Вседержитель без бороды

* * *
При рассмотрении сложных тем возникают вопросы, ответы на которые порождают новые
вопросы, и т. д. Так и должно быть – чем больше радиус воображаемой окружности,
внутри которой содержится всё известное, тем больше граница соприкосновения с
неизвестным. Чем больше известного, тем больше неизвестного!

Поэтому йоги (или их предшественники) придумали прямо противоположный способ
познания, который следует из аналогии с окружностью. Вместо того, чтобы
увеличивать её радиус, они стали искусственно уменьшать его.

Для этого они сначала сосредотачивают всё своё внимание на каком-то одном
объекте, после чего пытаются полностью отождествиться с ним в чистом созерцании,
лишённом деления на объект и субъект, что невозможно без остановки
индивидуального мышления.

Всё, что расположено между сосредоточением и чистым созерцанием, называется
медитацией. Чем больше она лишена деления на наблюдателя и наблюдаемое, тем ближе
к так называемому самадхи (санскр. samAdhi – целостность, объединение;
осуществление, завершение; собранность; совершенство).

Этому самадхи предшествует ощущение всеведения, возникаюшее при постепенном
вырождении указанной выше окружности – в точку. И вот, когда расположенная в
центре окружности точка индивидуального сознания исчезает, человеческое сознание
сливается со всемирным, то есть божественным, и исчезает последняя грань между
известным и неизвестным. Всё становится известным!

Теоретически, таким способом можно получить ответ на любой, даже узкоспециальный
вопрос. Так и происходит, когда ответы на них приходят во сне. Сон без сновидений
является естественной разновидностью медитации и, возможно, самадхи. Поэтому
любой спящий человек в чём-то уподобляется Богу.

В индийской космологии (учении о Вселенной как едином целом) Всевышний под именем
Маха-Вишну считается спящим (санскр. vishnu – проникающий во всё, всеобъемлющий;
maha – великий), что хорошо соотносится со всепроникающим физическим вакуумом,
"сновидениями" которого являются материальные вселенные. Будучи вездесущим,
Вседержитель творит их из самого себя.

Нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к этой мысли. Бог творит миры из самого
Себя, и с физической точки зрения Он является физическим вакуумом. В это очень
трудно поверить, но у Него нет бороды и ниспадающих белых одежд. Он вечный,
бесконечный, не рождённый (и потому бессмертный), вездесущий (и потому
всеведающий). Он всесильный, и потому Его проявления неизбежно и добры, и злы.

* * *
ВОПРОС: "Если возможна только вечная ничья [между добром и злом], то какой смысл
был заложен в основе мироздания, или, по-другому, какая была цель у того, кто всё
это создал?"

Для того чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, нужно чётко осознать, что
сначала никакого деда с бородой не было. Иначе тогда сразу возник бы вопрос о его
собственном происхождении. Был только всемирный, всепроникающий и всеобъемлющий
океан пустоты, пеной на поверхности которого являются материальные вселенные со
всеми их обитателями.

Когда в результате морского прибоя возникает пена, можно ли утверждать, что море
создаёт её с какой-то определённой целью? Океан физического вакуума никуда не
исчез. Он был, есть и будет всегда, потому что пустоту невозможно ни создать, ни
уничтожить. Он всё порождает и принимает в себя, но сам является не рождённым и
не сотворённым. Говорят, Ему надоело быть одному, и поэтому Он создал из себя
проявленный мир.

Это можно подтвердить двумя способами. Если мы, будучи образом и подобием божьим,
не любим постоянного одиночества (как и его полного отсутствия), то и Он не любит.

Кроме того, нет никаких оснований не верить тем, кто достигнув высших типов
самадхи, слился со всемирным божественным сознанием (физического вакуума) и,
таким образом, узнал всё из первых рук. Они говорят, что Бог не является
сторонним наблюдателем, что Он ВЕЗДЕСУЩИЙ (!) Это не пантеизм. Пантеизм
отождествляет Бога с природой, а пустота пред- и послешествует ей. Духовные
сущности, будучи ненулевыми, могут рассматриваться, как тонкоматериальные.

* * *
ВОПРОС: "Но разве не переход на другие уровни развития есть цель земной жизни,
где, насколько я понимаю, свет является доминирующим?"

"Практика – критерий (мерило) истины". Нам бы очень хотелось, чтобы все люди
стремились к свету, хотя бы в силу его доминирования (господства). Здесь имеется
в виду свет невечерний, то есть не угасающий, духовный. Но практика показывает,
что духовная эволюция (развитие) сосуществует с духовной деградацией. Это очень
неудобно – с точки зрения всеобщего спасения, единения, братства и сбора
пожертвований. Но факты ("свершённости") – упрямая вещь.

