Шестиструнная гитара

   ( Перспективы развития ).               

         Развитие ведёт к новому качеству.
                Закон.

           Часть 1.


             Чёрт лада не любит,
             лишь бы шум был.
                Поговорка.


 Путь совершенствования в музыке лежит от шума к ладу.
Предлагаю упражнения ,чтобы ваша серенада наконец достигла адресата.

       УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.

 1. Восходящий порядок-движение в сторону повышения звука-ВП.
    Нисходящий порядок-движение в сторону понижения звука-НП.

 2. Струны, начиная с тонкой:
    1с. 2с. и т. д.

 3  Лады. начиная с первого :
    1л. 2л. и т. д.

 4. Позиции.начиная с первой :
    1по. 2по. и т. д.

 5. Пальцы левой руки: большой, указательный,средний,безимянный,мизинец:
    Б,1пал, 2пал, и т. д.

 6. Б.Б.-большое баррэ.

       ХРОМАТИЧЕСКИЕ ГАММЫ
 в 2 октавы и 6 позиций в  восходящем и нисходящем порядке от звука дО.

    ВП , 6с.8л,5по.4пал. 
         5с,4л,4по,1пал,5с,5л,4по,2пал,5с,6л,4по,3пал.
         5с,7л,4по,4пал.
         4с,3л,3по,1пал,4с,4л,3по,2пал.
         4с,5л,3по,3пал,4с,6л,3по,4пал.
         3с,2л,2по,1пал,3с,3л.2по,2пал.
         3с,4л,2по,3пал,3с,5л,2по,4пал.
         2с,2л,2по,1пал,2с,3л,2по,2пал.
         2с,4л,2по,3пал,2с,5л,2по,4пал.
         1с,1л,1по,1пал,1с,2л,1по,2пал.
         1с,3л,1по,3пал,1с,4л,1по,4пал.
         1с,5л,5по,1пал,1с,6л,5по,2пал.
         1с,7л,5по,3пал,1с,8л,5по,4пал.
      
    НП  ,играется аналогично по тем же струнам, ладам и позициям и
         теми же пальцами.
 Хроматические гаммы от остальных одиннадцати звуков играются аналогично.

      НАТУРАЛЬНЫЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
 в одну октаву из одной позиции в восходящем и нисходящем порядке от звука ДО.

    ВП  ,5с,15л.12по,4пал.
         4с,12л,12по,1пал,4с,14л,12по,3пал,4с,15л,12по,4пал.
         3с,12л,12по,1пал.
         3с,14л,12по,3пал.
         2с,12л.12по,1пал.
         2с,13л,12по,2пал.

    НП  ,играется аналогично по тем же струнам,ладам ,позиции и теми же
пальцами для остальных одиннадцати звуков.

      ГАРМОНИЧЕСКИЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.
 Играются как натуральные лишь с той разницей, что в ВП и НП
на 3 струне вместо
         3С,14л,12по,3пал
 играется
         3с,13л,12по,2пал.

 Гармонические мажорные гаммы от остальных одиннадцати звуков
играются аналогично.

      МЕЛОДИЧЕСКИЕ МАЖОРНЫЕ ГАММЫ.

    ВП  , играются как натуральные.
   
    НП  , на 2струне не играется
          2с,12л,12по,1пал, а играется на 3 струне
         
          3с,15л,12по,4пал
         
          и на 3 струне не играется
          3с,14л,12по,3пал
          а играется
          3с,13л,12по,2пал.

   ОТ остальных одиннадцати звуков мелодические мажорные гаммы играются аналогично.

      НАТУРАЛЬНЫЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.

 В одну октаву из одной позиции в ВП и НП от звука ЛЯ.

      ВП  .5с,12л,9по,4пал.
           4с,9л,9по,1пал,4с,10л,9по,2пал,4с,12л,9по,4пал.
           3с,9л,9по,1пал,3с,10л,9по,2пал,3с,12л,9по,4пал.
           2с,10л,9по,2пал.

