Книжная полка-42. Стругацкие. Малыш

Злобный Мышалет приветствует всех читателей.

Лето - время для хороших книг.

У нас в гостях Аркадий и Борис Стругацкие. Автор Натико, чья страница тут: http://stihi.ru/avtor/natikos, представляет эссе о повести "Малыш".

Слово автору эссе: " Вот под такой обложкой, которая на иллюстрации к эссе, и моя книга. Не зря на ней изображён "космический Маугли" - повесть "Малыш" запоминается более всего.
Ну, во-первых, ещё несколько добрых слов в честь основательной, человечной и мудрой советской фантастики. На протяжении всей книги не будет ни "звёздных войн", ни сражений с космическими чудовищами, да и катастрофа произойдёт только одна - и та много лет назад. Герои решают другие вопросы: вопросы отношений, вопросы человечности, а главное - кто такой Малыш.
На самом деле Малыша зовут Пьер. Когда-то давно на этой планете разбился космический корабль двух путешественников - мужа и жены Семёновых. Пассажиром был их годовалый сын. Родители разбились, а малыш бесследно исчез. Но его, впрочем, никто и не искал - корабль находится в свободном поиске среди планет и звёзд. Если что-то случалось - невозможно было даже оповестить. Кстати, в таком же свободном полёте находился и Максим Каммерер из "Обитаемого острова".
Но здесь не будет никаких империй, интриг... Не будет ничего, только пустая планета и загадочный ребёнок. У него потрясающая память, способность имитировать и воспроизводить единожды услышанное, даже то, что он слышал в раннем детстве, когда мы себя ещё не помним, огромная скорость перемещения, странный цвет кожи и рыжие волосы. При этом из-за шрамов он немножко скособочен. Так рисуют его портрет братья-фантасты. У читателя - например, у меня - Малыш вызывает бесконечную симпатию.

В составе экспедиции - капитан, но его роль в происходящем не ключевая, ксенопсихолог Геннадий Комов ("сквозной" персонаж у Стругацких, он появляется в нескольких книгах), молодёжь - Стась Попов и Майя.
Вот Геннадий Комов, после Малыша, разумеется, меня здесь наиболее впечатлил. Особенно запомнилась фраза: "Если считать Геннадия Комова душой компании, то хотел бы я посмотреть на общество, у которого такая душа". Так думает Стась Попов.
Ксенопсихолог - это специалист по контактам с другими цивилизациями. Контакт - мечта любого космолётчика. Одна цивилизация, земная, только расширяющая своё "космическое присутствие", гоняется за другой - загадочными Странниками, исчезнувшими, "понастроив" по всему космосу какие-то сооружения, космические корабли-сторожа. Один из таких кораблей, охраняющих эту пустую планету, выпустил свой последний заряд по кораблю родителей Пьера.
Но планета не пуста. Годовалый ребёнок не мог выжить один. Кто-то его спас, помог развить не совсем человеческие способности.
Да, наш Маугли очень одарён. Критики Редьярда Киплинга утверждают, что Маугли - чистой воды фантастика, впрочем, как и Тарзан. Оказавшись изолированным от человеческого общества в раннем детстве, ребёнок так и остаётся на самых начальных стадиях развития: бегает на четвереньках, не усваивает человеческую речь. История, когда Тарзан, приёмыш обезьян, стал благородным и воспитанным лордом Клейтоном, ну как бы вымышленна. Однако Малыш даже в этом плане своеобразен. Да, конечно, хода к людям с этой планеты для него нет - да он и не уйдёт, не бросит планету, где живут его загадочные спасители, которых мы ни разу на всё время действия повести не видим. Мы даже не знаем, на что они похожи. Но они опекают спасённого ребёнка, "присматривают" за ним, это очевидно экипажу.

"Человек-нечеловек. Наверное, на самом деле его нельзя называть человеком. Человеческий детеныш, воспитанный волками, вырастает волком. Медведями - медведем. А если бы человеческого детеныша взялся воспитывать спрут? Не съел бы, а стал воспитывать... Дело даже не в этом. И волк, и медведь, и спрут - все они лишены разума. Во всяком случае, того, что ксенологи называют разумом. А вот если нашего Маугли воспитали существа разумные, но в то же время в некотором смысле спруты?.. И даже еще более чужие, чем спруты... А ведь это они научили его выбрасывать защитные фантомы, научили мимикрии,- в человеческом организме нет ничего для таких штучек, значит, это искусственное приспособление... Постой, а для чего ему мимикрия? От кого это он приучен защищаться? Планета-то ведь пуста! Значит, не пуста".

Загадочные жители планеты, однако же, проявили своё присутствие, но тоже загадочным и странным образом: всякий раз, когда Малыш отправлялся к кораблю, над горами появлялись огромные, до 600 метров, "усы", напоминающие антенны, а когда он уходил - исчезали. Впрочем, спасённый ими ребёнок был уверен, что он на планете один.
Так как же выглядят эти инопланетяне?
Комов настолько загорается идеей контакта, что всё остальное отступает на второй план. Трудоголик, достаточно амбициозный, но при этом ответственный, он весь в работе. А ещё ему очень хочется быть первооткрывателем новых горизонтов. Но у экипажа, Малыша и даже загадочных невидимых аборигенов на контакт - свой взгляд.
Малыш тянется к людям, но при этом постоянно транслирует им мысль, что они должны уйти и не нарушать тишины планеты.
"Инопланетяне" просто не показываются. Это Геннадий Комов хочет добраться до них с помощью Малыша.
А коллеги по звездолёту и вовсе считают, что использовать в целях контакта не знающего об этом ребёнка, который просто хочет общаться и играть - неправильно.

