История нашего родства. Глава 1

               
       ОБЛОЖКА.

                ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ.

History of our kinship.
        История нашего родства.
                Geschichte der von unserem verwandschaf
   




Краткая родословная Добренко. Направление по родам. Общий обзор.

   Самым дальним из известных представителей нашего рода Добренко является отец Лаврентия, который жил в Полтавской губернии (на то время часть России) Зеньковского уезда, село Борки. Он был мельником у пана (пан - богатый поляк). Все потомки нашего рода произошли от него. По национальности он был грек, приблизительно 1775 года рождения. Его имя неизвестно.
   Сын панского мельника, Лаврентий, приблизительно 1800 года рождения, женился на украинке по имени Ганна, приблизительно 1805 года рождения. У них родились дети: Серафима  Андрей, Василий и Никита. О Серафиме, Андрее и Василии Добренко не сохранилась никакой информации, кроме той, что они приехали с родителями на Кубань весной 1856 года, на то место, где сейчас расположена станица Спокойная Отрадненского района. Отец Лаврентий и трое его сыновей получили здесь наделы земли.
   Далее наш род Добренко продолжается по линии Никиты Лаврентьевича. Он женился на украденной осетинке Марии Андреевне. Её семья была из осевших на Кубани запорожских казаков, в составе которых до пяти процентов были представители осетинского народа, а также представители других национальностей. У Никиты и Марии родились шестеро детей: Анна, Георгий, Андрей, Василий, Любовь и Пелагея.
   1. Анна Никитична Добренко вышла замуж за Корсунова Александра. У них  родилось двое детей: Анна и Александр. Но по причине бездетности потомков, их род прекратил своё существование.
   2. Георгий Никитич Добренко женился на Марии Нестеровне. У них было семеро детей: Фиона, Иван, Назар, Анна, затем было два сына их имена неизвестны погибли в ВОВ, и Павел.
   От Фионы произошли три рода: Финько, Даниловых и Поликарповых. 
   Иван был бездетный.
   У Назара двое детей: Владимир и Сергей.
   От Анны произошли четыре рода: Дорошенко, Назаренко, Кривоносовы, Жерлицыны.
   У Павла сын Николай.
   3. Андрей Никитич Добренко женился на Марии Георгиевне, она была сиротой с детства. Первая дочь Христина изменила имя на Валентина, Елена и Любовь. Все три дочери по замужеству не изменяли свои фамилии в знак памяти о герое-отце.
   Валентина была бездетна, и её род прекратил своё существование.
   От Елены произошли три рода: Стегачёвых, Сычёвых и Дегтерёвых.
   От Любови произошли три рода: Куршевых, Масленниковых и Крукович.
   Четвёртый ребёнок в семье - Ростислав, у него была одна дочь Валентина.
   4. Василий Никитич Добренко женился на Василисе. Дети: Мария, Марфа в последствии изменила имя на Мария, Матрёна, Степан, Надежда.
   От Марии произошли три рода: Леоновых, Куравлёвых и Куравициных.
   От Марфы произошёл род Шнайдер, но по причине бездетности супругов род прекратил своё существование.
   От Матрёны произошли три рода: Питецких, Шевцовых и Казанчук.
   5. Любовь Никитична Добренко вышла замуж за Замураенко Тимофея. Дети: Иван, Анастасия, Елена и Наталья.
   Иван был бездетным.
   От Анастасии произошли три рода: Бутенко, Купаевых и Глебовых.
   От Елены произошли два рода: Борисенко и Помозановых.
   От Натальи произошли три рода: Емцевых, Емцовых и Главчевых.
    6. Пелагея Никитична Добренко вышла замуж за Лысакова Иеремию. У них родилась дочь Анна от которой произошли четыре рода: Жениховых, Чмых, Сычёвых и Макейкиных.

                Глава 1.

