Путешествие в долину гейзеров часть 15

     Даже не вериться! Мы на территории Кроноцкого заповедника! Кругом сочной зеленью бушует растительность, взросшая на обилии осадков: цветущие травы, видовые кустарники, невысокие деревья. Но это на побережье, у самой кромки океанских вод. Пихта грациозная не в счёт, она от берега на удалении. Взрослое дерево достигает высоты 17 метров и живёт, развиваясь, почти до трёх столетий. Каменная берёза тоже ей под стать долгожительница, но по высоте берёзе за пихтой не угнаться, да и стройностью среди деревьев не выделяется. Но милая, по-своему красивая и любимая камчадалами.
 
     Тут и там виднеются горные сопки с остатками снега на склонах. День выдался на славу тёплым. Солнце на Камчатке, если не скрыто облачностью, то непременно светит, сияя ярко, красочно расцвечивая всё окружение, разливаясь в нём щедрым потоком ласковых лучей. Везение с погодой продолжается.  Жаль, за 14 дней похода весь заповедник не обойдёшь. Но всё равно, в сравнении с множеством диковинных уголков, что останутся недоступными, нам предстоит увидеть не так уж и мало. И главными чудесами из чудес обязательно будут - Долина гейзеров и кальдера вулкана Узон.

                *****

     Сотрудница Кроноцкого заповедника, дендролог по специальности, возглавившая нашу экскурсию, отвечала на все вопросы и многое, с чем столкнулся народ впервые, легко становилось понятным, раскрываясь, словно очередные страницы, прочитанные в интересной книге.

                *****

     Первоначально, ещё в 1882 году, распоряжением царского правительства эта часть юго-восточной территории Камчатки была объявлена заповедной, с целью сохранения и увеличения популяции камчатского соболя. Традиционные места, облюбованные этим зверьком, были привлекательны дикими первозданными лесами и удалённостью от людских поселений. Однако, хитрый человек знал, как пройти в заповедные места дремучих лесов и чем здесь можно с лихвой поживиться. Свои браконьерские тропы он проложил без особого труда. Алчный меры не знает, поэтому истребление соболя, дикого оленя и других обитателей здешних лесов и предгорий продолжалось.

     Что же касается охраны всей живой природы нашей планеты, страдающей от людской жадности и от глобального ущерба, причиняемого ей войнами и хозяйственной деятельностью человека, то эта тема была и всё более становилась волнующей и не безразличной цивилизованному человечеству во все времена.

                *****

     В отличии от обывателей, учёный люд склонен наблюдать, открывать, изучать, описывать новое, увиденное в природе, профессионально и по влечению сердца и как всякий дотошный учёный непременно связывает свою научную деятельность с экспедициями и работой в заповедном мире заказников. И всё ради того, чтобы, изучая, развивать научные принципы в деле сохранения Мира природы во всём её многообразном великолепии. Вот и Кроноцкий заповедник в числе других заповедных зон - большая научная площадка, одна из не так уж и многих, созданных научными сообществами на разных континентах нашей Планеты.               
   
     (Кстати сказать, личностям с тёмными намерениями, вооружёнными дубинами или огнестрельным оружием вход в заповедники по закону воспрещён.)

                *****
   
     Когда-то, а это было давно… Хотя, наверное, неконкретное понятие «Давно», для истории вообще не существует?  И всё-таки, однажды, прогрессивные учёные Мира, обеспокоенные фактами исчезновения многих видов диких животных, птиц, растений, забили тревогу, осознавая, что живой природе нашей планеты грозит серьёзная опасность. Именно понимание опасности послужило началу объединения учёных всех стран, изучающих флору и фауну Земного Шара, в движение по защите всех его природных комплексов и объектов растительного и животного мира от угрозы полного исчезновения.
 
     В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Участие в совместной работе учёных разных стран: натуралистов-естествоиспытателей, их активный творческий обмен опытом при встречах, обсуждениях докладов, научных трудов во время конференций, форумов на площадках всемирно известных университетов, конечно, было не напрасным делом.
 
     В результате кропотливой работы, появились данные и свидетельства о редких видах животных, птиц, растений на суше, в водной среде вокруг всех шести земных континентов. Впервые был составлен (предварительный) перечень по определённым разделам о всех видах обитателей природы в целом Мире, о мерах охраны природы и её восстановлении.
 
     "Интересного через край, - о чём, раздумывая, продолжала я мысленно рассуждать, на обратном пути из рощи пихты-грациозной, перебирая в памяти, информационные зарисовки, услышанные от сотрудницы заповедника. - А сегодня, решив, что время и тема подходящие, воспроизвела их в свободном изложении в нескольких абзацах на этой странице."

     Итогом проделанной работы членами МСОП, в 1963 году в Лондоне, вышла в свет первая Красная книга. Через шесть лет она была переведена на русский язык и издана в нашей стране. Книга обрела большую популярность у зарубежного и нашего читателя, большинством людей воспринимаясь, как удивительное открытие.
 
     Может быть, поэтому Красная книга сразу стала наглядным руководством в вопросах защиты и охраны дикой природы и всего живого в ней. Это как раз та цель, которая преследовалась трудом учёных Мирового сообщества на протяжении многих лет исследований и сбора данных о состоянии животного и растительного мира материков и водных глубин планеты. Заповедники Мира и Красная книга вместе неразлучны в неоценимо важном деле - службе охраны и изучения живой природы, её обитателей и природных ресурсов.

