Бессмертный лебедь

Имя «Майя Плисецкая» долгие годы было практически синонимом сначала советского, а затем российского балета. Будучи балериной высочайшего класса, она создала в этом виде искусства свой собственный стиль и ряд приемов, никогда до нее не использовавшиеся. Каждый, кому хоть раз доводилось увидеть Плисецкую на сцене, помнил это событие до конца жизни. А те, кто еще жив, помнят до сих пор.
В 1963 году мне выпала невероятная удача: попасть на балет «Бахчисарайский фонтан» в Большом театре. Мало того, что партию Заремы танцевала тогда уже всемирно известная Майя Плисецкая, партию Марии исполняла Галина Уланова, которая к тому времени уже мало и редко танцевала, перейдя в основном на преподавательскую работу.
Две звезды на одной сцене! И какие звезды! Так, как танцевали они, впоследствии больше не танцевал никто, хотя в труппах Большого театра и Александринки было много талантливых балерин. Но легендами при жизни они не стали – не дотянули до такого высокого уровня.
Майя Михайловна Плисецкая всю жизнь посвятила балету. Даже в семьдесят лет выходила на сцену в достаточно сложных партиях. Обладая феноменальным творческим долголетием, балерина дала путевку в жизнь многим молодым исполнителям, находя талантливых танцоров и передавая им частичку своих знаний и умений.
Но Плисецкая так и осталась единственной и неповторимой.

Майя родилась 20 ноября 1925 года в очень незаурядной семье. Ее мать,  Рахиль Михайловна Мессерер, была известной актрисой кинематографа, тетя Суламифь и дядя Асад – талантливыми балетными танцорами, а еще одна тетя – Елизавета – одаренной театральной актрисой. Отец Майи,  Михаил Эммануилович Плисецкий, правда, не имел отношения к искусству: он был  крупным советским хозяйственным деятелем.
Появление девочки в среде грамотных и талантливых людей само предопределило будущее Майи Плисецкой. Впервые с балетом Майя познакомилась благодаря стараниям тети Суламифь, которая повела девочку на постановку спектакля «Красная шапочка» с собственным участием. Происходившее на сцене действо так впечатлило Майю, что, придя домой, она стала повторять некоторые из балетных партий.
Собственно это и предопределило ее дальнейшую судьбу. Увидев заинтересованность племянницы балетом, тетя Суламифь повела ее в хореографическое училище. Несмотря на то, что Майя к этому моменту не достигла минимально допустимого возраста для поступления (ей не было 8 лет), Суламифь добилась зачисления племянницы в балетный класс, аргументировав это ее талантом и природными данными, которые были совершенно очевидны для всех.
Училище пришлось оставить через три года - Михаил Эммануилович был послан в качестве директора «Арктикугля» на Шпицберген, заняв впоследствии там же пост генерального консула СССР. Но там же началась и артистическая карьера Майи: когда девочке исполнилось 11 лет, в самодеятельной постановке оперы «Русалка», где ей доверили одну из ролей.
Но затем судьба совершила крутой вираж: в период Большого террора 1937-1938 весной 1937 ее отец был арестован, обвинен в измене и вскорости расстрелян. Маму с младшим братом Азарием как жену изменника Родины сослали в Акмолинский лагерь, откуда она вернулась в Москву только в 1941. Майю и второго брата Александра взяли к себе на воспитание близкие родственники: тетя Суламифь и дядя Асаф Мессереры, чем избавили их от попадания в детский дом.
Благодаря родственникам, Майя смогла не только пережить страшную семейную трагедию, но и продолжила обучение в Московском хореографическом училище, а талант и абсолютное чувство музыки и ритма всегда обеспечивали ей похвалы педагогов. Сезон 1940-1941 она закончила 21 июня своим профессиональным дебютом – выступлением на выпускном концерте студентов училища.
И вновь в судьбу юной балерины вмешался внешний фактор: началась война. Из-за нее семья Мессерер эвакуировалась в Свердловск (ныне Екатеринбург). Суламифь Мессерер не позволила племяннице потерять форму: совместными усилиями они создали и показали удивительную постановку – партию умирающего лебедя, на долгие годы ставшую визитной карточкой балерины. В ней тетя постаралась показать лучшие качества Майи, в которых главную роль играла пластичность ее рук и потрясающая грация.
