Дядя Музей... Николай Бартрам

Картинка из интернета.



Николай Дмитриевич Бартрам (24 августа 1873, Семёновка, Курская губерния ; 13 июля 1931, Москва) ; искусствовед, музейный деятель, коллекционер.

Родился в семье художника-акварелиста Дмитрия Эрнестовича Бартрама. У отца была небольшая домашняя мастерская, где Дмитрий Эрнестович вытачивал игрушки. Николай ещё в раннем возрасте научился мастерить и рисовать.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889—1891), но из-за слабого здоровья вернулся домой. Там организовал учебную мастерскую по изготовлению деревянных игрушек, которой руководил 10 лет. Стал изучать историю русской игрушки, что привело его к знакомству с трудами историка И. Е. Забелина и этнографа В. Н. Харузиной, а затем и с ними самими.
Николай Дмитриевич Бертрам был человеком универсального дарования: художник
и деятель в области народного искусства, пытливый исследователь, главный орга-
низатор Кустарного музея, первый директор Музея народного искусства, вдохно-
китель работы нескольких народных промыслов.
Он блестяще знал народное искусство, бесконечно ценил народных умельцев Фауста ней за их "милое творчество". После окончания Училища живописи, ваяния и зод-
чества художник работал в области народной вышивки и набойки.
Но самая близкая область деятельности для Бартрама - детская игрушка: интерес
к ней утвердился ещё в юности, когда художник создавал рисунки для детских
и юмористических журналов - "Светлячок", "Путеводный огонёк", "Шут".
С 1906 года Бертрам занимался в музеях Парижа, Берлина, Нюрнберга - проводил
историков научные изыскания в области примитивного искусства и игрушки.
Потом изучал историю игрушки во многих губерниях России; в Историческом музее
под руководством И. Е. Забелина занимался крестьянским искусством.
Н. Бартрам начал собирать впоследствии значительно разросшуюся коллекцию отечественных и зарубежных игрушек. Вместе с игрушками он привозил из поездок по губерниям пояса, старинные женские платки, сарафаны, предметы быта.
В 1900—1903 гг. Бартрам проехал по Европе. Побывал почти во всех игрушечных мастерских, привезя в Россию чемоданы кукол, солдатиков, игрушечных животных. Вспоминая их московскую квартиру в Калашном переулке, дочь Бартрама А. Н. Изергина пишет:
Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканым сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: «Бабелина — героиня Греции», «Как мыши кота хоронили», «Лестница жизни» и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя.
У Бартрама было какое-то, особенное, глубоко этическое отношение к играм де-
тей, понимание формирующей детский характер роли игрушки. Художник энергично,
даже воинственно отстаивал право на жизнь игрушки, созданной народными ма-
стенами: она, пришёл к выводу Бертрам, воспитывает эстетический вкус ребёнка
больше, чем фабричная. Условность, не законченность народной игрушки способствует развитию воображения, фантазии, творчества ребёнка.
Художник много сделал для развития игрушечного дела в России. В 1893 году в деревне Семеновка Курской губернии, по его инициативе, открылась учебная мастерская игрушечно-столярного дела. По рисункам Бартрама и под его руководством в ней был создан ряд образцов игрушек на темы русских народных сказок и древнерусские сюжеты (копилке "Боярин, "Аника-воин").
Художник Бертрам и сам создавал образцы - чаще всего с элементами этнографии,
истории, национального быта. Любя сказку, Бертрам предлагает и в игрушках создать сценки известных сказок. Появляются игрушки-рассказы: "Война грибов",
"Медведь на липовой ноге", "Волк и козленяточки". В 20-е годы Бартрамом были
созданы сложные игровые комплексы для коллективных игр детишек в детских са-
дах: "Город", "Завод", "Скотный двор".
С 1917 года Бертрам стал сотрудником Комиссии по охране памятников искусства
и старины. В эти годы страсть Бартрама музейщика нашла обширное применение:
он создал Бытовой музей 40-х годов, Музей мебели, Музей игрушки (Сергиев Посад). Ещё в 1909 году он говорил, что "необходимо создать музей русской игрушки, который служил бы источником для дальнейшего развития игрушечного дела в России и материалом для его изучения".
Его очень любили дети. Музей игрушки в их представлении был неотделим от Николая Дмитриевича, его создателя и ревностного хранителя. До конца жизни
Н. Д. Бертрам оставался истинной душой музея. Это безошибочно угадывали дети,
давая по-детски точное и очень любовное определение Николаю Дмитриевичу -
"Дядя Музей".



                @


Рецензии