицы – в 1836 году. В 1845 г. Вокруг Уксянского храма обведена каменная ограда. Кроме храма, в Уксянском приходе было 2 часовни: одна деревянная на приходском кладбище, построена в 1837 г. из разобранной старой деревянной церкви, освещена в честь св. мучеников Флора и Лавра, другая каменная с такою же колокольнею в д.Любимовой в честь св. Пророка Ильи, построенная в 1874 году, построенной на месте деревянной часовни, существовавшей с 1843 г. Говорят, что в 1843 г., во время картофельного бунта, священник с.Уксянского Савва Шеин, в великую субботу, на том месте, где потом стояла в д.Любимовой часовня, уговаривал бунтовщиков смириться, с каковою целью им был совершен на это место крестный ход. Затем к часовне в д.Любимовой крестный ход совершался ежегодно 20 июля, в день Св.Пророка Ильи, а также и в 9-ю пятницу по св.Пасхе. В кладбищенскую часовню
крестный ход совершался ежегодно с 1837 года, в день памяти св. мучеников Флора и Лавра 18 августа. В д.Любимовой с 1900 года существовала смещенная церковная школа грамоты, а в самом селе – земская (83).

В 1820 году в селе Уксянском уже была церковь. Высокая, величавая, со стройными башнями и куполами. Она была видна далеко вокруг. Старые люди говорят, что по своей красоте не уступала московским соборам. Предполагают, что ее строили одни и те же мастера. Строили ее целых 40 лет. Через дорогу от сегодняшней школы стояла небольшая часовня, где в 1849 году священник Савва открыл церковно- приходское училище. Вокруг церкви росли тополя, стояла каменная ограда с красивыми воротами. Перезвон колоколов был слышен за 50 верст, в г.Шадринске и г.Далматово. Закрыли церковь в 1933 году. Убрали колокола. Самый большой был весом в 500 пудов. В крыше сделали проем, из бревен сделали катушку. Колокол скатился и глубоко вошел в землю. Его разбили и увезли в г.Шадринск. Мелкие колокола пустили на хозяйственные нужды (83).

Сейчас церковь в плачевном состоянии. Внутрь попасть сложно, она огорожена железным забором. Окон нет, стены рассыпаются. Но видно, что здание было величественное. Оно до сих пор остается неизменным.

Летом 1919 года через село Уксянское проходили войска Колчака. Когда их выбили, то первым водрузил над зданием сельского Совета красный флаг Иван Яковлевич Кротов. Произошло это 15 сентября 1919 года. Он потом избирается первым председателем совета (83).

До села Уксянское можно доехать по трассе Шадринск-Челябинск, поворот на Уксянское. На повороте стоит заметный танк, мимо не проедете. Координаты села: 55.948915, 63.020771.


Рецензии