      НП  играется аналогично по тем же струнам ладам позициям и теми же
 пальцами для остальных одиннадцати звуков.

       ГАРМОНИЧЕСКИЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.

  Играются как натуральные с той лишь разницей, что в ВП и НП
 на 3 струне не играется

           3с.12л,9по,4пал, а играется на 2 струне

           2с,9л,9по,1пал.

  Гармонические минорные гаммы от остальных одиннадцати звуков играются аналогично.

        МЕЛОДИЧЕСКИЕ МИНОРНЫЕ ГАММЫ.

  В ВП на 3 струне вместо
       
            3с,10л,9по,2пал играется 3с,11л,9по,3пал, а вместо 3с,12л,9по,4пал на 2 струне играется
   
            2с,9л,9по,1пал.

   НП мелодических минорных гамм не отличается от натуральных.


       МАЖОРНЫЕ,МИНОРНЫЕ И СЕПТАККОРДЫ.

 Мажорные аккорды от звука ДО до звука МИ.

Играются универсальным приёмом:
 От звука ДО:

             1с,8л,8по,1пал,2с,8л,8по,1пал,
             3с.9л,8по,2пал,4с,10л,8по,4пал,
             5с.10л,8по,3пал,6с.8л,8по,1пал.

 Мажорные аккорды от звука ФА до звука СИ играются аналогично,
начиная с первой позиции.


        МИНОРНЫЕ АККОРДЫ ОТ ЗВУКА ФА до ЗВУКА МИ.

Играются универсальным приёмом:

 ОТ звука ДО:

   Отличаются от мажорных тем, что на 3 струне

     вместо: 3с,9л,8по,2пал.
     играется: 3с.8л,8по,1пал.

        СЕПТАККОРДЫ ОТ ЗВУКА ФА до ЗВУКА МИ.

 Играются универсальным приёмом:

 От звука ДО:

 Отличаются от мажорных тем, что
               
             
     на 2 струне: вместо:2с,8л,8по,1пал.
                играется:2с,11л,8по,4пал.
               

           Часть 2.          

               Мандолина, гитара и бас.
         
                Песня.
 Законодательный запрет на игру на мандолине, как на "бесовском
гудебном сосуде" был отменён в 1657 году, но так как история повторяется,
для конспирации, предлагаю превратить мандолину в гитару,
при этом повысив её строй на октаву, в сравнении со стандартным,
строем гитары и таким образом устранить многовековую несправедливость
в отношении строя гитары.
 Для этого проделайте следующее:
Расширьте гриф мандолины с мензурой ( длинной рабочей части струны )
333 мм. на две струны в сторону более толстой струны.
Примерный вариант можете найти в Соц.сети на странице
Владимир Се Шалимов, ФОТО.
 Затем снимите одну из самых тонких струн, а оставшуюся
закрепите внизу на подставке в самом крайнем положении.
 Поставьте одну из вторых струн на место третьей.
При этом вторую струну настройте по фортепиано,аккордеону или баяну
на СИ 1 октавы, для чего подтяните её на 2 лада.
 Третью струну настройте на СОЛЬ 1 октавы.
На место 4 струны можете поставить 3 струну и настроить
её на РЕ 1 октавы, либо 4 струну мандолины подтянуть на 5 ладов.
 На место 5 струны поставьте 4 струну мандолины, настроив её на ЛЯ
малой октавы.
6 струну возьмите из комплекта для гитары, настроив её
на МИ малой октавы.
 Аккомпанемент в данном случае можно использовать и стандартный
для 6 струнной гитары и такой:

  От звука ДО 1 октавы.
   МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ:
  6с,8л,5по,4пал
  5с,7л.5по,3пал
  4с,5л,5по.1пал.

   МИНОРНЫЕ АККОРДЫ:

  Играются как мажорные, но вместо:
  5с,7л,5по,3пал
играется
  5с,6л, 5по,2пал.

