Плотина

          Памяти Эдит Сёдергран

Бреду вдоль берега. (Река спустя два рукава, без брода,
тучнела. Бор оберегал ее обузданные воды).
По-над плотиною закат чахоточным подростком бредит.
«Приедет?!» – дачники кричат, и эхо выдыхает: «Э-эдит».

Ее шаги, ее рука меж елей пролагали тропы,
и было поздно упрекать за одиночество и копоть
ружейных выстрелов. Разлив любви и жизни половодье,
к стене плотины подступив,в недоумении отходят

и растекаются в стихах.Но если все же подхватило,
и смерти непосильный страх переуступит Стиксу стилос,
то в брызги оболочки слов по-фински, шведски или русски
размалывают жерновов колеса в  сече водоспуска.

Алмазной пылью тайный зов встает дрожащим ореолом,
и близок  бой колоколов,что у  святителя Николы.
И я помедлю на мосту,заметив, как из-под плотины,
сливаясь, буруны бегут полоской уходящей длинной.


Рецензии
Волны упёрлись в плотину
Лбом своим мокрым от вод
Финские камни и глина
Их перевёрнутый свод.

Льётся вода на лопатки
Крутят они колесо
Крутят они без оглядки
Двигаться просит нутро.

Капли сплетенные в реку
Дни нареченные в год
Плетью идут человеку -
Гонят его черёд.

Смотрит устало на пламя,
Смотрит устало в поток.
Каждому быть не снами,
Каждый когда-то так мог.

Олег Шувалов   10.08.2018 00:09     Заявить о нарушении
Олег, мы с Вами прямо на два голоса расписали круговорот воды в природе). Благодарю за чудесный поэтический отклик.

Наринэ Карапетян   10.08.2018 09:20   Заявить о нарушении
Наринэ! Это Вам спасибо. Мне самому было интересно прочитать Ваше произведение и написать на него отзыв. Да, и об этой бедной финско-шведской поэтессе почитал. Петершулле. Родные пенаты.

Олег Шувалов   10.08.2018 22:44   Заявить о нарушении
Напишите стих про ее кота - в Рощино поставили ему памятник. По-моему, многообещающий посыл: Ю-ю Куприна, собака Качалова и т.д. - столько персон, достойных увековечивания.

Наринэ Карапетян   10.08.2018 23:25   Заявить о нарушении
У меня свой кот. Я только тем и занимаюсь, что его увековечиваю:))
А я считаю, что памятник заслужил Василий Львович Пушкин - он его заслужил. Так и назвать "Памятник дяде". Памятник всем не безразличным людям. Это он нам Пушкина "подарил" и в лицей его устроил и в литературные круги привел и был первый пропагандист. Ни мама, ни папа! При всём уважении - а дядя. Такой же "дядя" привел к Владимиру Стасову, а через него к Горькому мальчишку Маршака Самуила, которого встретил, декламирующим на бочке стихи за Московской заставой, мальчик читал стихи другим детям... Просто шел добрый дядька по улице и... перезагрузил лучшее из русской классической литературы в советскую, просто увидев мальчишку, просто поняв талант... Я просто требую поставить такой памятник - "дяде"!!!

Олег Шувалов   11.08.2018 07:13   Заявить о нарушении
Дяде - это замечательно! А то мы гениев возвеличили, а ведь по жизни устраивается так, что им для "творческого горения" в каждый момент времени нужны муза, меценат, менеджер,издатель, группы поклонников и недоброжелателей и т.д.. Те, которым в итоге часто не воздается, а достается, как, например, Марине Басмановой от Бродского

Наринэ Карапетян   11.08.2018 16:15   Заявить о нарушении
Именно так. Но Бродский - гений с ниппелем. Его немного "раздули" из политических соображений. А вот именно два мне известных "дяди" реально повлияли на русский язык, а значит и на мышление целого русскоязычного населения. Отзывчивость самая "низкооплачиваемая" добродетель. Берут ее, как данность и точка. Кто вспомнит о бабушках, нянечках? Просто помнишь теплые, нежные, заботливые руки, а глаз, может, и не помнишь.

Олег Шувалов   11.08.2018 20:25   Заявить о нарушении
А мне с возрастом все больше кажется, что у Бродского каждое слово выстраданное и потому настоящее. Вообще не раз ловила себя на мысли, что, когда что-то отталкивает, например, в писателе - надо почитать его биографию. Так, мне Чехов всегда казался жутким мизантропом, а почитаешь, как он один крутился в Таганроге, потом всю семью на себе тащил, и пожалеешь - даже за то, что не особенно обольщался на счет людей. А бабушки - да, ласка и тепло, без всяких но...

