Пифагор. Расчёты Пифагора

Предыдущая глава   http://www.stihi.ru/2018/07/25/4301

Начало поэмы    http://www.stihi.ru/2018/01/26/2095

                427
Но Поликрат не забыл Пифагора —
Стал приглашать мудреца на Совет,
Там прояснилось для всех очень скоро,
Что прозорливей учёного нет.
«Город сейчас – без воды родниковой! –
Молвил старейшинам умный тиран. –
Путь к ней проложен по скалам подковой,
Житель там ходит, как горный баран.

                428
Я загорелся огромным желаньем
Вырубить в горной преграде проход,
Вызван был мной из Мегары посланьем
Зодчий, готовый создать водовод.
Взялся немедленно мастер за дело,
И поддалась камнерезу скала,
Видно, что действовал зодчий умело,
Только вот скорость работы мала…»

                429
Не торопил Поликрат Эвпалина
И не пенял он на трудность и лень,
Только узрил на лице властелина
Мастер досады заметную тень…
И призадумался зодчий серьёзно:
Как бы ускорить сквозь гору проход —
Было открытье его грандиозно:
Он с двух сторон поведёт водовод.

                430
Как угадать сквозь гранит расстоянье,
Чтобы сомкнулись тоннели в горе?
Скалы рубить не простое деянье,
Это не ход проточить в янтаре!
Думал о том Эвпалин, чуть не плача –
Не было прежде подобных чудес!
Но решена им должна быть задача,
Коль обещал водовод камнерез.

                431
Только забрезжил рассвет над горами,
Как пробудился от сна Эвпалин,
Поговорил о делах с мастерами,
Что очищали граниты от глин.
Мерно прошёл он, скалу огибая,
И к роднику возвратился потом,
Очень желанна идея любая,
Чтоб не считали мегарца плутом.

                432
Молча смотрел Эвпалин на работу,
Стоя к ручью загорелой спиной:
«Мало проходим мы за день по гроту,
Но не ускорить движенье казной…»
Он обратился с мольбою к Гефесту:
«Дай, архитектор, полезный совет!
Разные мысли приходят не к месту –
Только решенья разумного нет!»

                433
Вдруг Эвпалина окликнул строитель,
Делавший дамбу по воле царя:
«В город приехал из странствий учитель,
Ездил не зря, говорят, за моря.
Создана школа им в нашей столице,
Учит наукам бедняцких детей,
Всё вычисляет по странной таблице,
Знанья даёт без сугубых затей…»

                434
«Что ты сказал? Повтори всё сначала!
Имя его назови поскорей!»
«Чертит он, кажется, храм у причала,
Там, где песок и плотней, и сырей.
Звать мудреца Пифагором Самосским –
Сильный и крепкий, как зрелый атлет,
Ростом высокий, он выглядит броским,
Словно родитель его –  Мусагет!»

                435
Кинулся к морю строитель тоннеля
С явной надеждой узрить мудреца,
Дума о встрече пьянила без хмеля –
Будет проект доведён до конца!
Но не увидел он там корифея,
Только услышал звучание струн,
В рощу помчал меж соцветий шалфея,
Прыгая вверх с валуна на валун.

                436
«Не обманул мастер дамбы причальной –
Вот он, красавец, как бог Аполлон!
Птицы умолкли от песни печальной,
В гуще красивых оливковых крон…»
Робко строитель приблизился к древу,
Возле которого видел певца,
Вторило сердце мегарца напеву,
Крупные слёзы стекали с лица.

                437
Только умолкли последние звуки,
Как обратился к певцу Эвпалин:
«Слышу, ты ведал несчастья и муки,
Жил на далёкой чужбине один.
Кровь закипает, волнуются чувства,
Песня такая творит чудеса,
Ты – созидатель святого искусства,
Дивно прекрасны твои словеса!

                438
Выслушай просьбу, учитель почтенный,
Вынужден с ней обратиться к тебе –
Радость моя – только труд вдохновенный,
Дни, проведённые в тяжкой борьбе!
Камни тесать – непростая работа –
Надобна сила и рук, и спины,
Чтоб не упасть до десятого пота,
Опыт, смекалка и хитрость нужны.

                439
Взялся сейчас я за труд грандиозный –
В Самос сквозь гору пробить акведук.
И намекает твой друг венценосный –
Не обойтись мне сейчас без наук!
Как, объясни, мне ускорить проходку? –
Можно ль навстречу идти с двух сторон?» –
Добрый учёный погладил бородку.
«Можно!» – в ответ прозвучал баритон.

                440
И Пифагор рассчитал Эвпалину,
Как можно точно построить тоннель,
Тем угодили они властелину –
Будет быстрее достигнута цель!
Так и случилось: сыграли расчёты
В этом строительстве важную роль –
Славно закончены были работы,
Горную воду взял царь под контроль.

