Книжная полка-38. Николай Заболоцкий. Столбцы

Привет всем авторам площадки.

С вами Злобный Мышалет. Мы продолжаем читать прекрасные книги и рассказывать о них.

Сегодня у нас в гостях великий русский поэт Николай Заболоцкий.

Эссе о его книге "Столбцы" мы взяли с согласия автора эссе со страницы Куприянова Вячеслава.


Страница Куприянова Вячеслава: http://www.stihi.ru/avtor/kupr
Полностью эссе можно прочесть тут: http://www.stihi.ru/2018/05/18/5109

Итак,

"... Но так получилось, что мною непрочитанные «Столбцы» как-то проявились в моей юношеской поэме, по крайней мере, с точки зрения Тарковского, они сблизили меня с Тарковским, который одним из первых в старшем поколении решил помогать мне с «выходом в свет».

Позже, читая и перечитывая «Столбцы», я находил и нахожу, что эта лихая, гротескная линия, этот литературный абсурд, бытовавший уже в прозе и «поэзии» Гоголя («Поприщин») и Достоевского (капитан Лебядкин, рассказ «Крокодил») оказался мне близок, и, по-видимому, оказал свое влияние на мое творческое умонастроение. Одно из моих любимых стихотворений Заболоцкого того раннего периода – «Лицо коня».(Из поздних – «Прощание с друзьями», и само страшное в своей спокойной простоте – «Где-то в поле возле Магадана…» Живые, не басенные образы зверей из его «Столбцов» и поэм, возможно, проявились и в моих «звериных циклах», вплоть до моего романа «Ваше звероподобие», так же напрашиваются на память его растения и цветы, деревья, призванные читать Гесиода. А белый и свободный стих Заболоцкого (стихотворение «Искусство» ) мог быть одной из опор в моих попытках вернуть эту стиховую форму в современную традицию.

Сочетание серьезного и несерьезного, высокого и приземленного (это не то же, что «низкое»), традиционного и авангардного в ХIХ веке ярче всего заметно в поэзии Алексея Константиновича Толстого: с одной стороны глубина и возвышенность «Иоанна Дамаскина», с другой – ёрничество Козьмы Пруткова. У Заболоцкого эти контрасты разнесены по времени. Кто-то восхищается фантастикой раннего Заболоцкого, кто-то склонен принимать его позднюю, несколько «остывшую», «классическую» лирику. Мне дорого и то и это. Эти кажущиеся контрасты находятся в дополнительном распределении друг к другу, обеспечивая полноту творческого взгляда. Судьба велела поэту пережить вместе с народом одну из самых горьких страниц нашей истории. Его «Рубрук в Монголии» - гениальная поэтическая историософия : где -

Европа сжалась до предела

И превратилась в островок,

Лежащий где-то возле тела

Лесов, пожарищ и берлог…

Часто упоминается антимещанский, «антинэпманский» запал «Столбцов», В какой-то мере сегодня эти вычурные фигуры только увеличиваются в наше время управляемого мещанства и деловитого барства. Мне представляется, что Заболоцкий в поэзии в чем-то осуществлял в свое время ту же задачу, что и Андрей Платонов в прозе, задачу равновесия художественного мировоззрения и современного языка. В воспоминаниях Т.Липавской приводятся слова Заболоцкого: «… Вселенная имеет свой непонятный путь. Но посмотрите на интересный чертеж в книге – распределение шаровых скоплений звезд в плоскости Млечного Пути. Не правда ли, эти точки слагаются в человеческую фигуру? И солнце не в центре ее, а на половом органе, земля точно семя вселенной Млечного Пути». Это из разговора о книге английского физика и астронома Джинса «Вселенная вокруг нас». Над Заболоцким (и над Платоновым!») витали те же, любимые мною фигуры: Николай Федоров, Константин Циолковский, Владимир Иванович Вернадский, Мичурин и Тимирязев… Космос, природа, ноосфера! Заболоцкий любил Гете, который соединял в себе поэта и естествоиспытателя, поэма «Птицы», можно сказать, следует за «Метаморфозами» Гете. Мой верлибр «Птичий язык» начинается чуть измененной строчкой из Заболоцкого: «И птицы Хлебникова, что пели у воды…» О художниках-фантастах в связи с образами «Столбцов» сказано достаточно, я бы добавил сюда русский лубок.

Еще сегодня ищут связь между ранним Заболоцким и Хармсом и недавними постмодернистами. Но Заболоцкий в «Столбцах» не занимался «деконструкцией", он скорее очеловечивал животных, тогда как последние скорее оскотинивали человека. И жест у него не «доминировал над текстом».

Мне надо бы сказать о мировом значении /Заболоцкого, я же, оглянувшись, прежде всего увидел, как много он значил и значит именно для меня. Я закончу эти заметки своим стихотворением, слишком легкомысленным, чтобы посвящать его Заболоцкому:

Где-то скворец злобствует,

Вопит, не жалея сил…

Что же ты Заболоцкому

Угол не уступил?