Наринэ Карапетян   11.08.2018 23:07   Заявить о нарушении
Мне у Бродского понравилось по-настоящему только одно стихотворение - про то как сносили греческую церковь. Теперь там БКЗ. А "побил" его в моих глазах. Будете смеяться - Михаил Дудин... Тоже всё пошло от биографии. В библиотеке оказалось три одинаковых книжки - "Где наша не пропадала". Проза. Стал читать. Застойное издание ещё начала 80-х. О молодости. О финской войне, о Гангуте. Тут я вспомнил старичков из далекого 1985 года, которых ездил по заданию школы фотографировать в Белоостров. Тогда ничего не понял. Линии Маннергейма какие-то. Потом ходил в поход на них. Там испытал какое-то мистическое потрясение. И от корабельных сосен и от этих ДОТов и ДЗОТов, но потом это все стерлось, а вернулось, когда попалась эта книжка. Из книжки я понял, что Дудин еще и поэт. На мое счастье я в тещиной библиотеке нашел его совершенно не читанный томик. Сел. И понял, что в простых словах может скрываться самая отчаянная правда и боль. Формулировки могут быть и без изломов, извивов и завываний, а пронизывать насквозь правдой и болью. Как я обрадовался, что в новостройках отыскалась улица Михаила Дудина. В моей голове как на ринге схлестнулись Дудин и Бродский. Я присудил победу - Дудину. Он точно знал о чем писал и был беспощаден к себе (особенно в прозе - там просто черным по белому - струсил, убежал - поэтому - жив. Но вынужден сознаться и рассказать об этом). Понимаю, что именно за это ему - улица. За сопричастность, правду и нахождение в контексте события. Он просто убивает не отягощенную умозрительность, которой, собственно и напитан Бродский.

Олег Шувалов   11.08.2018 23:32   Заявить о нарушении
Они же совершенно разные - Дудин и Бродский, но оба прошли через многое и старались себе не изменять. Согласна, Бродский человек умозрительного склада, но как он себя препарирует без анестезии в "Колыбельной трескового мыса" - это как минимум заслуживает уважения за личное мужество. У Дудина поток поэзии течет в классическом русле, а Бродский его расширяет, иногда разрушает, но создает новую гармонию. Вот за это, собственно. А Дудина тоже люблю.

Наринэ Карапетян   12.08.2018 13:13   Заявить о нарушении
Вот Дудина и полюбил - за безнасильственный метод и правду. "Колыбельную" - перечитаю:)

Олег Шувалов   12.08.2018 17:00   Заявить о нарушении
Перечитал, но без восторга. Он пуст. У него нет темы, кроме одной. Я и Империя. Но "я" очень раздувается для своего соответствия Империи. Бродский - центр вселенной, что как точка отсчета весьма сомнительно. Некий гигантизм Маяковского, который лязгал за последним и дотюкал наконец. Смерть помогла Маяковскому стать великим. Политика помогла Бродского провозгласить первым бардом русского мира. Сметем с доски этих шахмат величественные фигуры Империи, что останется? Два просто издерганных человека. Первый - действительно умел выдумывать новые слова и обладал уникальной техникой озвучивания текст голосом. Второй - просто ломал строчки текста, не имея ни одной притягательной идеи, великой идеи, великого горя за своей душой. Да, Венечка Ерофеев, как я понимаю - настоящий последний классик именно Русской литературы. Он не поэт, но в отличие от Бродского в "Москва-Петушки" много большее сказано и о Стране Советов и о жизни Человека в ней и даже некий эсхатологический исход. Бродский прекрасно переехал. Жаловаться не о чем. Это не война, не революция, не всепоглощающая и требующая жертв любовь. Это даже не самая сильная и глубокая философия. Пока для себя вижу - только греческую церковь, то, что он реально видел, во что реально вошел сознанием и смог отточить какими-то рефлексирующими рефренами. Редкая для него удача.

Олег Шувалов   12.08.2018 22:43   Заявить о нарушении
Олег, я вот представляю, что меня бы насильно разлучили с теми, кого я люблю - для меня бы это было великое горе. Да, Бродский фокусируется на себе, но то, что он вытаскивает на свет в результате тщательного самокопания - это общечеловечно, опыт выживания человека одинокого, с душевной раной.

Наринэ Карапетян   13.08.2018 19:04   Заявить о нарушении
Добрый вечер!

