Путь Сердца. 9. Вы не умеете благодарить

   
       9. «Вы не умеете благодарить...»

     Прошел год. Опять долгожданное лето. Жаркое, знойное и как всегда прекрасное. Был свободный нежаркий день – один из немногих спокойных дней. На ольху прилетел дятел в красной шапочке, выстукивая дерево быстро и точно. В нескольких местах остановился, что-то склевал и улетел. А высоко в небе парили две птицы. Их крылья были огромными. Аисты учились летать? Или это был какой-то священный танец – птицы как будто связаны невидимыми узами и кружились синхронно. Они делали круг и поднимались выше, и опять описывали круг и еще выше поднимались, и еще раз. Птицы поднимались по спирали все выше и выше, делая полукруг над деревней. Все выше и выше поднимались птицы к солнцу. И вот уже высоко в небе были видны две маленькие кружащиеся точки.

    Несколько лет назад ко мне на консультацию приходила мама одаренной девочки, ученицы5-го класса. Она просила поговорить с ее мужем, убедить его иначе относиться к дочери – она пишет стихи, чуткая, отзывчивая, искренняя. А он считал, что в нашей жизни это не помогает, а только мешает. Девочку приняли в семью из детского дома  четыре года назад.
    Муж и жена пришли на консультацию вдвоем. В руках у мужчины был букет, завернутый в огромный лист бумаги. Мы проговорили 3,5 часа. Временами я вспоминала о букете и хотела предложить для него вазу с водой, но разговор был таким напряженным, что я забывала и только успевала находить новые аргументы – убеждать папу, что его дочка, возможно, одаренная, что у нее способности к языку и что нельзя переделывать природу человека... Я его убедила… через три с лишним часа... А он сказал, что пришел со мной ругаться: не тому, мол, учу.
Мужчина взял сверток – букет... В бумагу был завернут... веник! Папа шел в баню, предполагал немного поговорить, да задержался... А я-то думала – это цветы мне...
                ***
     Недавно я была на семинаре. Сказав приветственные слова, переводчица обратилась к руководителю семинара: «Что это у Вас? Букашка...». Она сняла с его голубой рубашки жучка и начала переводить.
Американская гостья по имени Радуга (так переводится ее имя) учила нас благодарить. Она исполнила несложную  мелодию на инструменте, напоминающем бубен. Мы на разные лады распевали: «Спасибо за сегодня… Спасибо за сегодня… Спасибо за сегодня…», а затем, положив друг другу на плечи руки, учили эти слова, танцуя под аккомпанемент бубна.
- Что же, мы так глупо и будем распевать это? Есть ли другие слова в этой песне?, – спросила меня девушка -  участница коллективного танца.
- Может быть, это самое важное или очень важное для нас всех. Этот ритм запомнится, впечатается в нас. Считается, что благодарность – одно из высших чувств. Как научить иначе, каким способом, если нас этому не учили...!? – кажется, мои слова убедили девушку.

     Маленькая трясогузка свила гнездо в трубе на коньке крыши дома. Она важно расхаживала вдоль крыши, держа в клюве стрекозу или гусеницу, и щебетала, не выпуская свою добычу. Казалось, ее переполняла радость, ей хотелось поделиться этой радостью со всеми. Почему она не несет свою добычу сразу птенцам, как это делают другие птицы? Может быть, она подсушивает свою добычу? Мы наблюдали за птичкой несколько дней. «Она благодарит... Она благодарит, она славит за пищу для ее птенцов», – осенило меня. «Зачем же с добычей благодарить, ведь там же птенцы голодные?», – не согласилась девочка. «А не будет благодарить, птенцы погибнут, пищи не будет», – таков  мудрый инстинкт у этой птички.

 1999-2010


Рецензии