Согласно времени года,

Он летал бы, как все скворцы,

И вдоль небесного свода

Вывешивал бы «Столбцы».

Поэту хватает крохи,

Если поможет Бог.

Может быть, в чертополохе

Он нашел бы себе уголок.

Да, поэзия выше быта!

Поэт бы и с дерева пел.

Скворец отвечал сердито:

У каждого свой удел!"

************************************
Злобный Мышалет и Куприянов Вячеслав будут рады дискуссии под этим эссе.

Рубрика обновляется по понедельникам и четвергам.

Свои эссе присылайте на почту ведущему: myschalyot@yandex.ru


Рецензии
Поскольку Мышалет был умненький в детстве, не то, что сейчас, то в классе шестом, не позже, папка прочитал мне стих "Меркнут знаки зодиака над постройками села". Я даже помню, что это было в дедовой библиотеке. Мышь оченно любил запах книг и стол под стеклом, где лежала фотография с парада Победы, стоял прибор "Золотой Паркер", которым наградили моего деда за служение журналистике. Было зеленое, обитое шерстяным сукном кресло, которое пахло мышами))) И я там сидемши всегда, втихаря листал "Золотого Осла" Апулея или "Гагрантюа Пантагрюэля", так как мышу нельзя было взрослые книжки, тем более в дорогом переплете.
И тут приходит папка и достает с верхней полки (а у нас поэзия была на левом стеллаже, в алфавитном порядке" двухтомник. И читает наизусть мне "Меркнут знаки зодиака" и про котов в подъезде. Мышь просто обалдел, словно мышу выстрелили в грудь. Ибо о таком поэте мышь даже не слышал. Есенин, Алексей Толстой, Пушкин, Лермонтов, Фет и Тютчев - это уж были друзья. Но ничего подобного они не писали. Мышь был поражен словно громом, и проглотил первый том. До "Торжества земледелия", которую мышь осилил уже во взрослом возрасте. Но "Столбцы" с тех пор стали самым важным поэтическим открытием в моей жизни.
Отец, помнится, сказал мне тогда, что Заболоцкого сломало его тюремное заключение и каторга, и что пришел он другим, и стал писать другое, традиционное. Могу сказать, что это правда только отчасти.
Но несомненно, что Заболоцкий до тюрьмы и после нее - это два разных человека.
Но я знавал такое и в жизни.
Не могу сказать, что Заболоцкий - моя единственная любовь, но я много читал о нем и о его времени. Я читал совсем недавно его письма и краткий очерк "История моего заключения". Это потрясающая подборка. Как великий человек, полный блестящих замыслов и идей, охвачен теперь одной мыслью - выжить, встретиться с сыном и дочкой. Как он бережно хранит их фото, вскрывает посылки с испорченными продуктами и радуется тому, что о нем еще помнят. Как у него нет сил и идей писать, он занят выживанием. Он худ, болен, но пережил каторгу. Он встретил там издание "Витязя в тигровой шкуре", где было вымарано его имя как переводчика. Как он никого не предал, не подписал доноса, как он не оскорбляет своих доносчиков и предателей, даже не упоминает о них с присущим истинному поэту благородством. А еще ранее мышь читал биографическую повесть Никиты Заболоцкого об отце, где подробно анализируется творческий путь, рост, метаморфозы.
Кстати, доводом к причинам изменений в Заболоцком и его творчестве, можно считать стих "Метаморфозы". Как мир меняется...
Чтобы понять ОБЭРИУТов и Заболоцкого, мышь прочел из серии "ЖЗЛ" биографию Даниила Хармса. И все стало на свои места. Такие величины как Заболоцкий просто не могли быть в русле какого-то течения. Искусственного, зыбкого. Он и в общении стоял особняком. Он и забав обериутских не разделял многих. И писал не так. Мыслечтениями он не занимался, звукоподбором не увлекался. Да, его поэтика сильно отличалась от поэтики других. Но разве в то время было мало новаторов?
Я думаю, что "Столбцы" уникальны тем, что Заболоцкий открыл новые пласты языка, его метафоричность открыта заново. Строфика стихов традиционна, но как она по-новому выглядит! А темы, которые берет Николай Заболоцкий! Разве они традиционны? Разве они понятны обывателю? А кто сказал, что стихи пишутся для обывателей? Разве мы не для себя их пишем?
Желаю всем полюбить этого автора так, как его мышь любит.

Мышалёт Конкурсный   02.08.2018 10:37     Заявить о нарушении
каюсь, мемуарное о Заболоцком почти не читала.
названия в норку утащила, где б ещё время набрать...
***
я вот Обэриутов люблю), но никогда не считала Заболоцкого обэриутом.
он совсем другой.
сам по себе Поэт.
о "надломленности" даже не думала в таком аспекте. выживание, тюрьма, болезни
"надломленность" не в смысле предательства, отказа, измены себе,
а в смысле исчезнования лёгкости, хулиганства, внутреней хорошей вседозволенности.
Заболоцкий, при всей его "не для обывателя", не элитный и не заумный поэт.
просто не ранний Есенин)). у него вечные темы. наиболее, скажем так, важные.
Да, чтобы "проникнуть" в его миры, надо немного напрячься :), но это того стоит.
***
Спасибо, Мышь! взяла на заметку.