   СЕПТАККОРДЫ:
  6с,8л,7по.2пал
  5с.7л,7по,1пал
  4с.8л.7по,3пал.
   
   УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ:
  6с.8л,6по,3пал
  5с.6л,6по,1пал
  4с,7л,6по,2пал.

 От остальных 11 звуков от звука СОЛЬ малой октавы
до СОЛЬ# 1 октавы аккомпанимент играется аналогично.

    Часть 3.

         Всё выше и выше и выше...

           Песня.
 
   Если Вы любите, чтобы ваша подруга шестиструнная
разговаривала с вами на повышенных тонах, имейте в виду,
что предел определяют возможности.
 Строй гитары мензурой 485 мм. с металлическими струнами
можно повысить на октаву.
  Для этого переставьте 1 струну на 3, 2 на 4,
3 на 5 и 4 на 6.
 На место 1 струны поставьте 1 струну 8 набора для электрогитары,
американского производства, которая продаётся в опломбированных
конвертах.
 На место 2 струны- 1 струну 8 или 9 набора.
Настройку начинайте с самой толстой струны,
настроив её на РЕ малой октавы.
 5 струну настройте на СОЛЬ малой октавы.
 4 струну - на ДО 1 октавы.
 3 струну - на ФА 1 октавы.
 2 струну - на ЛЯ 1 октавы.
 1 струну - на РЕ 2 октавы.

   На втором ладу установите каподастр.
 Аккомпанемент изложен во 2 части.
 Строй шестиструнной гитары с мензурой 485 мм. можно повысить
на октаву и без каподастра, но для этого придётся уменьшить мензуру
(например до мензуры мандолины-333 мм.
 Такой вариант гитары можете найти в соц.сети на странице            
Владимир Се Шалимов -Фото.
 Здесь используется накладка на гриф, первый лад имеет размер
седьмого лада гитары с мензурой 485 мм. и подставка для струн
мензуры 333 мм.
 Если Вы любите, чтобы ваша подруга шестиструнная
разговаривала на пониженных тонах, уберите подставку-
получите понижение строя гитары более чем на полторы октавы
( одна октава и 7 полутонов ).
 Первые три струны дадут ЛЯ -минорный аккорд,
2,3,4 струны дадут ДО - мажорный.
 Открытая 6 струна будет давать ЛЯ контроктавы.


Часть 4.

         Цинци-бринци балалайка
         Цинци-бринци заиграй-ка.

            Песня.

 Гитарный приём игры на балалайке позволяет использовать
минимум физических усилий и обеспечивает чёткую координацию движений
обеих рук.
 Перестройка третьей, самой толстой струны со стандартного
строя:

   ЛЯ,МИ,МИ
на строй:

   ЛЯ,МИ,ДО
расширяет диапазон балалайки и соответствует стандартному
строю первых 3 самых тонких струн гитары с установленным на 5 ладу
каподастром.

     МАЖОРНЫЕ ГАММЫ
в 1 октаву от звука ДО 1 октавы до звука СОЛЬ# играются
стандартным приёмом на 3 и 2 струнах:

 1с,
 1с,2ла,2пал
 1с,4ла,3пал
 1с,5ла,4пал
 2с,3ла,1пал
 2с,5ла,2пал
 2с,7ла,3пал
 2с,8ла,4пал.

 от звука ЛЯ 1 октавы до СИ 2 октавы:

на 2 и 1 струнах:

 2с,5ла,1пал
 2с,7ла,2пал
 2с,9ла,3пал
 2с,10ла,4пал.

     МИНОРНЫЕ ГАММЫ

от звука МИ 1 октавы до ДО# 2 октавы на 2 и 1 струнах:

 2с,
 2с,2ла,2пал
 2с,3ла,3пал
 2с,5ла,4пал
 1с,2ла,1пал
 1с,3ла,2пал
 1с,5ла,3пал
 1с,7ла,4пал.