Глоссарий к главе:

Аид — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Он — один из трёх великих богов Олимпа. Имя «Аид» означает: «невидный», «незримый». Его царство тоже называлось «Аидом» по его имени.
Аполлон — грозный и могучий олимпийский бог, сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считается богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота.
Аттика (др.-греч.букв. «прибрежная страна» — юго-восточная область Средней Греции, самое сердце Эллады.
Большой ковш — группа ярких звёзд в созвездии Большая Медведица.
Буколы — пастухи коров и быков. Слово произошло от названия жителей западной части нильской дельты, носившей название Буколия, где жили коровьи пастухи.
Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец  и ювелир  мира, строитель всех дворцов на Олимпе.
Кир II (или Куруш II) — блестящий  полководец и царь Персии, который еще при жизни получил прозвище «Великий», когда основал мощную Персидскую империю, объединив разрозненные государства от Средиземного моря до Индийского океана.
Луксор — самый старый город Египта, город живых и мертвых. До Нового времени город носил имя Великие Фивы. В глубокой древности город Луксор был столицей Египта.
Мегара — древнегреческий город, в юго-западной части Мегариды, в полутора километрах от берега Саронического залива.
Мнесарх — ювелир и купец, считавшийся смертным отцом Пифагора.
Мусагет — эпитет Аполлона, означающий: «предводитель Муз».
Партенида (далее — Пифаида) — жена Мнесарха и мать Пифагора.
Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, поэт,  математик и мистик, создатель философской школы пифагорейцев. Многие называли Пифагора сыном бога Аполлона. Аполлона в легендах отождествляли с египетским  богом Гором. Мать Пифагора происходила из знатного рода Анкея, основателя  греческой колонии на Самосе.  Рождение сына ей предсказала пифия в Дельфах,  потому Пифагор и получил своё имя, которое значит: «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу ребёнка Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Поликрат, сын Эака —тиран греческого островного города Самос . Известен своим везением, богатством, масштабным строительством и морским пиратством.
Посейдон — великий бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Cын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии.
Самос — остров в Эгейском море, в архипелаге Восточные Спорады. Он принадлежит Греции. Являлся центром ионийской культуры во времена античности. Родина ряда великих деятелей античной культуры: философов Пифагора, Мелисса и Эпикура, астрономов Аристарха и Аристилла. До VII века до н. э. остров управлялся царями. Затем власть перешла к аристократам, так называемым геоморам. Но известны случаи и установления тирании, сначала Демотела, а затем ок. 560 г. до н. э. — Силосона, предположительно, деда Поликрата, а далее — знаменитого Поликрата.
Феб — «лучезарный», «сияющий» — эпитет отца Пифагора, бога Аполлона, родившегося в сиянии яркого света и осветившего собой весь остров Делос.
Халдеи — в Вавилонии так называли местных учёных, которые занимались  астрономией, математикой, тайными оккультными  науками и предсказаниями судьбы. Существовало также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем.
Эллада — древняя Греция.

Продолжение http://www.stihi.ru/2018/09/14/1587


Рецензии
Я загорелся огромным желаньем
Вырубить в горной преграде проход,
Вызван был мной из Мегары посланьем
Зодчий, готовый создать водовод

Раньше из христианского банка Силы сила шла преимущественно на Церковь, и к церковному укладу и к церковной идеологии была адаптирована. Сила распределялась только на тех, кто хорошо соблюдает церковные уклад, аскезу и идеологию. Теперь у меня появилась возможность перераспределить Силу из общего банка так, чтобы она преимущественно шла на Сатану, уклад и идеологию Сатаны. Жду предложений, какие задать критерии поведения, чтобы Силу адаптировать по этим критериям и чтобы её получали те, кто этим критериям соответствует.

Пока в международном суде разбиралось, кто больше рушит, Церковь или Сатана, мне хотелось Сатану придушить. Был момент, когда предлагали признать Церковь и Сатану равно (не)правыми. Но теперь вроде как бы я от международного Совета власть над местностью, и в рамках своих полномочий могу Силу распределять, как мне покажется.

*

Агата Кристи 4   09.05.2019 13:55     Заявить о нарушении
Надо уметь применять Вашу силу,
Чтобы она не свела Вас в могилу!

Спасибо, Агата!

Сальникофф Алексей   16.05.2019 20:08   Заявить о нарушении
Да я уже, по-моему, была в могиле. Ну наверняка конечно ещё хуже куда-нибудь психикой можно провалиться. Я Решилась твёрдо глубже в ад, чем как где я уже была, не лезть.

Агата Кристи 4   23.05.2019 21:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.