(2018)


Рецензии
Глубокая, вдумчивая, философская работа.
Интересная тема и волнующие вопросы:
Какой смысл заложен в основе мироздания?
Переход на другой уровень развития - есть смысл земной жизни?
*
Всё в мире развивается по спирали.
Поэтому идут процессы либо развития, либо разрушения.
И каждый поступок человека можно рассматривать с этой точки зрения:
Развитие или деградация.
Наше общество духовно деградирует. Мы живём в Кали-югу.

Возможно поэтому просветленные стремятся к нирване?
Остановить кольцо Сансары, прервать цикл реинкарнации.
Ничто!
Не означает ли это - слияние с Богом.
С уважением.

Любовь Константинова   03.08.2018 09:48     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь!

Большое спасибо за отклик и внимательное прочтение! Не могу не добавить несколько
уточняющих штрихов:

1. Если Бог вездесущий (а мы считаем, что это так), то зачем стремиться к слиянию
с Ним? С Тем, кто насквозь пронизывает нас, от кого нас и так невозможно отодрать?
Не это ли имел в виду Борис Гребенщиков, говоря: "А ежели поймёшь, что сансара –
нирвана, то всяка печаль пройдёт"?

Мы никогда не покидаем нирвану, независимо от степени своей воплощённости или
развоплощённости. Сансара и нирвана соотносятся, как обод колеса и его ось,
образующие одно целое. На одних осях далеко не уедешь, поэтому сансара –
обязательное условие духовного развития. "Сансара не роскошь, а средство
передвижения!"

2. Как тела никогда не покидают пустого пространства, из которого они сами
сотканы, так и мы никогда не покидаем нирвану, из которой соткана сансара.
В каком бы колесе сансары мы ни вращались, мы никогда не расстаёмся с осью
нирваны. Мы всегда пребываем и на Земле (в колесе сансары), и в космосе (на оси
нирваны). Для этого вовсе не обязательно носиться по орбите восьмеричного пути в
консервной банке буддизма.

Зачем останавливать колесо Сансары, если только воплощённая душа может
развиваться, а предела совершенству нет? Нет ли в этом привкуса богоборчества?
Бог (Вседержитель, свойства которого удивительным образом совпадают со свойствами
физического вакуума) создал из себя проявленный мир (материально-духовный),
единственным способом существования которого является движение (в том числе и в
цикле перевоплощений). Вправе ли мы нарушать Его волю и прерывать этот цикл,
покидая поле проявленного существования до финального свистка?

3. Если просветлённые (т. е. достигшие самадхи, которое означает неразрывное
единство со всем миром) – против деградации общества, то они должны стремиться не
в нирвану, а в сансару, потому что это единственное место, из которого можно хоть
как-то улучшить ситуацию. Если дом горит, пожарники должны тушить пожар, а не
разбегаться кто куда. Стремление в нирвану вообще очень эгоистично. На это обычно
не обращают внимания, а зря.

4. Развитие по спирали не решает проблему примирения добра со злом, потому что
сама спираль может иметь правую или левую "резьбу", которая и определяет
результирующее направление движения всей системы. В зависимости от направления
резьбы, смыслом земной жизни является переход либо на более высокий, либо на более
низкий уровень духовного развития. Заметим, что духовность и ментальность не равны
друг другу.

5. В основе мироздания не заложено какого-то отдельного смысла. Мироздание само
по себе аксиоматично. Оно предшествует любым частным смыслам и целям. Смысл и цель
всегда предполагают деление целого на части. Правильный смысл возможен лишь на
фоне неправильных. Цель всегда находится на некотором удалении от исходной точки.
Но мироздание обладает абсолютной целостностью. Ему незачем и некуда стремиться.
Это присуще лишь его фрагментам.

С уважением, Василий.

Василий Слынько   04.08.2018 01:18   Заявить о нарушении
Спасибо за интересную информацию!
Наконец нашлось немного времени, чтобы ответить.
Не хочу вступать в полемику, но прочитав Ваше, хочу высказать своё мнение.
Чем больше мы узнаем, тем больше возникает вопросов и сомнений.

Вы считаете:
1. Если Бог вездесущий (а мы считаем, что это так), то зачем стремиться к слиянию с Ним? С Тем, кто насквозь пронизывает нас, от кого нас и так невозможно отодрать?

Однако!
Знающие утверждают, что если "Самадхи - это СОПРИКОСНОВЕНИЕ с сознанием Бога, то Нирвана - это устойчивое СЛИНИЕ с Сознанием Бога с потерей ощущения локализованного "я".  Термин "Нирвана" означает "полное сгорание", т.е. уничтожение своей индивидуальности в Слиянии с Богом; при этом человек, разлившись и растворившись в Нём, ощущает себя Им."

Безусловно много разных учений и взглядов на эту тему.

