Борис Лукин. Читинская история 2

 
               "ВСЁ, ЧТО БЫЛО  НЕ  СО  МНОЙ - ПОМНЮ"....
               

   Вот уж  воистину  не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь.
В середине 70-х годов  20-го века дела службы привели меня  в стены  областного  архива г. Читы.  И каково же было моё  удивление, когда  совершенно случайно  в руках моих оказалась папка  с одним  единственным  документом.  Это был  запрос  1906 г.  Читинского  отделения  Иркутского  жандармского  управления  за подписью  жандармского  ротмистра  Покровского  о розыске  мещанина  Пуговкина  Алексея  Дмитриевича, виновного  в  распространении  антиправительственных  воззваний. "...Его приметы: глухонемой, 26-ти лет,  рабочий  железнодорожных  мастерских".  Без  сомнения  это  был  мой  дед  по материнской  линии.  Так я  узнал, что тяжкий  недуг  не являлся  препятствием  для молодого  паренька  с  революционной  романтикой  в голове.

   В 1905-1906 годах  Москва  и г. Чита  в Российской Империи были у всех на слуху.  Революционные  события  этих  лет, по словам В. И. Ленина,  "были  генеральной  репетицией  революции 1917 года".
   Ситуация  в г. Чита, в конце  1905 г. и начале 1906 г.  напоминала  Петроград  в октябре  1917 г. В городе  в это время  возникло  двоевластие.  Наряду с  официальной  властью  во главе  с  военным  губернатором, генерал - лейтенантом  Холщёвниковым  Иваном Васильевичем (05.07. 1905 - 23.02. 1906), возникла новая власть, где  верховодили  социал - демократы  (установившие "Читинскую  республику").  В городе  наблюдалось  большое  скопление войск,  следовавших  через  г. Чита  с  военных  полей  Маньчжурии.  От  кровавой  вакханалии  спасла  выдержка  властей.  Позже военный  губернатор  Холщёвников  будет  обвинён в  преступном  бездействии  и предан  суду.
 И только  сравнительно  малочисленные  воинские части  Российской империи под командованием  генералов  Меллер - Закомельского и Павла Карловича  Ренненкампфа,  скреплённые  железной  дисциплиной, смогли  покончить  с  революционным  беспределом. О Ренненкампфе  надо сказать  особо.  За смертную казнь  в г. Чита  77 революционеров  в феврале 1906 г.  его в советские времена  называли  не иначе, как палачом.
 (Кроме того, 15  человек были  приговорены  к  каторжным  работам, а 18  человек  были  заточены в  тюрьмы.
Из  главных  железнодорожных  мастерских  и депо  было уволено  и  выслано  из  Читы  более 400  рабочих.  05  января  1906 г.  без  суда и следствия  был  расстрелян  революционер, член Иркутского  и Читинского Комитетов РСДРП   Бабушкин И.В. на станции Мысовая, ныне город  Бабушкин, Бурятия).
   Ренненкампф, мол, только  подавлял  восстания, да бездарно проявил себя на полях  Первой  мировой  войны.  Может быть  в этом и есть  доля  истины, но не вся.  Да он  успешно подавил  в Китае  "восстание  боксёров", которые  разрушили  построенную  Россией, на территории Маньчжурии  Китайскую Восточную  железную  дорогу и которые  хладнокровно  вырезали  своих  соотечественников, принявших  христианство.

   Во время  русско - японской  войны, в силу  своей  близости  к театру  военных  действий, г. Чита  стал  городом - госпиталем. Здесь  работал  Боткин, будущий  лейб-медик  царской  семьи, который  в 1918 г.  погибнет  вместе  с ней.

   Будущий  светило  советской  медицины профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, начнёт  исцелять  людей здесь, в Чите. После окончания университета  он, в составе  медицинского отряда Красного Креста, прибыл сюда и был назначен  заведующим  хирургическим  отделением. Операции он выполнял безупречно.  Здесь же он женится на сестре милосердия  Анне Ланской, давшей  в юности   обет  безбрачия. Её,  за кротость, называли  "святой сестрой".  Их венчание  произойдёт  в церкви, построенной  ссыльными  декабристами,  в той самой, где  венчались декабрист  поручик  Анненков с  Полиной Гебль. Вскоре после венчания  они покинут Читу. 