Но поймите меня правильно. Горе ребенка, которого мама выводила из троллейбуса, но как-то не ловко, что вдруг двери захлопнулись и ребенок отъехал от родимого дома на три троллейбусных остановки. И горе другого ребенка, такого же по возрасту, на глазах которого в огне погибает, допустим, просто его деревня. Огонь сжирает его дом. Даже люди все живы, а дом сгорел. То если сопоставить опыт одного малыша и опыт другого - то он - этот опыт- не сопоставим!!! Один - просто встал взрослее и самостоятельнее. А второй пережил потрясение взрослого человека. И этот огонь будет озарять ему память всю его жизнь.

Знаете, я служил в СА. Дедовщина там всякая, не сильно, так. Работа физическая. Служба. Окружение - для меня тогда - удивительное. Хотел быть студентом - служить в СА - в планы не входило. Все прошел как подобает советскому, здоровому мужчине.
Читаю Достоевского "Записки из мертвого дома". Федор Михайлович описывает быт заключенного, взаимоотношения людей и я узнаю (потом уже со смехом) быт обыкновенного советского солдата. Т.е. его "сидельческий" опыт сравним с опытом любого отслужившего срочную службу мужика в СА! Нет там ничего нестерпимого. Вот, у Варлама Шаламова - другой разговор - там - есть. Пик мучений Достоевского - это его расстрел. Эти 10 минут - от оглашения приговора, до развязки - вот это и есть его бесценный опыт! Самый, наверно, главный - за эти 10 минут он и стал мыслителем и "понимателем" сущности жизни. "Бедные люди" - еще бледные тени, а вот после этого - все переосмыслишь, коль голова есть. У Толстого - Севастополь - поэтому и Тушин, и война правдива до последней капли. Но когда мне пытаются перепродать, преподнести трамвайное путешествие за "кругосветку" - я смеюсь. Мой дед тоже печатал самиздат. Моего отца выгнали из МГУ за то, что он рассказывал "свою" интерпретацию событий 1968 года. Его прорабатывали в "Большом Доме" на Литейном и я был рожден не в Питере, т.к. отец покидал родной город в течение 48 часов. По большому счету опыт Бродского высосан из пальца - и в этом его слабость. Те "титанические" лишения не сравнятся ни в коем разе с опытом иных писателей. Просто он большой везунчик, о чем ему Ахматова и говорила. А то, что он поехал в Америку, а не мой отец - это скорее отцу не повезло. Но отец у меня поэзией не занимался, занимался физикой. Но книжку в США его все-таки издали. Без триумфа. Но она тоже там есть, как и в библиотеках России.

Олег Шувалов   13.08.2018 21:16   Заявить о нарушении
Все это верно. Но Вам не кажется, что каждому даются испытания по силам? При таком взгляде переживания тех, кому довелось испытать меньшие потрясения, не менее ценны хотя бы потому, что учат снисхождению к людским несовершенствам и немощам, а это уже совсем немало. Мы живем ту жизнь, которая дана (среда, родители, окружение и т.д.) - и если человек не кривя душой о ней пишет, в чем же его недостаточность? Я вот недавно прочла пару романов Энн Тайлер ("Катушка синих ниток" - особенно) - о ничем не примечательных американских обывателях, а ощущение совершенно необыкновенное, будто заглянул куда-то за кулисы человеческой жизни...


Наринэ Карапетян   13.08.2018 21:59   Заявить о нарушении
Все верно. Но именно по этому я и сказал, что с Бродским носятся и говорят, что он пережил и поведал о великом противостоянии, те люди, которые наделили этого человека неким ниппелем, куда нагнетают под давлением воздух. Ничего не говорю о том, что необходимо запретить писать. Нет, конечно. Но, тот опыт на который он претендует не сопоставим с реальностью. Это картонный рыцарь, блеском лат которого восхищается толпа таких же отчаянных домоседов, обремененных геморроем и печальным испугом перед возможными настоящими потрясениями. Обратная история с Гумилевым, который всю жизнь мечтал быть героем, всю жизнь бредил Африкой, в которой был, первый раз где-то неделю. Писал достаточно умозрительные стихи. На войну пошел через школу прапорщиков и по-моему экзамены-то толком сдать не смог. Но две вещи сделал правильно - женился на Анне Горенко, а второе - не побежал оповещать ЧК о своих товарищах, что имели в уме отторгнуть Кронштадт от большевиков. И именно этот поступок стал вершиной его творчества именно по этому совсем в другой тональности заиграли его "Капитаны" и пошли шире по рукам и глубже стали оседать в мозгах. Именно личность худенького мальчика, ходульного поэта, смешного воина вдруг в одночасье расцвела в жертву бесчеловечной расправы и человека с большой буквы - сохранившего верность своему слову. А стихи... "выйду замуж - стану Дамой. Злой и верною женой, Но мечте моей упрямой... Никогда не стать иной..." Стихи - как стихи. Военные. Издали военные: "Как собака на цепи тяжелой тявкает за лесом пулемёт и жужжат шрапнели, словно пчелы, собирая ярко-красный мед..." Но в любом случае и Гумилева и Маяковского я поставил бы много выше.Эти писали кровью. Стремились умереть за Прекрасную Даму. Дурь? Конечно, дурь. Но я ее много больше уважаю сытого довольства шеститдесятников. Мой отец шестидесятник. Я понимаю - о чем они писали. Но их тема - детский лепет. За все надо платить, как Сервантес, Достоевский, Гаршин. Остальное отшелушивается или держится на некотором "обмане" публики. Так тоже можно. Но не честно.