Рассказывают, что добиться этого она смогла после долгого наблюдения за лебедями в попытках запомнить их движения. Кроме того, был найден оригинальный ход, до этого никогда не встречавшийся у исполнителей балета. «Умирающий лебедь» начинался выходом танцовщицы спиной к публике.
Но Майя не могла жить без балетного станка, поэтому через год решилась на отчаянный поступок. Не получив разрешения тети, не имея пропуска, она пробралась в Москву, где, несмотря на войну, продолжались занятия в хореографическом училище. Её снова зачислили, в выпускной класс. И 1 апреля 1943 года, сразу после окончания, приняли в штат Большого театра.
Случай беспрецедентный. Еврейка, дочь репрессированных родителей принята в первую балетную труппу страны. Правда, сначала в кордебалетную группу, но уже очень скоро, демонстрируя свой талант и возможности в многочисленных выступлениях, она, постепенно передвигаясь от одного женского персонажа к другому, перешла в разряд ведущих артисток.
Со временем ей стали доверять заглавные роли в постановках: партия феи Осени в «Золушке» Сергея Прокофьева, партия Раймонды в одноимённом балете композитора Александра Глазунова. Именно это выступление стало знаковым для многих. В Большом театре появилась претендентка на звание прима-балерины.
Список ролей, исполняемых Плисецкой постоянно расширялся. 27 апреля 1947 года она впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» – роль стала поистине её «визитной карточкой». Только на сцене Большого театра она исполнила её около восьмисот раз. После было множество других ролей: Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Царь-девица в «Коньке-горбунке», Китри в «Дон Кихоте» и другие.
 В 1951 году в возрасте 26 лет Майя Плисецкая стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1959 – Народной артисткой СССР. В 1960-м году Майя Плисецкая официально была утверждена в статусе примы-балерины Большого театра. До нее это звание носила только великая Галина Уланова.
Коронным номером ее выступлений навсегда остался «Умирающий лебедь», которым Майя покорила Москву и который никто так и не смог повторить с тем же успехом.
Попасть «на Плисецкую» было невероятно трудно: люди ночами дежурили в очередях у касс Большого театра. И все-таки попадали практически все, кто этого хотел.
Кумир всех балетоманов, Майя долго не хотела выходить замуж. Хотя на нее оказывалось жесткое давление со стороны… руководства театра. Незамужнюю балерину было невозможно отпустить в заграничное турне. А приглашений становилось все больше. Но и за границу Майя не рвалась точно так же, как замуж.
Судьба приняла решение за нее. Майя была близкой приятельницей Лили Брик – легендарной возлюбленной Владимира Маяковского. В гостиной Брик всегда можно было встретить множество интересных и незаурядных людей. Именно там Майя впервые встретила своего будущего мужа, подававшего большие надежды молодого  композитора Родиона Щедрина.
В одном из своих интервью Плисецкая призналась:
 «Когда я впервые увидела его в гостях у Лилии Брик, ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Когда он играл «Левый марш», я сквозь музыку словно услышала слова: «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
Несмотря на сильную симпатию друг к другу, в самом начале отношений пара в ЗАГС не спешила. Идея расписаться пришла балерине: уже сама министр культуры Фурцева постоянно намекала артистке о необходимости связать себя узами брака.
- Майя Михайловна, - твердила Фурцева, - со штампом в паспорте у вас будет больше шансов выехать на гастроли за границу и вам будут больше доверять.
Уговорила. Родион Щедрин был счастлив. В 1958 году они поженились.  Майе в ту пору было 33 года, Родиону — 26 лет. А в 2008 году пара сыграла золотую свадьбу. Они прожили в браке 57 лет, причем с каждым годом все больше привязывались друг к другу.
У них часто спрашивали о секрете долгой и счастливой семейной жизни.
«Нас просто свёл Господь Бог. Мы совпали. Не могу сказать, что мы оба имеем ангельский характер. Это было бы неправдой. Но мне с Майей просто. У неё есть одно потрясающее качество – она отходчива. Замечательно отходчива! Это одно из основных условий долгой семейной жизни: женщина не должна таить обиду на близкого человека», – рассказывал Родион Щедрин.
У Щедрина и Плисецкой никогда не было детей, о чем пара не жалела ни минуты.
«Появились все признаки, что забеременела. Родить? И расстаться с балетом? Танцевать или детей нянчить - выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился».