    В 1905 г.  по линии  Красного  Креста, в качестве  сестры  милосердия в Чите находилась аристократка, генеральская дочь,  Анастасия  Арапова - жена будущего маршала Карла Густава Маннергейма.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ.

   Судьбы  героев  моего повествования  сложились  сообразно  эпохе, в которой они жили.  Генерал Павел  Карлович  Ренненкампф  будет  расстрелян  большевиками  летом  1918 г. в возрасте 63-х лет.

  Войно- Ясенецкий, с юности полюбивший "страдания - так удивительно очищающие душу",  будет  пострижен в  монашество в 1923 г. с именем Лука и позже станет  епископом. За жизнь он  потрудился во многих  городах  СССР. В его семье родятся 4-ро детей, а жена умрёт в молодом возрасте от туберкулёза. Воспитанием его детей займётся неплодная вдова медсестра  София Сергеевна Белецкая. За свой научный труд "Очерки  гнойной  хирургии" Войно - Ясенецкий получит  Сталинскую премию, которая не спасёт  его от  Советских лагерей. Срок ссылки  закончился осенью 1943 г. Той же осенью он будет возведён в сан архиепископа.Во время Великой Отечественной Войны архиепископ Лука станет начальником госпиталя и  будет проводить  уникальные операции.  Он спасёт  немало жизней. А данные им консультации, молодым хирургам  добавят опыта. Отошёл Лука ко Господу 11 июня 1961 г. Русской  православной  церковью  святитель Лука будет  причислен  к  лику святых.

  Анастасия  Арапова  умрёт вместе с дочерью  в Париже, в нищете.

 Бывшего генерал-губернатора Забайкалья  Холщёвникова И.В.привлекут  к суду  военного  трибунала, однако  его  спасёт  собственная  дочь Ольга( 1880-1975).  Она добьётся  приёма у  военного министра А.Ф. Ридигера, который  освободит его  отца  и ...  женится на ней.
После 1917 г.  Холщёвников И.В. служил в Красной Армии  в должности помощника  ген. штаба  Севастопольской  крепости.

   А что же  мой  дедушка  Пуговкин Алексей  Дмитриевич?
 Очевидно, со временем, он освободился от  революционного  дурмана. И как  я уже  писал в "Читинской  истории" (глава 1), он будет "до смерти  работать и до  полусмерти пить."  Во время Великой Отечественной Войны  он станет  немощным.  Продуктовых карточек, очевидно, не получал.  И чтобы  как - то  утолить голод  он пил  подсолёную  воду.  Умер  в 1943 г. от  водянки. А через 4 года на свет  белый  появился я.

   (Записано со слов Лукина Бориса Ивановича (род. 1947г.), внука Пуговкина А.Д.; юриста по образованию, жителя г. Боровичи Новгородской области. Он -автор этого исторического повествования)
    


Рецензии
Ценность написанного в том, что автор попытался представить период, в котором жил его дед, с которым ему не довелось увидется никогда. В кратком повествовании приведены события начала 20-го века. Какая высокая концентрация известных людей и их разных судеб! Критерием интересного чтения для меня является получаемая, в результате чтения, потребность в дополнительном получении знаний по затронутым вопросам в прочитанном произведении.
Много мыслей и чувств возникает от сравнения прожитых жизненных путей в данной истории: от нищенского, горемычного существования до жизни, наполненной "любовью к страданиям", к святости. Святитель Лука Крымский, до последнего его вздоха был окружён любящими его людьми.
Надо отметить и его прозорливость, когда в 30-е годы 20 -го века он убеждал политзаключённых о тщетности их деятельности, на которую они тратили свою жизнь. (См. " Рассказы о святителе Луке (Войно-Ясенецком)" М. 2014. Издательство Московского подворья Свято - Троицкой лавры)

Елена Себелева   28.09.2018 20:10     Заявить о нарушении