Борис Лукин. Читинская история 2
"ВСЁ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ"....
Вот уж воистину не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь.
В середине 70-х годов 20-го века дела службы привели меня в стены областного архива г. Читы. И каково же было моё удивление, когда совершенно случайно в руках моих оказалась папка с одним единственным документом. Это был запрос 1906 г. Читинского отделения Иркутского жандармского управления за подписью жандармского ротмистра Покровского о розыске мещанина Пуговкина Алексея Дмитриевича, виновного в распространении антиправительственных воззваний. "...Его приметы: глухонемой, 26-ти лет, рабочий железнодорожных мастерских". Без сомнения это был мой дед по материнской линии. Так я узнал, что тяжкий недуг не являлся препятствием для молодого паренька с революционной романтикой в голове.
В 1905-1906 годах Москва и г. Чита в Российской Империи были у всех на слуху. Революционные события этих лет, по словам В. И. Ленина, "были генеральной репетицией революции 1917 года".
Ситуация в г. Чита, в конце 1905 г. и начале 1906 г. напоминала Петроград в октябре 1917 г. В городе в это время возникло двоевластие. Наряду с официальной властью во главе с военным губернатором, генерал - лейтенантом Холщёвниковым Иваном Васильевичем (05.07. 1905 - 23.02. 1906), возникла новая власть, где верховодили социал - демократы (установившие "Читинскую республику"). В городе наблюдалось большое скопление войск, следовавших через г. Чита с военных полей Маньчжурии. От кровавой вакханалии спасла выдержка властей. Позже военный губернатор Холщёвников будет обвинён в преступном бездействии и предан суду.
И только сравнительно малочисленные воинские части Российской империи под командованием генералов Меллер - Закомельского и Павла Карловича Ренненкампфа, скреплённые железной дисциплиной, смогли покончить с революционным беспределом. О Ренненкампфе надо сказать особо. За смертную казнь в г. Чита 77 революционеров в феврале 1906 г. его в советские времена называли не иначе, как палачом.
(Кроме того, 15 человек были приговорены к каторжным работам, а 18 человек были заточены в тюрьмы.
Из главных железнодорожных мастерских и депо было уволено и выслано из Читы более 400 рабочих. 05 января 1906 г. без суда и следствия был расстрелян революционер, член Иркутского и Читинского Комитетов РСДРП Бабушкин И.В. на станции Мысовая, ныне город Бабушкин, Бурятия).
Ренненкампф, мол, только подавлял восстания, да бездарно проявил себя на полях Первой мировой войны. Может быть в этом и есть доля истины, но не вся. Да он успешно подавил в Китае "восстание боксёров", которые разрушили построенную Россией, на территории Маньчжурии Китайскую Восточную железную дорогу и которые хладнокровно вырезали своих соотечественников, принявших христианство.
Во время русско - японской войны, в силу своей близости к театру военных действий, г. Чита стал городом - госпиталем. Здесь работал Боткин, будущий лейб-медик царской семьи, который в 1918 г. погибнет вместе с ней.
Будущий светило советской медицины профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, начнёт исцелять людей здесь, в Чите. После окончания университета он, в составе медицинского отряда Красного Креста, прибыл сюда и был назначен заведующим хирургическим отделением. Операции он выполнял безупречно. Здесь же он женится на сестре милосердия Анне Ланской, давшей в юности обет безбрачия. Её, за кротость, называли "святой сестрой". Их венчание произойдёт в церкви, построенной ссыльными декабристами, в той самой, где венчались декабрист поручик Анненков с Полиной Гебль. Вскоре после венчания они покинут Читу.
В 1905 г. по линии Красного Креста, в качестве сестры милосердия в Чите находилась аристократка, генеральская дочь, Анастасия Арапова - жена будущего маршала Карла Густава Маннергейма.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Судьбы героев моего повествования сложились сообразно эпохе, в которой они жили. Генерал Павел Карлович Ренненкампф будет расстрелян большевиками летом 1918 г. в возрасте 63-х лет.
Войно- Ясенецкий, с юности полюбивший "страдания - так удивительно очищающие душу", будет пострижен в монашество в 1923 г. с именем Лука и позже станет епископом. За жизнь он потрудился во многих городах СССР. В его семье родятся 4-ро детей, а жена умрёт в молодом возрасте от туберкулёза. Воспитанием его детей займётся неплодная вдова медсестра София Сергеевна Белецкая. За свой научный труд "Очерки гнойной хирургии" Войно - Ясенецкий получит Сталинскую премию, которая не спасёт его от Советских лагерей. Срок ссылки закончился осенью 1943 г. Той же осенью он будет возведён в сан архиепископа.Во время Великой Отечественной Войны архиепископ Лука станет начальником госпиталя и будет проводить уникальные операции. Он спасёт немало жизней. А данные им консультации, молодым хирургам добавят опыта. Отошёл Лука ко Господу 11 июня 1961 г. Русской православной церковью святитель Лука будет причислен к лику святых.
Анастасия Арапова умрёт вместе с дочерью в Париже, в нищете.
Бывшего генерал-губернатора Забайкалья Холщёвникова И.В.привлекут к суду военного трибунала, однако его спасёт собственная дочь Ольга( 1880-1975). Она добьётся приёма у военного министра А.Ф. Ридигера, который освободит его отца и ... женится на ней.
После 1917 г. Холщёвников И.В. служил в Красной Армии в должности помощника ген. штаба Севастопольской крепости.
А что же мой дедушка Пуговкин Алексей Дмитриевич?
Очевидно, со временем, он освободился от революционного дурмана. И как я уже писал в "Читинской истории" (глава 1), он будет "до смерти работать и до полусмерти пить." Во время Великой Отечественной Войны он станет немощным. Продуктовых карточек, очевидно, не получал. И чтобы как - то утолить голод он пил подсолёную воду. Умер в 1943 г. от водянки. А через 4 года на свет белый появился я.
(Записано со слов Лукина Бориса Ивановича (род. 1947г.), внука Пуговкина А.Д.; юриста по образованию, жителя г. Боровичи Новгородской области. Он -автор этого исторического повествования)
Свидетельство о публикации №118081005134
Много мыслей и чувств возникает от сравнения прожитых жизненных путей в данной истории: от нищенского, горемычного существования до жизни, наполненной "любовью к страданиям", к святости. Святитель Лука Крымский, до последнего его вздоха был окружён любящими его людьми.
Надо отметить и его прозорливость, когда в 30-е годы 20 -го века он убеждал политзаключённых о тщетности их деятельности, на которую они тратили свою жизнь. (См. " Рассказы о святителе Луке (Войно-Ясенецком)" М. 2014. Издательство Московского подворья Свято - Троицкой лавры)
Елена Себелева 28.09.2018 20:10 Заявить о нарушении