Троица

         Из цикла "Живопись и поэзия"
         По иконе Андрея Рублёва "Троица"


В дубраве Мамре, что вблизи Хеврона,
Разбил шатёр библейский Авраам,
Чтил слог Ветхозаветного канона,
В котором к праотцам причислен сам.

Однажды летним днём к жилищу старца
Три светозарных мужа подошли.
Увидев их, хозяин растерялся
На миг, и поклонился до земли.

Омыл своим гостям усталым ноги,
Закласть телёнка лучшего решил,
Испёк хлеба, и путников с дороги,
Чем Бог послал, волнуясь угостил.

А странники – супругам дряхлым в радость
Сказали новость: «Не пройдёт и год,
Родите сына несмотря на старость,
С ним новый род – израилев народ!»

       *      *     *

Сюжет из Бытия рукой Рублёва
В мир Нового Завета принесён,
Здесь Ангелы в ином прочтенье, новом,
Суть Троицы – догмат для всех времён.

Мир «Троицы» скупой и не украшен
Деталями, что отвлекают взгляд,
Здесь центр – евхаристическая чаша*,
Вокруг неё три Ангела сидят.

Центральный Ангел – цвет хитона** красный,
Цвет крови, что пролил за нас Христос,
Гиматий*** синий, символам согласно,
Божественности неба чистый тон –

Спаситель (символизм одежд известный
Закон иконописный подтвердил)
Благословляет чашу жертвы крестной,
Которую Отец благословил,

Сидящий справа Ангел, ну а слева
Святого Духа образ, ипостась.
Стаффаж**** иконы – дом, скала и древо
С сюжетом входят в смысловую связь:

Предвечный мир Рублёв довольно сухо
Решил домами за спиной Отца,
Скала – Голгофа, восхожденье Духа
К бессмертию, в котором нет конца,

А дуб мамврийский – древо жизни вечной,
Как память о распятье на кресте
Спасителя во имя бесконечной
Дороги душ к безгрешной чистоте.

Нет Авраама, Сарры на иконе,
Незримо их присутствие для нас,
Стоящих перед «Троицей» в поклоне,
Как и они в ветхозаветный час.

И заставляет нас подумать вечность:
«Приносим ли мы Богу, как они,
Открытость душ и преданность, и верность
Своих сердец в сегодняшние дни?»

     Примечания:
     *   Евхаристическая чаша, потир – сосуд для христианского богослужения,
         применяемый при освящении вина и принятия Святого Причастия.
         Эту чашу держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере;
     **  Хитон – нижняя одежда в виде рубахи;
     *** Гиматий – плащ, верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани;
         обычно поверх хитона;
     ****Стаффаж – второстепенные элементы живописной композиции.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.