Плисецкая не жалела о своем решении, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна».
Замечу, кстати, что и Галина Уланова в свое время отказалась от материнства в пользу балета.
Все поклонники таланта балерины отмечали, Плисецкая всегда очень хорошо одевалась. В СССР ее элегантные, с большим вкусом сшитые наряды, разумеется, не могли остаться незамеченными. Однажды даже сам Хрущев сделал ей замечание:
- Вы слишком красиво одеты. Богато живете?
Плисецкая предпочла отмолчаться. Жила она, разумеется, не бедно при зарплате прима-балерины Большого театра. Да и Щедрин начал получать приличные гонорары за свои сочинения. Но одежду Майя Михайловна покупала… у спекулянтов. За границу ее тогда еще не выпускали.
Это уже потом, много позже она подружилась со многими знаменитыми модельерами, например, с Пьером Карденом, который, ко всему прочему, шил и костюмы для ее балетов. Но в начале шестидесятых годов это казалось нереальным.
Плисецкая долгое время была «невыездной» и только после того, как Родион Щедрин добился личного приема у заместителя председателя КГБ, дело сдвинулось с мертвой точки: в 33 года Майя первый раз в жизни улетела с театром на гастроли в США. Фактически Щедрин предложил себя заложником и гарантом того, что его жена не останется за границей (были уже прецеденты), а обязательно вернется.
Успех был ошеломляющий. Америка приняла и полюбила русский балет и Майю Плисецкую - одну из лучших балерин мира.
Там же, во время второго американского тура, она познакомилась с Робертом Кеннеди, которого прочили на пост следующего президента Америки. У них завязались дружеские отношения, насколько это было возможно при непременном участии переводчика – иностранных языков Майя Михайловна тогда еще не знала. Политик не скрывал своей симпатии к русской балерине и часто поздравлял ее с днем рождения, который по воле судеб был у них в один день.
Согласитесь, было бы странно, если бы у такой женщины не было большого количества поклонников. Роберт Кеннеди всерьез предлагал ей остаться в Америке и «вести достойный ее образ жизни». Но она совсем не хотела жить в Америке, да и, тем более, уже была замужем за Щедриным, и поэтому «у Кеннеди не было шансов», позже признавалась Майя Плисецкая.
Самым первым презентом от него стал золотой браслет с двумя инкрустированными брелками. На одном был изображен Скорпион ; общий знак зодиака Плисецкой и Кеннеди, на другом ; Святой Архангел Михаил. Весть о том, что Роберта Кеннеди убили в ходе предвыборной компании, потрясла Плисецкую. От депрессии спасла только любимая работа и чуткий, все понимающий муж.
Она всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина. Исписала тысячи страниц писем к нему - из каждого государства, из каждого отеля на всяком гастрольном пути.
«Жизни без Щедрина я представить себе не могла. Даже в хрустальном замке на каких-нибудь Канарских островах».
Они были чем-то похожи друг на друга. Два сильных и красивых человека. В жизни того и другого было много, что могло сломать любого - они выжили. Каждый в отдельности и оба вместе. Этой красивой паре предрекали разрыв с самого начала: слишком талантливы, слишком самодостаточны. Но он продолжал писать музыку для нее, она продолжала танцевать им услышанную «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой», и конечно же, «Кармен».
« Я делаю Кармен, как ее ощущаю. Она отличается от всех Кармен, драматических и оперных. Я так чувствую, и свои чувства не насилую, для меня это естественно. Я не знаю, правильно ли это, у Мериме она другая, но испанцы воспринимают мою Кармен больше, чем свою... Видимо, мне удалось передать дух испанской Кармен... Я интуитивно ее почувствовала, точно так же как почувствовала Анну Каренину и других героинь».
Она с трудом пробивала «Анну Каренину»: ее убеждали, что роман Толстого танцевать нельзя, музыка шумна, Анна Каренина валится в неглиже на Вронского: «опять эротика». Но она - победила. Следом были чеховские «Чайка» и «Дама с собачкой».
Для всех этих спектаклей костюмы для нее делал Пьер Карден.
Премьерой «Дамы с собачкой» она отметила свое шестидесятилетие.