Олег Шувалов   13.08.2018 22:57   Заявить о нарушении
Мне кажется, мы уже плавно перешли к теме "поэзия и судьба" как две составляющие звания поэт. Наверное. Я тоже не сторонница самодостаточности текста. Надо еще иметь право писать те строки, которые пишешь, простите за тавтологию. А то что Бродского"накачивают", как Вы говорите, его нынешние адепты, так ему-то что до этого? Он точно не для этого писал. И если уж говорить о каких-то жизненно-литературных аналогиях, то всяко Иосиф и его братья напрашиваются. Через опустошенность путь к примирению с судьбой. Хотя, по большому счету, кому-то нравится, кому-то нет - и это первично, а все споры - уже антураж. Я тоже долго к Бродскому относилась равнодушно, а теперь иначе - наверное,сама в чем-то изменилась.

Наринэ Карапетян   14.08.2018 00:51   Заявить о нарушении
А я наоборот долго силился его для себя "открыть". Даже Мандельштам с его "вдохновенным бредом" - взял меня своими "картонными волками", своим "выводком журавлиным". Сквозь бред - но мысль. Пастернак - та же тяжкая работа. Но почему Тютчеву - это не надо? Почему и Дудин - эту непонятность к черту послал? Зачем она эта изломанная непонятность? Вот и "Стихира" вся в бреду каком-то. Мысли пакуют в шелуху. И шелухи больше и больше. А нужны мысли и чувства. И нужен детский честный и от части "глупенький голос" - "А король то голый!".

Олег.

Олег Шувалов   14.08.2018 21:38   Заявить о нарушении
Олег. тут я Вас понимаю. Это как игра - возгонка ассоциаций, символов, метафор и т.д..: кому нравится, тот увлекается не на шутку. Но, с другой стороны, когда талантливо, это может глубоко эмоционально воздействовать. Когда-то по поводу блоковского "А под маской было звездно" читатель прислал в газету объявление: "Плачу 100 рублей тому, кто разъяснит мне это". А разъяснять надо было по сути всю философию символизма. Бродский-то, мне кажется, понятен более или менее. Видимо, простым внятным языком уже сложно сказать чо-то новое или по-новому.

Наринэ Карапетян   15.08.2018 15:56   Заявить о нарушении
Добрый вечер!

