Демон театральности

Опять ступенями, склонясь, взойду на сцену,
Где так привычен закулисья антураж,
И возродится из пылинок постепенно
Ролей, озвученных пред зрителем, мираж.

Из бликов призрачных прольются монологи,
Восстанут позы, жесты, стульев скрип,
И с голосом от автора в прологе
Шагнёт performer** мой под сень картонных лип.

Всё будет так, но несколько иначе:
Другой художник декорации создаст,
Другую мне партнёршу предназначат,
А в пятнах света просквозит иной контраст.

Но "демон театральности" - всё тот же
Во мне закрученной пружиной часовой.
И тот же зритель, в полумраке правой ложи,
С моим лицом сидит, следя за мной.

Его улыбка, ироничная немного,
Меня сегодня, как и прежде, не смутит.
Ему лишь видимая, ниспадает к полу тога,
А маска греческая на лице меня хранит.

Да, лицедейство поражает, как проказа!
Кто нынче я - Лонгфелло или Дант?
Себе внушить пытаюсь раз за разом,
Что роль моя - мной про'игранный фант.

Во всякой роли всё же сам себя представлю,
Всех чувств стремления раскрою напоказ,
И зрителя принять с собой заставлю
И лёд забвенья и любви экстаз!

* демон театральности - популярный в конце XIX начале XX веков
в театральных и театроведческих кругах термин, а также название
театроведческой работы Н.Н.Евреинова
** performer(англ.) - актёр, исполнитель


Рецензии
Уважаемый Сергей! Очень сильное стихотворение, заставляющее задуматься и о профессии актёра, и о развитии театра в целом. Насколько я помню Николай Евреинов - основоположник теории театра, даже его философской системы - полемизировал с МХТ, выступая против засилья пошлости, безвкусицы, потакания низменным зрительским запросам. К сожалению, сейчас мы нередко наблюдаем состояние театра, очень сходное с тем, что видел Евреинов более столетия назад. Моя дочь несколько лет подряд, работая волонтёром на Платоновском фестивале искусств, много рассказывала об экспериментальных спектаклях. И некоторые постановки, даже её, двадцатилетнюю девушку с прогрессивными взглядами, повергали в шок. А стихи Ваши очень хороши не только по содержанию, но и по форме безупречны. Очень интересно представили внутренний мир (живущего внутри актёра демона). Спасибо! С неизменным теплом и уважением к Вам, Светлана

Лана Криптос   11.08.2018 16:29     Заявить о нарушении
Лана! Не буду повторять то, что уже написал Вам. Хочу лишь ещё раз подчеркнуть, что в своём стихотворении хотел сказать, что все мы в процессе своего бытия постоянно играем разные роли, в зависимости от обсоятельств, в том числе, при написании каждого стихотворения, "проигрывая" словами свои фантазии, мысли и эмоции, и то, что мы при случае готовы выйти на сцену и вложить свои эмоции и фантазии "на тему" в действия персонажа, лишний раз подтверждает первичность нашей личной театральности перет сценической театральностью, и только в рамках личной театральности актёра-творца, а не примитивного копирования жизнеописательного сюжета, может существовати истинный творческий Театр во всех проявлениях, в том числе - поэтический. С теплом и уважением, Сергей

Лебедев Сергей Александрович   15.08.2018 12:47   Заявить о нарушении
PS В первую очередь, всё сказанное отношу к себе самому. С.

Лебедев Сергей Александрович   15.08.2018 13:43   Заявить о нарушении
И ешё одно небольшое добавление. Меня всегда умиляет фраза:" Прошу не отождествлять ЛГ с автором". Вот это чистой воды дешевая игра. Если ты настоящий поэт, то ты всегда вкладываешь в так называемого ЛГ себя - в большей или меньшей степени, даже тогда, когда пишешь о ком-то конкретном, поскольку осознать всю сущьность человека ты не в состоянии, ты лишь приближаешься к пониманию, достоаивая собой неосознанное. Если же ты описываешь кого-то, не вживаясь в героя, то ты не поэт, а хронист-компилятор или ремесленник-кукольник. С.

Лебедев Сергей Александрович   15.08.2018 14:11   Заявить о нарушении
Не могу не согласиться. Вот поэтому у меня на странице такой фразы нет!

Лана Криптос   15.08.2018 18:39   Заявить о нарушении
Дл меня -это не секрет! С.

Лебедев Сергей Александрович   15.08.2018 20:07   Заявить о нарушении