Путь Сердца. 6. Жемчужины

              6.  Жемчужины

            Жемчуг сразу тускнеет, если человек начинает идти «по низкому пути»
                (Из книги «Драгоценные камни в вашей судьбе)

    1992 год. В классе «Контакт» собрали сложных детей этой параллели. Я вела в этом 6-ом классе занятия по психологии. Занятия не получались: дети болтали, отвлекались. Нужно было что-то придумывать в условиях школы. Я искала ощупью.
После одного из таких занятий я не спала до утра – думала о детях этого класса. Вдруг я увидела всех их светящимся. Всех – по-разному. Пригляделась и увидела у каждого светящуюся жемчужину. У девочки, которая мне мешала больше всех, жемчужина была очень яркая, такая, что свет от нее затмевал черты ее лица. У другой девочки – розовая, маленькая нежная жемчужина, у мальчика – голубоватого оттенка, а еще у одного мальчика – зеленоватого оттенка и форма жемчужины неровная, еще у одного мальчика – только тоненький луч света прорывался к другим как из раковины. Что же дальше? Какое отношение это имеет к занятиям?
Я посоветовалась с педагогами: рассказала педагогам о своей «подготовке к уроку», можно ли рассказать об этом детям, и получила согласие.
     Урок я начала так. «В каждой игре и игрушке есть какая-то идея, мысль. Давайте разгадаем, о чем может рассказать матрешка, чему научить? На что она похожа?» В руках у меня была не раскрашенная матрешка. Я вынимала одну матрешку за другой, а дети говорили о первой матрешке – внешнем образе человека: его поведении, одежде, воспитанности, манерах. А затем о второй матрешке – чувствах человека, третьей - мыслях человека: «А сколько всего матрешек одна в другой?» - «3! 5! 7! 9!» Затем мы раскрашивали нарисованные на листе бумаги матрешки, вложенные одна в другую. «Чувства, мысли у нас разные, и цвета у матрешек будут разными, у каждой – свой. А что в самом центре, как вы думаете?" Дети высказывали разные  идеи, наперебой. Им было интересно.
Затем об этой последней матрешке я рассказывала сказку «Бедняк и жемчужина».
В одном селении жил-был бедняк. Горе не оставляло его семью, поэтому он был очень печальным. Прозвали его Горюнов. Вот однажды бедняк заблудился в лесу. Волшебная птица прилетела к нему и сказала, что найти выход из бедности ему поможет жемчужина, которую нужно только найти. Искал-искал бедняк жемчужину. Да уж очень хорошо она спряталась. Стал он жить как жил, другим помогать да себя не забывать. Долго ли, коротко, увидел он яркий свет. Что-то светилось изнутри него самого. «Что это?» – испугался бедняк. «Не бойся, это я, Жемчужина. Я стала такой большой и яркой благодаря твоим добрым делам, и ты увидел меня», – сказала Жемчужина».
Я рассказала эту историю детям и спросила: «Правдивая ли эта история, выдуманная ли, правдоподобная ли»? Ответы были разными. «Это история о вас», – я рассказала детям всю предысторию этого урока. Дети верили мне и не верили. Они спрашивали, какие у них жемчужины. Одна девочка сказала с облегчением: «Вот и я думала, ведь я – это не только чувства, не только мои мысли, не только мои поступки. А кто же я?»
     Еще несколько дней я и у других людей – детей и взрослых видела их жемчужины. Самая большая была у «классной мамы», как ее звали мы и дети – розовая, сияющая бархатистым розовым светом, величиной с небольшой мячик:
                ***
     Мальчик трех с половиной лет нарисовал разноцветные кружочки и соединил их линиями. «Что это?» –спросили взрослые. «Это – счастье. Это папа», – показал он на один кружочек, «это – мама, это – я, это – дедушка, бабушка, а линии между кружками – это мы вместе».
                ***                ***
     Родители привели на консультацию 7-летнюю девочку с тяжелым заболеванием, причиной которого были ссоры родителей. Я попросила ее нарисовать две матрешки: большую и маленькую. На ее рисунке рядом были две разные матрешки, а рядом с ними розовый маленький куст. «Это огонь», – объяснила девочка.

     Многие дети видят одновременно эти два мира – состояния человека: внутреннее и внешнее. Видя мир целостно, они счастливее, радостнее взрослых. Внутренняя солнечность для них реальность, такая же, как для взрослых внешний мир. Состояние солнечности достижимо и взрослыми, доброжелательными и терпеливыми, дисциплинированными и свободными, не эгоистичными и искренними.
Я описывала методику «Матрешка» для научной статьи. Описывая каждый слой, проживая его, видя его глазами разных детей, еще и еще раз спрашивая себя, не придумала ли я все это, не ошибаюсь ли я. Наконец, я дошла до последнего слоя – Я. Описывая его, я вдруг как бы сама стала этим потоком Любви, бархатным, нежным, сильным. Он тек через меня, окрашивая мир в нежные цвета, смягчая тени жизни. Я попала в самый центр из всего самого прекрасного, что я когда-либо переживала.
                ***
     Солнце согревало, но не жгло, было тепло, не жарко. По небу плавно текли облака. Вот облака оказались все вместе. Темно-серые облака образовали высокую ровную серо-синюю гору, на вершине которой сияло солнце, как огромная жемчужина. Зрелище было необычным. Вокруг плыли легкие белые облака. Вот туча-гора закрыла солнце. Но оно опять поднялось на вершину горы-облака, засияло как жемчужина, потом пирамида облаков рассеялась по всему небу.

  1999-2010


Рецензии