Русская частушка

Часто вспоминаю детство...особенно когда, что то не ладится, идет наперекосяк, когда больно очень...именно там живет маленькая девочка с веснушками-крапинками, которая оттуда, из далекого далека дает мне советы и страсти мои успокаивает, с которыми порой и не справиться. Счастье свое, иногда расплескавшееся черпаю медным ковшиком с погнутой ручкой и темным ободком воды по стенкам, именно у моей Алены-кулемы, которую безмерно счастливой делали близкие ей люди...
Одной из них, задороной, русской частушкой распевной, была моя бабушка Лида.
Лидька...без почестей и отчества, так сельчане ее величали. Сколько мудрых слов сказано было для меня, делилась со мной маленькой опытом житейским, учила по своему, на деревенский манер уму разуму, дарила настроение веселое шкодливым характером, писала мне, уже " замужней девке" добрые, наставительные письма с подробностями жизни деревенской, далекой.
Хорошо помню милый ее домик с тремя белыми окошками в огород, на грядки, аккуратно прополотые  и два ладных стожка сена...один аккурат возле амбара, под черемухой раскидистой, другой у изгороди, возле рябин ярких, ягодами гроздьями.
Кухонька за цветастой ситцевой занавеской, в углу красном над столом в ней иконки в рядок и ладанка горит под ними...Одну из иконок, с ликом матери Божьей спасла моя бабушка из разрушенного храма, ставшего складом, сон ей приснился однажды, плачет Богородица под лесенкой, в пыли, в каменьях побитых и просит вызволить...до войны это было...проходя мимо склада и заглянула туда моя бабушка, под лесенкой и нашла ее Матушку...
В кухоньке и печь русская с полукруглым щитком-крышкой, чугунки, полешки и самовар на табуреточке...
Комната, с четырьмя окошками, буфетик резной с чашками-блюдцами, две лавки бордовой краской и кровать никелированная с горкой подушек, коврик с летящей тройкой на стене над ней, стол в углу прямоугольный, в яркой клеенке разодетый. И фотографии на стенах в рамочках, довоенные, теперяшнии- все родные и близкие люди, радио рядом с ними на полочке и музыка маршем играет в нем. Пол длинными крашеными досками в уборе дорожек хлопковых, вязаных.
А чтобы в комнату дверь низкую отворить, да нагнувшись войти, за скобу ручку сильно потянуть нужно, да пройти по мосту, доски которого щелоком выскоблены, сени так бабушка называла. На мосту, в деревянных больших кадушках, перетянутых по кругу двумя тонкими деревяными ободками огурчики солятся в пахучих листьях смородиновых, да рыжики малюсенькие с копеечку, а груздочки белехонькие с блюдечко, по праздникам и пиво белесое, мутновато медовое на хмелю бродит, что в огороде на ботогах плетется, шишечками пушистыми...коромысло на крючке, да ведра цинковые под ним.
Гости к нам ходили до вечера, без стука и приглашения, всем были мы рады...сидели на лавках, кто молча, кто новости изливая, словно песни народные...смеялись, в карты играли, чаи с тремя слонами распивали под пыхтенье самовара на угольках трескучих. Каждому бабушка слово ласковое находила, да свою житейскую мудрость в уши вкладывала.
Вечерами лежали мы с ней на полатях деревянных напротив заборки, в ней бабушка спала, закрывая дверку на вертушок, на кровати из досок сколоченных, струганных, да на тюфяке, набитом свежей соломой хрустящей. Уморившись за день бабушка быстро засыпала, а я пихала ее в бока, требуя очередную сказку-историю из ее непростой жизни.
Сколько же жизнелюбия, радости подарила мне моя дорогая бабушка Лида...забавная моя русская частушка, знала она их великое множество и на балалайке играла напевая, да под патефон с заезженной пластинкой Руслановой.
А я часто перечитываю ее письмо, тетрадный двойной листочек, уже немного пожелтевший из далекого 75 года, чудом он сохранился из юности и буковки неровные, корявые, писаные в полутьме возле лампы керосиновой на покрытом яркой кленкой столе...получила я , Лена, твое письмо, сердечно благодарю...была я ее единственной внучкой, частушек почти не знаю, но улыбку шкодливую в горе и радости у бабушки забрала с великой благодарностью...да листочек линейный, пожелтевший, письмо-весточку частушкину берегу теперь, как зеницу око...


Рецензии