Как здорово, что Вы упомянули Блока и символизм. Почему Блока ценят? Потому, что между бредовым тремором все-таки встречается: "Пусть душит жизни сон тяжелый. Пусть задыхаюсь в этом сне. Быть может юноша веселый В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство... и т.д. Это одно из моих любимых. Кратко. Понятно. Хотя коряво, для смыслового восприятия, но музыкально. Странно даже - коряво, но музыкально. Там не так много слов. Обратите внимание. Это не современная "мусорная куча" из какого-то вороньего ассоциативного ряда. У Блока поставлены слова-смыслы, слова-образы в небольшом количестве, но достаточном для дальнейшего смыслового "переваривания". Он щадит читателя. Не перебарщивает. Хотя с маской "нагрешил". Хотя может это иносказательный "сон". Такой же смысловой хаос - "Поэма без героя" Ахматовой. Не знаю зачем такое писать? Не больше, чем узелки для себя. А вот ее же пронзительнийшие строки о соседских детях из Фонтанного дома, погибших в блокаду. Хотя тоже... так написано, что у меня лично вопрос к Анне Андреевне - почему не обеспокоилась вывозом детишек? Тут я больше, как человека-действие Ольгу Берггольц уважаю и чту. Вот кто по праву отчеканил: "Ничто не забыто - никто не забыт". Оправдание для Ахматовой у меня конечно есть - ее саму как ребенка из Фонтанного дома на Канал Грибоедова в "недоскреб" перетащили в каморку убиенного дворника. Но сам факт - драчун или жертва. Мутильщик смыслов от бессилия - или нарезающий правду, как имеющий право. Хотя ускользающие детские жизни в написании Ахматовой - они убийственны как факт, сильны и тяжелы. У меня просто есть стопудовая для меня ассоциация. В столе лежит, прямо под левой рукой фотоальбом. Сама книжка 1939 года (вельвет с тиснением). Фотографии там с 1940 года. Первые страницы о лете сорокового, проведенном в Вырице некой компанией приятелей. Муж с женой строили дачу и пригласили погостить моего прадеда, прабабку и деда (ему тогда только 18)и еще каких-то товарищей. Все улыбаются, счастливые, солнце, молодость. Дед всегда на эти фото смотрел с каким-то сожалением. "Они еще не знают, что будет через год..."- говорил дед. И изредка дорассказывал историю уже без фото. Хозяин дачи погиб в 1941. Хозяйка заболела тяжелейшей формой туберкулеза. И в 1945 году или 1946 разыскала мою прабабку и слезно умаляла забрать ее ребенка в семью, понимая, что дни ее сочтены, а хлеба нет - не в детдом же... Прабабушка - отказалась. Это, вот правда. Тяжелая правда. Они не были друзьями, они были хорошими знакомыми. В Ленинграде был голод. Прадед израненный и больной был сам на грани жизни и смерти. Позади у семьи был блокадный опыт. Прабабушку я помню. Волевая. Жесткая. Вот оно - неприглядное решение о самосохранении. А дедовский рассказ над фотографией без купюр о жестокой правде жизни - это "стихи". Чтобы помнили. Я помню. Поэтому, я очень ценю воспоминания деда - каждое слово - правда, иногда жестокая, как исповедь. Чего уж тут городить тень на плетень? Пиши правду, коль ею обладаешь. Наверно, переживи Блок 1921 год, он или бы замолчал или писал бы еще лучше стал, т.е. - понятнее и правдивее, ушло бы наносное, что для формы. А пришел бы, как у Пушкина - солнечный "гвоздь".

Олег Шувалов   15.08.2018 23:14   Заявить о нарушении
Ой, Олег, Вы знаете - я боюсь судить о людях (надо было ему так сделать или эдак). Бывает, только подумаешь что-то нелицеприятное - и тут же сам попадаешь в похожую ситуацию. Поэты не всегда и о себе-то позаботиться могут: ту же Ахматову в эвакуации, по словам Марии Белкиной, опекали всем домом (писатели, киношники, их жены), она себе даже не готовила. Где ей было деятельно детям помогать? А Блок и так перестал писать - это отдельная тема. Нельзя судить - тем более когда люди в экстремальной ситуации находятся. Это я и о Вашей прабабушке. С моей прабабушкой по маминой линии в войну произошла история "от противного". Она жила в деревне под Невелем, приютила женщину, которая не помню уж отчего осталась без крыши над головой. После войны из плена вернулась дочка той женщины, привезла какие-то вещи трофейные из Германии. Подруга ей позавидовала и, когда старшие женщины были в отлучке, убила, ограбила и дом сожгла. Прабабушку дочки звали к себе (они уже давно разъехались), а она стала жить в землянке и только на зиму приезжала погостить. Дожила, кажется, до ста лет. Тоже нраву жесткого была. Тогда, наверное, иначе не выжить было. Вот и литературу суровую создавали. Но не всегда же ей такой быть - у жизни палитра богатая, а поэзия, как ни крути, - дитя праздности.

Наринэ Карапетян   16.08.2018 02:53   Заявить о нарушении
Добрый день!

На счет "дитя праздности" очень бы поспорил. А вот с представителями Пуниных я чуть-чуть встречался - это контакт от прадеда и деда, а со стороны супруги - еще короче - по работе. Искры летят до сих пор:)

Олег Шувалов   16.08.2018 07:41   Заявить о нарушении
Дитя праздности - это к тому, что руки развязаны от занимающей большую часть дня службы, рутины житейской и пр.. Нужна тишина, чтобы к себе прислушаться, а тут где же ее взять?..

Наринэ Карапетян   16.08.2018 17:10   Заявить о нарушении
Тогда лучше "освобожденный для размышлений":))

Олег Шувалов   16.08.2018 22:45   Заявить о нарушении
Звучит эпически

Наринэ Карапетян   17.08.2018 00:47   Заявить о нарушении