Про образование

Я никогда не позволял школе
 вмешиваться в моё образование.
(Марк Твен)

Всем нам знакомы такие понятия, как школа и образование. Но так ли тесно они связаны между собой, как кажется на первый взгляд? Несомненно, школа дает нам ту базу знаний, без которой человек просто не сможет называться Человеком. По крайней мере, она должна их давать. Рассмотрим ситуацию. Пятиклассница- Лиза не хочет идти в школу. «Что значит не хочешь! Это твоя обязанность!»-грозно говорит ее мама, и девочка невольно плетется в школу. Обычная стандартная ситуация. Ребенок не хочет «учиться»? Глупости! Каждый ребенок по своей натуре любознательное существо, а любознательность ведет к получению тех или иных знаний. Лиза приходит в школу, и вот начинается первый урок. Учительница проторобанила свой предмет, тема закончилась. Технология. Дети учатся шить фартуки. Преподавательница чертит на доске схему швейной машинки, проверяет работает ли одна единственная машинка на весь класс, а затем подпускает к ней первую девочку. Нашу Лизу. Она никогда не видела раньше машинки, Лиза вспоминает, что делала ее учительница несколько минут назад, и неопытные ручонки девочки пытаются повторить те движения. Вроде что-то получается. Преподавательница кивает головой, мол все, ее работа тут выполнена, и уходит куда-то, оставляя детей шить фартуки. Дети переглядываются и задают друг другу вопрос : «А шить-то как?» И вдруг одна девочка Ира возглашает: «Меня мама учила. Сейчас я вам все расскажу и покажу!» И вот это девочка объясняет ,что да как, и следит за каждой девочкой, чтоб та справилась с задачей. Спасибо, девочка Ира, за фартуки.
Следующего урока ребята боятся, как огня. Урок литературы. Казалось бы, читай, размышляй, восхищайся произведениями. Самый прекрасный урок. Но почему-то дети его терпеть не могут. Ребята пишут сочинение по произведению на пол-урока, и учительница сразу проверяет их. И вот уже слышится: «У тебя неправильное мнение, Антон! Почему ты плохого героя показал в таком хорошем свете! Это ужасно! Я бы сказала даже отвратительно! Ставлю тебе 2 за такое мнение. Чтобы в следующий раз ты слушал, как его излагаю я.» «Но ведь это было сочинение-рассуждение»,-говорит он про себя.
Учительница продолжает: «Катя, ты как всегда…Ужасное сочинение. Куча ошибок.» И вот она уже говорит, какой ужасный человек Катя, что в жизни она ничего не добьется, и о чем она только думает в этой жизни.  Лиза получает 3 и понимает, что сегодня влетит от мамы. Звенит звонок с урока, и дети безумно счастливы, что их кошмар закончился. Последний урок-физкультура. Урок они этот обожают. Нет, не потому что они любят спорт, а потому что с урока можно спокойно уйти. А прилежные ребята, которые все-таки остаются на уроке не особо рады ему. «Не хочу лапту, почему нельзя поиграть в футбол?»-спрашивает Дима у преподавателя, на что он отвечает, что по плану лапта и точка, а после лапты бег. Лизу не радует слово «бег», из-за бега она начинает задыхаться. Но на просьбу о снижении нагрузки по состоянию здоровья, учитель твердо отвечает нет. Мол есть определенная циферка, которую все должны пробежать. Лиза ругает себя за то, что не ушла с урока.
После уроков измученная девочка идет домой, не запомнив ничего с 1 урока, который теперь ей будет весь вечер объяснять ее папа, не научившаяся шить фартук, получившая 3, за то, что неправильно высказала свое мнение и чуть не потерявшая сознание от физкультуры. Девочка безумно «любит» школу!
После школы у нее дополнительные занятия по немецкому языку в иностранной школе. Она с радостью идет туда, и вот начинается занятие. Входит ее любимая преподавательница Ольга Михайловна. Все дети ждут ее уроков, будто праздника. Первое задание-прочитать немецкий текст про осень, начинает читать Лиза. Она делает ошибки в прочтении, но учительница ласково поправляет девочку. Дети знают, что за ошибки на них не накричат, не поставят 2 и не сделают выговор родителям, но это лишь мотивирует их хорошо учиться. Не подвести свою добрую учительницу.