Сансара - круговорот рождений и смертей человека.
Непрекращающийся цикл.
Со всеми страданиями людей, как на духовном, так и на физическом уровне. Тем более, что КАРМА, неотъемлемая функция Сансары .
И в каждом последующем перевоплощении человек отрабатывает
карму предыдущих жизней. Сказать проще - получает по заслугам.
При этом он не помнит предыдущие жизни, не может сделать правильные выводы и что-то исправить самостоятельно,
изменить своё Я.
Ты убил - тебя убьют. Отработал карму.
Да, конечно душа после смерти попадает в ад или рай, и пребывает там
до тех пор пока не сделает выводы о своей прошедшей жизни.
Но перевоплотившись она ничего не помнит.
Во многих религиях считают пребывание души в кольце Сансары - невежеством, непониманием своего Я.

*
Освобождения от цикла Сансары , только одно - нирвана.
Но!
Повторюсь:
"Нирвана, как считают Знающие, это "устойчивое СЛИЯНИЕ
с Сознанием Бога с потерей ощущения локализованного "я". 
Термин "Нирвана" означает "полное сгорание", т.е. уничтожение своей индивидуальности в Слиянии с Богом; при этом человек, разлившись и растворившись в Нём, ощущает себя Им."
К чему и стремятся все истинно верующие!

*
Да, конечно, душа проходя все ступени Сансары от низшей до высшей
Безусловно эволюционирует.
*
Помните у Вербера "Империя ангелов":
"Смысл жизни: «целью всего является развитие». В начале было…
Ноль: пустота.
Пустота развивалась и стала материей. И это дало…
Единица: минерал.
Этот минерал развивался и стал живым. И это дало…
Двойка: растение.
Растение развивалось и стало двигаться. И это дало…
Тройка: животное.
Животное развивалось и стало сознательным. И это дало…
Четверка: человек.
Человек развивался, чтобы его сознание позволило ему обрести мудрость. И это дало…
Пятерка: духовный человек.
Духовный человек развивался и стал полностью освобожденным от всего материального. И это дало…
Шестерка: ангел.

*
Евангелие от Иоанна:

1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
И так далее...

Интересно!
Признает ли христианское учение циклы Сансары? Реинкарнацию.
Нет! Не признает!
Основой христианского учения является "догмат о телесном воскресении и вечной жизни в восстановленных и обновлённых телах. "
Поэтому, кстати, церковь выступает против кремации.
Душа проживает одну жизнь в одном физическом теле, а после смерти
( ад, или рай) ожидает Воскрешения мертвых, Страшного суда .
Христианам не дают больше шансов исправить карму.
При жизни не греши, а если... то ответят дети, аж до седьмого колена.
Грустно!
Кстати, Е. П. Блаватская , считала, что христианство ранее признавало реинкарнацию, что она является основополагающим метафизическим принципом, присущим всем религиям.
Считала это сокрытием и намеренным искажением христианского учения.

*
И всё таки о нирване.

Что говорят справочники:
НИРВАНА - «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ.
Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре.
Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего ум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). Нирвана является и необусловленной реальностью, и благородным умом, постигшим Истину одновременно.

Поэтому просветвлённые так стремятся к нирване?
Хотят освободиться от цикла перевоплощений, чтобы освободиться от незнания и познать истину.
Освобождение от кольца Сансары,
Хорошо это или плохо для души?

*

Моё личное мнение, возможно наивное, основанное не на
Утверждениях "знающих", точнее считающих, что знают,
Не на философских и религиозных догматах и учениях и прочее...
Возможно это заблуждение, но кто гарантирует, что другие не заблуждаются?
Я так чувствую.
Я - христианка. Я верю, что человек проживает только одну жизнь,
В одном физическом теле. Но душа - бессмертна!
И, если человек совершает много зла при жизни, то его душа
"Застревает" в колесе Сансары до тех пор, пока не поймёт, не отработает, не вырастет духовно... но это очень сложно.
Ведь мы ещё отрабатываем грехи своих родных ( до седьмого колена).
Вот мы и крутимся в колесе Сансары ( скитании длящемся вечно),
затянутые туда законами кармы! Причинно-следственная связь.
Но Сансара полна страданий, переживаний, боли, физической и духовной. И выйти из неё - вернуться в состояние совершенного блаженства, слиться душой с Божественным духом.
Ведь даже счастье, радость, любовь, в Сансаре сопряжено с переживаниями:
"Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем.
Любя кого-то, мы страшимся разлуки.
Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем.
И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной."

Разве не благо прервать цепь бесконечных переживаний?
Разве не благо, познав истину слиться с Богом?
К этому и стремятся все просвещённые и верующие.

С уважением и благодарностью за диалог.

Любовь Константинова   31.08.2018 09:53   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь!

Огромное спасибо за столь интересный отклик! Изучаю!

С глубоким уважением, Василий.

Василий Слынько   31.08.2018 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.