Бездна
В. Бибихин.«Онтологические основания правды».
Хаос как беспорядок и мешанина - производен, вторичен. Здесь мы отталкиваемся от приевшегося и знакомого нам порядка, и говорим, что хаос - это беспорядок - не порядок. Но Хаос на самом деле не требует своих вторичных определений, он скорее первичен, чем сам порядок. И как нечто первичное его пытались определять древние, и у них выходило, что Хаос - это бездна, зев, пропасть - провал "между", тьма, ничто. Так считали древние греки. А у других древних Хаос был монолитной чёрной стеной, глыбой, и мне кажется это то же самое. Смотрим со своей жизни вниз - бездна, падаем - натыкаемся на чёрный монолит. Кстати, Шри Ауробиндо в своих мистических опытах утверждал, что дошёл до этого монолита, и что это было самое страшное во всех его переживаниях, и в конце концов он прошёл его насквозь. "Я достиг этого страшного дна" - говорил он.
Когда я читала эти строки, сердце моё бешено колотилось, словно бы тут было заложено какое-то указание мне самой - не достигший дна, не вынырнет. Данте также последнюю точку ада описывает как мёрзлый лёд, то есть твердыню по существу. Не та ли это твердыня, которую не раз поминаем в священных писаниях? Твердыня истины, твердыня правды? Наши-то истина и правда - все лёгкие, воздушные такие, предпочитают летать, порхать(со "цветочка на цветочек"), а тут - твердыня - страшновато как-то...
Можем ли мы определить Хаос как последнюю твердыню всего?
Достигший её - никогда уже не рассыпится, ибо всё что ни есть - всё его.
В твердыни утверждённый, со дна восставший, в Хаосе рождённый - смертный ещё или Бог?
Свидетельство о публикации №118081704409