от звука РЕ до звука РЕ# на 3 и 2 струнах:

 3с,1ла,1пал
 3с,3ла,2пал
 3с,4ла,3пал
 3с,6ла,4пал
 2с,4ла,1пал
 2с,5ла,2пал
 2с,7ла,3пал
 2с,8ла,4пал.

 МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ
играются стандартным приёмом.

    От звука ДО:

 Баррэ на 7 ладу 1 пальцем.
 2 палец на 2 струне 8 ладу.

 МИНОРНЫЕ АККОРДЫ
играются стандартным приёмом.

 1с,6ла,1пал
 2с,8ла,3пал
 3с,7ла,2пал.

 СЕПТАККОРДЫ
играются стандартным приёмом.

 Баррэ на 12 ладу 1 пальцем.
 2 палец на 1 струне на 13 ладу.

 УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ
играются стандартным приёмом.

 1с,12ла,3пал
 2с,11ла,1пал
 3с,12ла,2пал.

     Часть 5.

    Как быть нам Муз рабам
    Ясность тут нужна
    Сколько струн в самый раз
    Три или одна
     На вопрос вот такой
     Есть ответ простой
     Эту тему закрыть
     И купить гобой.
        Припев:
   Неплохо очень-гобой без струны,
   Гораздо лучше с любой стороны.
               
           Пародия.

   Семиструнная гитара превращается в шестиструнную.
1 струна подтягивается на 2 лада.
 Снимается 5 струна а на её место ставится 6 струна и подтягивается
на 2 лада. 7 струна ставится на место 6 и подтягивается на 2 лада.


 Любители игры на семиструнной гитаре с мензурой 485 мм.
могут перестроить её на октаву выше, без использования каподастра.

  Для этого воспользуйтесь рекомендациями в части 3 этого труда.

        Часть 6.

    Поговори-ка ты со мной
    подруга восьмиструнная...

      Припев.
    Эх раз, да ещё раз, да ещё много много раз...
             
       Пародия.

 Вариант восьмиструнной гитары можете найти в соц.сети
 на странице Владимир Се Шалимов. Фото.
  Диапазон: от СОЛЬ большой октавы
            до ДО четвёртой октавы.

       КОНСТРУКЦИЯ:
 Шестиструнная гитара производства фабрики народных музыкальных
инструментов ( щипковых) им. Луначарского с мензурой 487 мм.
 Мензура восьмиструнной гитары 333 мм.
  Верхняя накладка с 10 ладами вырезана из грифа гитары
мензурой 613,5 мм. после 10 лада, начинается с 11 лада.

  10 ладов нижней накладки- самодельные.
 Высота нижней подставки 25 мм.
  Колковые механизмы от 7 струнной гитары.
поставлены так, что натяжение струн производится по часовой стрелке.
  Струны - металлические.
 Нижняя. самая тонкая от 8 набора для электрогитары
американского производства, продаётся в опломбированных
конвертах, остальные- от 7 струнной гитары.

         НАСТРОЙКА:

 Строй 6 нижних струн соответствует строю 6 струнной гитары
на октаву выше (ЛЯ первой октавы на 3 струне снизу ),
втором ладу.
 Седьмая струна соответствует СИ большой октавы,
восьмая - СОЛЬ большой октавы.

  ХРОМАТИЧЕСКИЕ , НАТУРАЛЬНЫЕ, ГАРМОНИЧЕСКИЕ ,
 МИНОРНЫЕ ГАММЫ:

 Играются из одной 1 позиции в 2 октавы,
от звука СОЛЬ и СОЛЬ# в три октавы.
 
  ВАРИАНТ АККОМПАНИМЕНТА:
  МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ:

 ДО мажор:
   1 лад,7 струна, 1 палец.
   3 лад,5 струна, безимянный палец,
   2 лад,4 струна, средний палец.
 ДО# мажор:
Большое баррэ на 1 ладу 1 пальцем.
   2 лад, средний палец, 7 струна,
   4 лад. 5 струна, мизинец,
   3 лад, 4 струна, безимянный палец.