Елька22   02.08.2018 12:38   Заявить о нарушении
Ну, его можно не считать ОБЭРИУтом, но он им был...Почти все они сгинули. Мне нравился среди них кроме Хармса еще Введенский (некоторые вещички).Вагинов и Бахтерев вабче мне были не интересны. Хотя у Вагинова есть офигенная строка. Лучшая метафора: "И снова бой, румяный и багряный, над насурмлённым бархатом реки", и это если я не путаю ничего.
Кстати, Малевич дружил с Хармсом, и тоже был с ними там по близости. Про похороны Малевича в ЖЗЛ было прекрасно написано, то есть в упомянутой биографии Хармса. Как они скакали и пели, как везли странный нетрадиционный гроб и скоморошествовали. А еще был Шварц и Маршак. Которые сочувствовали, но были в стороне. Шварц вообще с Хармсом были не разлей вода, и враги и друзья. В общем, времечко еще то...
Но ОБЭРИУТы все сгинули, кого расстреляли, кого посадили. Только Харсм в дурдоме отсиделся. И это согнуло Заболоцкого. В общем, почитай о них лучше в серии ЖЗЛ Александра Кобринского, он в Рояллибе есть в свободном доступе. Классно написанная биография, и фоток море.

Единомышьленники   02.08.2018 12:59   Заявить о нарушении
Ну, на Введенском и Хармсе я детей воспитывала :)
потом они мне цитировали хором и поодиночке
... в нужные моменты)). /говорит "не надо бить их!!!" и подобное/

Елька22   02.08.2018 13:06   Заявить о нарушении
факты биографий я в курсе)
и ещё повезло - одно время попадала на детские самодеятельные литературно-музыкальные спектакли
на достаточно хорошем уровне
там и стихи были, и отрывки писем, и основные события.
по Шварцу отдельный спектакль был
и по Обэриутам.
***
формально член ОБЭРИУ)).

Елька22   02.08.2018 13:14   Заявить о нарушении
Интересно как. Я тоже в 13 лет открыла для себя Заболоцкого. Просто взяла сборник в библиотеке и зачиталась. Особенно понравилось про друзей и про некрасивую девочку. Ещё про волшебный прибор Левенгука. Про ОБЭРИУ я тогда не знала и про репрессии тоже. Понравился мне натурализм в стихах. Я в 13 лет так и подумала: "это - натурализм". Книжку зачитала, сдавала и брала снова...

Агата Бахрушина   02.08.2018 13:19   Заявить о нарушении
Но это были не столбцы, не как на фотографии.

Агата Бахрушина   02.08.2018 13:20   Заявить о нарушении
Про огонь, мерцающий в сосуде я никогда не забуду, Агатушка. Потому что стараюсь людей оценивать с точки зрения алхимика. Есть ли огонь в этом сосуде?

Злобный Мышалет   02.08.2018 14:48   Заявить о нарушении
ну, да - Баллада о прокуренном вагоне, Девочка, Сероглазый король и что-нибудь из Асадова - жентельменский набор девочки в 13 лет :).
***
я у Заболоцкого на цикл Последняя любовь была в своё время подсевшая. Да и на все "лесные" стихи.

Елька22   02.08.2018 15:00   Заявить о нарушении
Мышь вабче не подозревал о существовании Асадова аж до института. Это ржака, но правда. Никто в моем окружении его не читал. А вот Ахматову и Гумилева стали читать поздно, в старших классах. Потому что у нас дома их не жаловали. Цветаеву вабче тоже поздно... Эх.

Злобный Мышалет   02.08.2018 15:08   Заявить о нарушении
А я про Бродского узнала только к сороковнику. Позорище((( Но с другой стороны, некоторые книги приходят к нам, когда мы становимся к ним готовы. Девочка созрела)))

Агата Бахрушина   02.08.2018 15:38   Заявить о нарушении
Саша, просто события реальной жизни сказываются на творчестве. Особенно такие страшные. Необязательно прямая корреляция. Но она есть.
Заболоцкий - один из редких поэтов, который близок и ранним, и поздним.
***
хе! да Мышь был лишён счастливого детства :) - с блатными песнями, простыми стихами и дворовыми страшными историями))).

Елька22   02.08.2018 16:49   Заявить о нарушении
Саша, просто река потекла по другому руслу). Не хуже, но - другому.

Елька22   02.08.2018 16:50   Заявить о нарушении
Потому что Заболоцкого не пустили на фронт, он всю войну просидел на каторге.

Злобный Мышалет   02.08.2018 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.