«Как водится, балерины празднуют этот сволочной возраст, горделиво восседая в лучах прожекторов. К концу вечера она засыпана цветами по самый подбородок, словно покойница. Мне же в свой вечер пришлось потрудиться вдосталь. Я почти все время была на сцене. Но - выдержала. Победила. И без ложной скромности хочу написать об этом. Щедрин прилюдно обнимает меня на сцене и, улыбаясь, заговорщицки говорит:
- Эта музыка - тебе подарок к дню рождения. Не кольцо же с бриллиантом дарить?..»
Майя Михайловна обожала футбол и была ярой болельщицей ЦСКА. Накануне своей смерти балерина вместе с супругом также побывала на стадионе в Мюнхене.
Майя Михайловна не жаловала курильщиков и сама никогда в жизни не брала в рот сигарету. К алкоголю относилась с осторожностью, от бокала вина у нее начинала болеть голова.
«Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю, что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру: у меня были неизмученные ноги».
С момента окончания хореографического училища судьба Майи Плисецкой была полвека неразрывно связана с Большим театром. Будучи его ведущей исполнительницей, она сыграла множество ролей, начиная от незначительных и до заглавных. Видя ее старания и возможности, ряд хореографов делали постановки, рассчитанные именно на участие талантливой балерины.
Но она не желала останавливаться: прима-балерина хотела танцевать не только классику, но и современный балет. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, поставленная известным кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Исполненная ею Кармен вошла в историю мировой хореографии.
Сейчас в это трудно поверить, но «Кармен» долго не выпускали на сцену «из-за излишней эротики», по мнению министра культуры Фурцевой. Интересно, как бы она себя чувствовала в наше время, когда и слово «эротика»-то стали забывать – пройденный этап.
В 1972 году Плисецкая впервые попробовала себя в качестве хореографа. Как балетмейстер она работала над танцовщиками и хореографами: Рудольфом Нуриевым, Михаилом Барышниковым, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Попутно она руководила Римским театром оперы и балета, Испанским национальным балетом.
Она поставила балет своего мужа «Анна Каренина», где также исполнила главную роль. Свой последний спектакль, «Дама с собачкой», на сцене Большого театра она исполнила 4 января 1990 года.
Простому человеку сложно даже представить, сколько энергии таилось в хрупком теле балерины, которая, не теряя своей профессиональной формы, ухитрялась выполнять еще и множество других обязанностей.
А ведь она была самым обыкновенным человеком в плане уязвимости. Травмы, полученные ею на сцене или во время репетиций, невозможно сосчитать. В некоторых случаях даже опытные врачи опускали руки и говорили, что бессильны, а с балетом нужно попрощаться. Но Плисецкая находила уникальных специалистов, которые помогали ей обрести прежнюю форму и вновь блистать на сцене.
«Характер – это и есть судьба», - эта фраза, которую Плисецкой сказала легендарная Коко Шанель, стала жизненным кредо балерины. Вот характер у Майи Михайловны действительно был железным.
Удивительная прозорливость профессионала позволяла ей видеть в молодых исполнителях будущих великих танцоров. К примеру, она предсказала славное будущее школьнице Полине Семионовой, и ее слова оказались пророческими. Еще одна девочка, которую заметила Майя, Людмила Коновалова, стала примой-балериной Венской оперы, где исполняла партии во всех премьерных показах.
«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
В 1983 году ей предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Она занимала этот пост полтора года. Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою постановку «Айседора» про возлюбленную Сергея Есенина, а также возобновила несколько балетов.
Майя Плисецкая пробовала себя как киноактриса. Балерина хорошо справлялась и с работой на съёмочной площадке, в некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Майя снялась в фильмах «Анна Каренина» Александра Зархи (роль княгини Бетси Тверской), «Чайковский» Игоря Таланкина (роль певицы Дезире), «Зодиак» Ионаса Вайткуса (роль музы художника Микалюса Чюрлениса). Майя Плисецкая была очень образованным человеком. Она доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московского государственного университета (1993).
В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании. Там она возглавляла балетную группу «Театро Лирико Насьональ». Для неё балерина ввела в репертуар «Кармен-сюиту». В это же время она тесно сотрудничала с Монсерат Кабалье – по её инициативе Плисецкая приняла участие в постановке оперы-балета Джакомо Пучинни «Валеса». После ухода из Большого театра Майя Плисецкая продолжила сотрудничество с ведущими хореографами мира. В частности, с Роланом Пети и Морисом Бежаром.
