Против умствующих

Из цикла «Силлогизмы»


«
О, Зевс! За что зовут несчастных смертных
Разумными? Иль мы в твоей цепи
Не все вершим, чего ты не захочешь?..
»
Еврипид
(Секст  Эмпирик. Том 1)


Скептицизм
(Против умствующих)


В. Т.

Представь, ты оказался в лабиринте
лицом к лицу с ублюдком1 : нету входа
и нету выхода! Представь, у крика
нету спины. Стена, … и выдох долгий,
и нету вдоха: только эта маска —
пушистый венчик, бабочкой тонзура
и нету подбородка. … Я сломался!
Я вышел из себя!
                Я
                не игрушка!


1 «Таким образом, все эмпирическое не только совершенно непригодно как приправа к принципу нравственности, но в высшей степени вредно для чистоты самих нравов; ведь в нравах подлинная и неизмеримо высокая ценность безусловно доброй воли как раз в том и состоит, что принцип [совершения] поступков свободен от всех влияний случайных причин, которые могут быть даны только опытом. Никогда нелишне предостерегать от этой небрежности или даже низменного образа мыслей, при которых принцип ищут среди эмпирических побудительных причин и законов; ведь человеческий разум, когда устает, охотно отдыхает на этом мягком ложе и в сладких обманчивых грезах (которые заставляют его, однако, вместо Юноны обнимать облако) подсовывает нравственности какого-то ублюдка, состряпанного из членов совершенно разного происхождения, который похож на все, что только в нем хотят видеть, но только не на добродетель для тех, кто хоть раз видел ее в ее истинном облике».
/ / /
И. Кант.
Основы метафизики нравственности.

http://vehi.net/zph/ikant.html


Рецензии