     Кажется, все в группе под впечатлением. Не умолкают разговоры, обращаются к сотруднице-гиду с вопросами о вулканах, реках, медведях в Кроноцком заповеднике. Спрашивают о горных баранах, обитающих на кручах сопок. Интересуются, какие из краснокнижных животных населяют Камчатский полуостров. Кто-то задает вопросы, касающиеся представителей ластоногих в прибрежных водах заповедника. Вполне вероятно, что некоторых из них увидим уже завтра.

     Наша экскурсия в рощу пихты грациозной подходит к концу. Мы на подходе к базе. «Хорошей вам погоды! Успешного перехода! Не забудьте соблюдать все обязательные правила для туристов в нашем заповеднике! А по приезду домой проверьте, как чувствуют себя деревья, давно и недавно поселившиеся рядом с вами». - Прощаясь, полушутя-полусерьёзно, напутствует нас добрыми пожеланиями сотрудница заповедника.
                *****
 
      Вернувшись на базу, мы сдали администратору на хранение документы, деньги и ценные вещи, у кого они были. Получили на всю группу гору продуктов питания, в достаточном количестве на переход до базового приюта "Горное плато», где снова нам выдадут очередной общий паёк, которого хватит на рассчитанное время.
 
     Наверное, кому-то будет интересно узнать, какие продукты питания входили в состав туристического пайка.  Вспоминаю: картошка, репчатый лук, соль, тушёнка говяжья, сгущённое молоко, сахар, крупы гречневая и пшённая, кажется, были вермишель и макароны.  Лавровый лист, чай в пачках, сухофрукты для компота, галеты «Арктика», хлеб серый и белый булками и, быть может, это и не всё. Но основное я перечислила. Конфет и шоколада точно не было.
 
     Все пищевые припасы, на «общепитовский котёл», котировались особо ценным грузом, как жизненно необходимые. При всём уважении, «увы» и «ах», ценный груз являл собой банально весомую прибавку в наши рюкзаки, распределяясь поровну между членами группы (возраст и пол во внимание не принимались). Конечно, самому младшему, делалось ненавязчивое исключение, и он, не подозревая об этом, тащил свой, таки, не лёгкий рюкзак без малейшей тени уныния, хотя чувство усталости к концу каждодневного перехода не скрывал, как и остальные.
 
      После пополнения банками, булками, бумажными пакетами с походной снедью, рюкзаки каждого округлялись до неузнаваемых размеров, а вес в результате обретал, возможно и не критические, но довольно внушительные цифры под 25 кг.  Важным было правильно распределить этот груз в недрах рюкзака, чтобы части его не выпячивались и не врезались в спину при ходьбе. К счастью, с каждым застольем рюкзак становился всё легче.

     Кроме того, на группу был выдан необходимый в походе инвентарь: резиновые сапоги бродни (решено было взять 5 пар), топоров 3, каждому по спальному мешку, 3 эмалированных ведра, 3 хозяйственных алюминиевых миски, 2 половника, 2 кухонных ножа.  Представьте, мужчины распределили эти предметы кухонно походного обихода, а заодно и сапоги бродни, между собой и несли их мужественно в течении всего маршрута с благополучной обратной доставкой. Некоторые рационально переобулись в тяжеловатые бродни, всё удобней, чем тащить их на плечах.
 
     Время от времени сапоги бродни оказывались нужными всем и использовались каждым по назначению во время форсирования водных препятствий, когда без высоких сапог, точно, не обойтись. Пять человек обутые в них проходили брод, потом один из них как проводник возвращался назад с четырьмя парами освободившихся сапог и переводил ещё четыре человека, и так пока не перейдут все. Но этот неизбежный процесс впереди.

     Электрические фонарики, полезной вещью, прихваченные из дома, оказались у меньшинства. Кое-кто по-хозяйски расчётливо сохранил старые газеты для розжига костра, купленные ещё по пути на Камчатку. С собой, следуя памятке в путёвке, у каждого туриста был собственный двухкарманный рюкзак, необходимая в походе одежда, обувь, средства и предметы гигиены, спички, походный столовый набор, весьма неприхотливый: небьющиеся кружка, суповая чашка-миска, вилка, ложка. И у всех были складные ножи и ножички.

     Впереди нас ждали извилистые медвежьи тропы по лесистым распадкам, вдоль быстрых речушек и рек с береговыми осыпями вулканического шлака, уходящими откосами в шумные стремнины вод. Мы знали о неизбежности переправ бродом через строптивые горные реки и ручьи, были осведомлены и о крутых спусках по рельефным склонам с последующими восхождениями.

     И мы почти отчётливо представляли, что этот путь, каким бы петляющим он не был, будет вести нас всё выше и выше в сторону вулканов, горных плато, в направлении к диковинным чудесам Кроноцкого заповедника: «Кальдере Узона» и «Долине гейзеров».  И начало этому пока неизведанному счастью с нетерпением ожидалось ранним утром, ближайшего "завтра" с прогностическим предчувствием погожего зарождения дня.

Продолжение следует.

Интернет фото.  Турбаза «Долина Гейзеров» Жупаново. Кроноцкий заповедник, июль 1973 год. На заднем плане Вулканический массив Большой Семячик, сложен из 7-ми конусов, самый крупный Зубчатка обращен в сторону турбазы.


Рецензии