В конце повести Горбовский, опытный космолётчик, так же, как и Комов, разыскивающий по планетам и галактикам следы загадочных цивилизаций, никогда и никем не виденных, выливает на амбициозного коллегу ушат холодной воды, но делает это вежливо, деликатно, впрочем, отлично понимая, ЧТО ИМЕННО делает.
Пока вся экспедиция бьётся над загадкой Малыша, именно Горбовский ищет следы Странников, огромной, но бесследно ушедшей в глубины космоса цивилизации, намного превосходящей технически земную - и находит. Даже они считали, что трогать эту планету не следует, и выставили около неё "сторожа". Впрочем, слова "свернувшаяся цивилизация, замкнутая сама на себя" мне ни о чём не говорят кроме того, что "невидимые хозяева" к общению не расположены. Да, ну не хотят они контакта и вообще не интересуются происходящим вокруг, но ведь они как-то выглядят... И они переживают о своём Маугли - хотя Горбовский называет это всего лишь "рефлексом": мол, цивилизации, достигшие определённых высот развития, проявляют гуманность просто рефлекторно, просто потому, что иначе нельзя. Они не добрые и не злые, но если ребёнок нуждается в помощи - они её окажут. Среда обитания, отличная от земной, одиночество, отсутствие контактов с кем-либо, кроме своих загадочных, но очень необщительных спасителей - и мы получаем единственного жителя планеты, которую нельзя исследовать, на которой нужно свернуть все поисковые работы, поскольку, по неписаным космическим законам, "копать нельзя". Что значит для Комова, уже готовящегося докладывать о грандиозных открытиях, приказ свернуть экспедицию? Сами понимаете. Но он подчиняется, потому что прежде всего он - человек, действующий в интересах общего дела. Что у него в загадочной душе - никто не знает. Мы видим всё через призму взгляда весёлого и немножко легкомысленного, но очень наблюдательного Стася, которого в результате и оставляют на планете как единственного контактёра с Малышом.
Да, кстати, Пьер общается и со своим дедушкой, крупным учёным, решает сложные математические задачи. Язык общения с экспедицией он тоже освоил за четыре часа и говорит со всеми "на равных".

Ещё одна неразгаданная тайна Вселенной. Повесть, загадочно начавшаяся и ничего не прояснившая даже в финале, кроме спутника Странников. Я лично не поняла многого. Но тайна должна быть тайной - наверное, об этом и повесть. И перед некоторыми тайнами следует остановиться. Нельзя остановиться только при чтении - большая часть событий происходит в душах, в разговорах, многое люди обдумывают, принимают то или иное решение - а захватывает. Да, и ещё Майка. Но на ней мы останавливаться не будем, потому что в конце повести Малыш даже слышать о ней не хотел. Хотя именно она первой и поняла, что просто использовать его как способ контакта с "аборигенами" нельзя. Так он и остался единственным представителем цивилизации планеты, состоящей из одного только жителя - Малыша.
А Странники - ну, что ж, когда-нибудь обнаружатся...
Но это уже совсем другая книга".
******************************************

Злобный Мышалет и Натико будут рады дискуссии под этим эссе.

Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.

 


Рецензии
Мне ПОНРАВИЛОСЬ эссе. Написано глубоко, аналитично.
Теперь два слова о книге. Это не мое любимое произведение. Я его считаю "проходным" у авторов. По уровню текста и поднятых проблем. Не удивлен тому, что оно было написано "по заказу", что я вычитал в рецензиях.

Антон Флай   16.08.2018 20:22     Заявить о нарушении
Коротко и ясно.
Спасибо за прочтение, Антон, и внимание к обсуждению!
Как я уже сказала, мне там Маугли понравился. Сюжет действительно мог бы быть и выразительнее, но, согласно законам журналистских жанров, "продетей" всегда интересно, о чем бы ни шла речь, тем более "ребенок в космосе".

Натико   16.08.2018 21:25   Заявить о нарушении
Помнится, мы с Антоном обсуждали эту книгу, и он сказал интересную фразу: "Пока человек не научится слушать ближнего и беречь его, до контактов ему далеко". А мышь ему ответил так: "Мы не готовы встретить что-то неантропоморфное, и не готовы учиться у чужих цивилизаций. Иначе бы мы учились у лесных племен, африканских семей и якутов, как жить в гармонии с природой, как соответствовать ей".

Злобный Мышалет   17.08.2018 08:48   Заявить о нарушении
О, какие разговоры...
"Неантропоморфное" действительно невозможно себе даже вообразить. И уж подавно у него учиться, если люди не могут учиться у людей.

Натико   17.08.2018 09:28   Заявить о нарушении
Великолепное резюме всего разговора о "Малыше" как о книге.

Алиса Корвин   17.08.2018 10:01   Заявить о нарушении
У Мышалета лежит и ждёт своего часа рецензия на Клиффорда Саймака, "Что может быть проще времени". Забегая вперёд, скажу, что там есть такой персонаж, Ламберт Финн. Он тоже считает, что "такой контакт нам не нужен")))
Кстати, у него было много последователей, он стал культовой личностью для огромной толпы людей в этой книге. Он фанатично и последовательно утверждал, что все контакты с внеземными цивилизациями должны быть прекращены, а контактёры уничтожены.
В скобках - это тоже пример "не-советской" фантастики))) Одна корысть, давление, узкие рамки и развязанные руки спецслужб, о нормах морали можно забыть - шаг вправо-влево приравнивается к попытке бегства.

Натико   17.08.2018 12:29   Заявить о нарушении
А Ламберт Финн сказал - всех прибить, потом прибить еще раз, потом сжечь.

Натико   17.08.2018 14:15   Заявить о нарушении
Да-да-да! Именно так. Киплинговский Маугли как нельзя более уместен

Натико   17.08.2018 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.