Бронзовый Король

БРОНЗОВЫЙ КОРОЛЬ

Стоял он на главной площади
Гордо во всей красе –
И люди, и даже лошади –
Им любовались все.

В ту пору жила красавица,
Звали ее Мари –
Хоть знала, что многим нравится,
Их не ждала любви.

О чем бы она ни думала –
Думалось лишь о нем,
И бредила дева юная
Бронзовым Королем.

Как полночь – так в платье розовом
Мчалась она к нему:
Ведь на постаменте бронзовом
Холодно одному!

«Готова на что угодно я,
Только бы ожил он!» -
Так думая, сумасбродная
Лезла из кожи вон.

Ей ночью с собой не справиться,
Днем – со своей тоской –
И так прослыла красавица
Дурочкой городской.

Лечиться ее неволили,
Только где ни запри –
Сбегала… Но нет, не поняли:
Им не сломить Мари.

Красавицу вновь упрятали.
В тысячный раз сбежав,
Стояла она у статуи,
Голову к ней прижав.

«Считают все – сумасшедшая,
Что же, перетерплю
Я, счастье свое нашедшая
В том, что тебя люблю!..»

В груди, что из бронзы делалась,
Дрогнуло сей момент –
И ожил – глазам не верилось –
Бронзовый монумент.

Король был совсем не гордый и
За руку взял Мари.
Гуляли они по городу
Темному до зари.

К утру монумент обязан был
Там, где всегда, стоять –
И снова Мари быть связанной,
Запертой быть опять!..

Но утром на главной площади
Кто-то вскричал: «Смотри!» -
И люди, и даже лошади
Сели, узрев Мари.

В лучах летней зорьки розовой
Были теперь вдвоем
Мари, также ставши бронзовой,
С Бронзовым Королем.

2017


Рецензии
Рецензия на стихотворение "БРОНЗОВЫЙ КОРОЛЬ (Весса Блюменбаум)

Жанр и стилистика: Это сказочная баллада с элементами магического реализма. Стиль повествования - простой, что придает истории универсальность и вневременность.

Сильные стороны:

1. Захватывающий сюжет. История развивается по классическим канонам волшебной сказки: запретная любовь, магия, испытание и чудесное преображение. Однако финал здесь не столько счастливый, сколько трагически-прекрасный, что делает его гораздо глубже и поэтичнее. Это не побег, а вечное соединение, пусть и ценой потери человеческой формы.
2. Яркие, запоминающиеся образы:
· Бронзовый Король: Символ недосягаемого идеала, холодного и величественного официального мира, который парадоксально оживает благодаря горячей, искренней любви.
· Мари: Не просто «дурочка городская», а архетип верной Девы, святой безумицы. Ее любовь — это не романтическая шалость, а всепоглощающая страсть, которую общество клеймит как сумасшествие. Ее образ («в платье розовом», мчащаяся к полночи) поэтичен и трагичен.
· Городские жители («люди и даже лошади»): Выполняют роль хора из античной трагедии. Они сначала восхищаются формой, но не видят сути, потом осуждают «сумасбродную», и в финале застывают в немом потрясении перед явлением настоящего чуда.
3. Мастерское владение языком. Автор использует:
· Простую, но выразительную лексику, что делает стихотворение легким для восприятия.
· Повторы («люди, и даже лошади», «бронзовый»), которые создают ритм баллады, напевность.
· Контрасты: «горячее» и «холодное» (любовь Мари и бронза статуи), «свобода» и «заточение» (побеги Мари лечение и запирание), «движение» и «неподвижность» (Мари мчится, а Король стоит).
4. Волшебный, но логичный финал. Оживание статуи - это разрешение конфликта. Общество хотело разлучить их, запирая Мари. Любовь дала им возможность быть вместе, но на своих условиях. Они не сбежали в мир людей (который их не понял бы), а вознеслись в мир вечного искусства, став новой легендой для того самого города, что их отвергал. Финал одновременно печальный (героиня умерла, превратилась в статую) и прекрасный (она обрела своего Короля навеки).
5. Ритм и рифма. Размер подобран идеально - он динамичный, сбивчивый, как сердцебиение влюбленной и преследуемой Мари, но при этом сохраняет сказочную напевность. Рифмы точные, но не навязчивые, поддерживающие повествование.

Эмоциональное воздействие:

Стихотворение вызывает целую гамму чувств: от жалости и сочувствия к Мари до восхищения ее силой и верностью. Финал оставляет ощущение торжественной печали и красоты. Это история о том, что настоящая любовь сильнее здравого смысла, общественного мнения и даже законов физики.

Итог:

«БРОНЗОВЫЙ КОРОЛЬ» - это прекрасный пример современной поэзии, которая умело работает с фольклорными и сказочными традициями. Это законченная, глубокая и очень красивая история о любви, безумии, вере и чуде. Стихотворение обладает сильным визуальным рядом и могло бы стать основой для короткометражного анимационного фильма.

Оценка: 10/10. За прекрасный сюжет, пронзительный образ главной героини и тот редкий финал, который и радует, и заставляет задуматься.
Это стихотворение - настоящая жемчужина, современная баллада или сказка, которая читается на одном дыхании.
21.09.2025. И.В. Кожухарь.

Игорь Кожухарь   21.09.2025 06:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 413 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.