В 1992 году на сцене театра «Эспас Пьер Карден» она испольнила главную партию на премьере балета «Безумная из Шайо» по музыке Щедрина. По мнению прессы, эта роль затмила все её предыдущие.
К сожалению, в 1980-е между Плисецкой и главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем возникли разногласия, в результате которых в 1990 она была вынуждена покинуть главную площадку страны.
А после распада СССР она вместе с мужем Родионом Щедриным переехала в Германию, откуда периодически приезжала на Родину. Тем не менее, балет она не оставила, и выходила на сцену даже в 70-летнем возрасте. О перипетиях своей жизни Плисецкая написала несколько книг, где откровенно и беспристрастно рассказала обо всем происходившем с ней.
Талант великой балерины ее современники оценили по достоинству. Она была удостоена ряда почетных премий и наград, среди которых есть и высшие в СССР Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, она стала почетным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова и почетным доктором Сорбонны. К сожалению, обширный инфаркт оборвал 2 мая 2015 жизнь этой великой женщины. Из простой еврейской девочки она, благодаря своему таланту, стараниям и труду, превратилась в ярчайшую балетную звезду, оставившую о себе память будущим поколениям на долгие века.
С 1991 года пара жила в Мюнхене, но своим домом всё равно считали Москву.
 «Мы – граждане России, у нас российские паспорта. А в Мюнхене у Родиона Константиновича договор со всемирно известным издательством «Шотт». Поэтому мы здесь. Здесь изданы все произведения Щедрина. Их исполняют самые лучшие музыканты, лучшие дирижеры, лучшие оркестры, поют лучшие солисты. А если бы мы жили на авторские гонорары в Москве, мы были бы нищие. Здесь же с авторским правом все нормально, платят по-немецки аккуратно», – рассказывала балерина в одном из интервью.
У балерины белорусские корни:
«Отец мой был уроженцем тихого яблоневого, пропыленного города Гомеля. Плисецкие берут истоки из тех, щемящих душу негромкой красотой краев, белорусских крыниц», – писала она в своей автобиографии «Я, Майя Плисецкая».
20 ноября 2000 г. на сцене Большого театра прошел большой гала-концерт в честь 75-летия Плисецкой. В концерте приняли участие артисты из Италии, Франции, Германии, Швеции, Испании, Польши, США, Кубы.
«Большой был, есть и будет всегда самым любимым, а его сцена - самой лучшей в мире», - всегда говорила она.
Сама легендарная танцовщица не сидела в ложе, как обычно бывает с юбилярами ее возраста, но выступила трижды: кроме «Умирающего лебедя» зрители увидели премьеру поставленного специально для нее Морисом Бежаром трехминутного мини-балета «Аве Майя» на музыку Баха - Гуно и фрагмент из балета «Айседора» на музыку Шуберта, также поставленного для нее в свое время Бежаром.
Секрета своего феноменального балетного долголетия Майя Михайловна так и не открыла. Да знала ли она его сама?
Умерла Майя Плисецкая 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
Майя Плисецкая была обладательницей выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов.
Увы, если после ухода со сцены Галины Улановой в советском балете тут же появилась Майя Плисецкая – одна звезда сменила другую -, то теперь сложно рассчитывать на что либо подобное.
Бессмертный лебедь не оставил достойную преемницу.


Рецензии
Прекрасное эссе об удивительной женщине и уникальной балерине. Читала, затаив дух. Майю Плисецкую я хорошо помню, хотя мне не удалось побывать на её выступлениях. Ей очень повезло с мужем-композитором. Кто ещё смог бы помочь ей создать те образы, которые появились на сцене благодаря музыке Родиона Щедрина? Очень хорошо помню его "Кармен-Сюиту", написанную по мотивам музыки Бизе. Да, танцевать столько лет, как Плисецкая, пожалуй никто уже не сможет. Это великий талант. Спасибо огромное за Вашу работу, Светлана!

Светлана Татарченко   27.12.2018 20:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана.
Мне повезло больше: в юности видела Майю Плисецкую вместе с Галиной Улановой в "Бахчисарайском фонтане". Талант действительно невероятный, а брак со Щедриным - просто подарок судьбы.
С наступающими Вас праздниками,

Светлана Бестужева-Лада   27.12.2018 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.