 Аналогично играются аккорды до ФА#/
от звука СОЛЬ:
 8 струна- открыта.
 6 струна,3 лад, средний палец,

 5 струна,2 лад, безимянный палец,

 4 струна-открыта.


 Мажорные аккорды от СОЛЬ#
Большое баррэ на 1 ладу.
 8 струна.
 6 струна, 4 лад, мизинец,
 5 струна, 3 лад, безимянный палец,
 4 струна (баррэ).
 Аналогично играются минорные аккорды. с учётом
2 пониженной на полутон ступени аккорда.

   СЕПТАККОРДЫ:
 
  от ДО:
 8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
 6 струна , 8 лад, мизинец,
 5 струна , 7 лад, безимянный палец,
 4 струна , 5 лад, средний палец,
 3 струна , 3 лад, 1 палец.

 Остальные аккорды от ЛЯ до СОЛЬ#
играются аналогично, с той лишь разницей, что
от ЛЯ 3 струна-открыта.

    УМЕНЬШЕННЫЕ СЕПТАККОРДЫ:

 От звука ДО:
 8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
 6с,8л,4п.
 5с,6л,3п,
 4с,4л.2п,
 3с.2л.1п.

 Остальные уменьшенные септаккорды от ЛЯ# до ЛЯ
 играются аналогично с той лишь разницей, что от ЛЯ№
 третья струна открыта.

     МАЛЫЕ СЕПТАККОРДЫ:

 От звука ДО:
 8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу,
 6с,8л4п,
 5с,6л,3п,
 4с,4л,2п,
 3с,3л,1п.
 
 Остальные малые септаккорды от ЛЯ до СОЛЬ№ играются аналогично с той лишь
 разницей, что от ЛЯ третья струна открыта.

       МИНОРНЫЕ СЕПТАККОРДЫ:

 От звука ДО;
 8 струна прижимается большим пальцем на 5 ладу.
 6с,8л 4п,
 5с,6л,3п,
 4с,5л, 2п,
 3с,3л, 1п.

  Остальные минорные септаккорды от ЛЯ до  СОЛЬ№
 играются аналогично  , с той лишь разницей, что от ЛЯ
 третья струна открыта.


        Часть 7.

            - Почему 10 струн на гитаре ? а кому и 7 или 6
              достаточно.
            - Чтобы никому мало не показалось.

  Вариант 10 струнной гитары можете найти в " соц.сети
 на странице Владимир Се Шалимов , Фото.

       ДИАПАЗОН:

 От ЛЯ контроктавы до ДО 4 октавы.

       СТРОЙ:

 МИ ( 2 октавы ) , СИ,СОЛЬ,РЕ,ЛЯ,МИ,СИ,СОЛЬ,РЕ,ЛЯ ( контроктавы ).

       КОНСТРУКЦИЯ:

 В торце головки установлен  2 -х колковый механизм от отрезанного
 гитарного. ( См. Часть 6 ). Рабочую часть струн можно перемещать.
 но при этом надо учитывать индивидуальные особенности исполнителя
 ( рост, длина рук и т. д.).
 Накладка на гриф должна быть достаточно жёсткой, как и порожек у головки,
 чтобы настройка крайних струн ( толстых и тонких )
 " не плыла " .

       НАСТРОЙКА:

 3 снизу струна настраивается по камертону ЛЯ.
 Остальные-по принципу 6 струнной гитары.

       АККОРДЫ, АРПЕДЖИО, ХРОМАТИЧЕСКИЕ,
 НАТУРАЛЬНЫЕ, ГАРМОНИЧЕСКИЕ, МЕЛОДИЧЕСКИЕ ГАММЫ
 можно играть из одной позиции в 3 октавы
 от любого звука по вертикали
 и в 2 октавы по горизонтали грифа гитары в рабочем положении.



    

 


                Февраль 2020.



          
 
   
   


Рецензии