Знаете, если постоянно загонять детей в рамки, постоянно указывать, что делать, это ни к чему хорошему не приведет, наоборот дети начнут испытывать отвращение к этому. Ребенок будет учиться только тогда, когда ему самому будет интересно. И для этого нужно создать условия.
Школа ставит перед собой цель-загрузить информацию в детей, словно в роботов.
Учителя требуют от учеников четкости. Если они просят (точнее указывают) решать ту или иную задачу определенным способом и никак иначе, то можно ли назвать этот подход хорошим? Дети учатся решать тупо под копирку. Но жизнь не состоит из одинаковых задач, она требует подхода решений задач. Именно подхода. Копирка не помогает развивать у детей мышление, суть решения задачи-это не найти правильный ответ, это найти множество подходов ее решения. Именно в этом заключается суть образования, получать знания не зазубривая материал, который кидают тебе в лицо, а познавать этот мир самыми разными способами, которые наиболее интересны тому или иному человеку.
Сейчас часто слышу от школьников :«Фиксики(мультик) дали мне знаний больше, чем уроки физики». Действительно, сейчас много различных мультфильмов, которые развивают мышление детей, да что говорить, взрослые из них тоже узнают уйму полезных вещей.
Мне очень нравится история про всемирно-известную девочку Беллу Девяткину. Маленькая девочка, которая знает уже свыше 7 языков. А как проходят ее занятия? В игральной форме! Никто не заставляет ее сидеть и зубрить учебники, она познает языки, когда лепит пирожки со своей учительницей французского или рисует с учительницей китайского. Девочка сама ждет встречи с каждым преподавателем, так как знает, что отлично проведет время.
Хочу акцентировать внимание на ЕГЭ. Школьники делают упор только на те предметы, по которым будут сдавать экзамены, абсолютно забивая на остальные. Гуманитариям плевать на биологию, физику, экономику; биохимикам  и физматовцам на литературу, историю и т.д.
Конечно, человек не может быть умным во всех сферах деятельности, лучше знать что-то одно, зато как хорошо это можно изучить! Однако у человека, к примеру физматовца, должны быть базовые понятия, такие как «Какие грибы съедобные?» «Кто написал произведение «Капитанская дочка» и тому подобное. Но жизнь показывает, что базовых знаний-то и нет. И эта не вина школьников. Они ставят ЕГЭ, как символ жизни. Что не сдав экзамены, они потеряют весь смысл жизни, что наступит конец. Они банально сидят на «Решу ЕГЭ» и зубрят ответы тестов, картинки, тексты, даже не понимая этого. Учителя кричат на них, проверяя их работы, говоря: «В ответах написано не так!» Знаете, я лично убедилась в шаблонном образовании. Во второй части ЕГЭ по биологии я очень подробно ответила на вопросы, используя подходящие биологические знания и термины. Однако баллы за эти задания шокировали не только меня, но и преподавателей. 5 учителей сказали, что мои ответы прекрасно отвечают на поставленные вопросы, мою работу смотрели люди в интернете, и не понимали почему мне не дали высших баллов. Я пришла на апелляцию. И знаете, что мне сказали? Две женщины посмотрели в ответы на вопросы, а затем ясно и четко сказали мне: «У тебя правильно, но мы не можем это засчитать. Не по шаблону! В ответах написано так, а у тебя иное. Мы не добавим тебе баллов.»
О каком развитии образования идет речь? Если есть рамки, за которые нельзя выходить. ЕГЭ- не дает оценку знаний ученикам. Человек может быть валенком, а ЕГЭ написать лучше кандидата наук по этой сфере.
Умные люди отклоняются от тех принципов, по которым живут люди глупее. Они иначе думают, они иначе живут. А из наших детей просто делают «образованных» зомби.
Школа и образование, так ли связаны эти понятия, как кажется на первый взгляд?
Что нужно человечеству, развитие или стабильность? У каждого свои ответы на эти вопросы. Человеку необходимо развивать свои таланты, чтобы они приносили ему пользу и удовольствие. Чтобы знания, полученные в круговороте жизни помогали в трудных жизненных ситуациях, а не просто требовались банально для сдачи экзаменов.


Рецензии