                Никитка.
   Никитка родился приблизительно в 1836 году. Его детство и юность проходили в селе Борки, Зеньковского уезда (района), Полтавской губернии, (эта часть нынешней Украины в девятнадцатом веке принадлежала России). Он жил в барском поместье, был чернобровый и черноволосый, чем разительно выделялся в компании сверстников. Как у большинства детей - это  беззаботное и прекрасное время, когда познаётся окружающий мир, формируется характер, выстраиваются взаимоотношения со взрослыми и детьми. Молодой человек определяет своё положение в обществе. Так было и у Никиты. Его отец был по национальности грек, звали его Лаврентий . Он с Никитой и ещё двумя сыновьями Андреем и Василием, а также дочерью Серафимой, были крепостными крестьянами. Мать Ганна была свободной крестьянкой и работала как вольнонаёмная. ФОТО ИЗ ИНТ-А КРЕСТЬЯНЕ
   В эти годы особенно усилилась эксплуатация крестьян. Отработочная, денежная и натуральная ренты были основными формами эксплуатации. Невзирая на то, что закон 1797 года официально устанавливал трехдневную барщину, на практике она составляла 4 - 6 дней в неделю.
Страдали крестьяне не только от натурального и денежного оброка, а также от прогрессирующего обезземеливания, который подрывал их хозяйства. В середине девятнадцатого века землю обрабатывали теми же орудиями труда, что и 100 - 200 лет назад: плугом, оралом, сохой, серпом и косой. Семья Добренко была из бедного крестьянского сословия, которая постоянно  находилась в нужде. Они часто недоедали, ходили в обносках. Но все эти трудности обошли стороной Никитку.
   Молодая барыня, у которой была крепостной семья Никиты, забрала мальчика себе в дом и это унизительное звание крепостной, которое приравнивалось к слову раб, было закреплено за ним только формально. Скорее, его можно было назвать "барчуком", как называли барских детей. Барыня уже давно присмотрела Никитку. Этот ребёнок был чрезвычайно сообразительный, всё схватывал на лету. Он рано и быстро научился читать и писать, выполнять в уме сложные арифметические действия и к тому же мальчик был очень красивый. Да, впрочем, как и все Добренко. Но особой красотой отличалась старшая сестра Никитки Серафима. Высокая статная - это у них было наследственное. Хозяйка поместья нанимала для мальчика учителей и репетиторов, чтобы дать ему разностороннее образование. Не на последнем месте было и изучение Слова Божия. В доме была огромная Библия и Никита, когда уже достаточно овладел техникой чтения, начал самостоятельно углубляться в изучение Писания. Библейские истории захватывали его ещё детское сердце.  Драгоценные крупицы великих Божьих истин западали в обширные тайники души, из которой впоследствии изымались, чтобы выбрать правильный ориентир в трудных жизненных ситуациях.
   Шло время и испытания в жизни Никиты не заставили себя ждать. Как и каждому человеку, ему нужно было делать правильный выбор между правдой и неправдой, верностью и предательством, любовью и ненавистью, между святостью и грехом. Повзрослев, Никита стал глубоко верующим человеком, хотя исповедовал свою веру как все, по-православному. Бог вложил в сердце человека неподкупного судью - совесть. Поступить по совести, или не прислушаться к её голосу? Неправильный выбор обязательно повлечет за собой последствия и может наложить свой отпечаток на всю прошлую, настоящую и в дальнейшем повлиять на будущую жизнь человека.
   Родовым занятием хозяйки поместья было разведение породистых скаковых лошадей. Дело давало большую прибыль. Изнеженная роскошью и недовольная своей личной жизнью ещё не старая барыня часто домогалась Никиты, понуждая молодого и красивого парня быть с нею. Но он всегда отказывался. Разъярённая особа, желая отомстить и наказать за непослушание Никиту, приказала забить "преступника" в станок. (Это узкая деревянная клеть, где можно было только стоять во весь рост. Использовалась для наказания провинившихся). Через несколько часов у находившегося в заключении начинали отекать, лишённые подвижности, руки и ноги. На вторые сутки человек без сна начинает впадать в бессознательное состояние, при этом ударяясь головой о клеть. Лицо, покрытое многочисленными гематомами, распухало. Кормили заключённого один раз в день, давая маленький сухарь и стакан воды. События происходившие с Никитой совпали по времени с очередным организованным Правительством России переселением крестьян на пустующие земли Черномории. И эта радостная весть дошла до Полтавской губернии (губерния - равнозначно современной области). Все, кто узнал об этом, пошли за своими родственниками туда, где они в это время работали, чтобы объявить им об этом и забрать домой. Ганна, мать Никиты вместе со всеми шла на усадьбу барыни, но со своим особым чувством. С одной стороны радость, что семья будет вместе и закончились времена этого рабского гнёта. Что можно наняться работать там, где легче и где больше заплатят.
   Земли у них своей не было, но было жгучее желание хотя бы как то поправить своё бедственное, материальное положение. С другой стороны переживание за Никиту, пойдёт ли он домой? Сможет ли после многолетнего изобилия и жизни в доме помещиков наравне с хозяевами окунуться в нищету? Бесправие простого народа на всех уровнях не допускало изменения своего положения в угоду себе.
  Ганна со временем смирилась с тем, что у неё хозяйка забрала сына. И по ночам в её памяти всплывали воспоминания, как по прошествии полугода беременности он впервые забился под её сердцем. Вспоминала роды, когда Никитка появился на свет, какой-то длинный, худой и весь красный. А сейчас высокий, стройный, красавец - на загляденье всем. Помнила восторженное и удивлённое лицо повивальной бабки - "Опять мальчик"! И это её дитя, кровинушка, последушек, её надежда и кормилец живет у совершенно чужой женщины, хотя мать рядом. С такими мыслями она приближалась к кованым воротам усадьбы. А на встречу уже выходила шумная толпа бывших крепостных крестьян, которые что-то громко обсуждали. Во всем этом многолюдье Ганна не сразу заметила своего сыночка Никитку. И всё спрашивала у людей: "Где мой Никитка, где мой Никитка, где мой сыночек, где мой Никита!?" Признала мать сына только по одежде - строгий выглаженный костюм, крепостные такие не носили. А распухшее лицо после трехдневного нахождения в клетке было одним сплошным синяком.
   Неизвестно как и когда это произошло, но Никитка из дома барыни украл Библию. Это было самое дорогое сокровище для него. Скаковые породистые лошади, золото и серебро, нарядные убранства, роскошная одежда и вообще всё, что наполняло дом богатых помещиков, его не интересовало. Он имел внутреннюю, сердечную тягу к живому Божьему Слову, которое не только наполняло сердце любовью, но и давало утешение в особо трудные минуты жизни.


Рецензии