Заметки

.
http://stihi.ru/2018/07/26/8333


1.Некоторые стихи вырастают будучи закончеными. Если это продолжение не является чем-то сверхординарным, хотя и недостаточно слабо, чтобы быть сразу отброшенным, то в "наследство" таким подросшим стихам достаётся их прежняя форма-величина в качестве оригинальной матрёшки, тайно-явно присутствующей в подросшем стихотворении.

2. Вообще, добывание из стихотворений внутренних законченных миниатюр (двустрочий, катренов, восьмистиший) дело не совсем тривиальное, т.к. стихи живут по своим законам, а они порой не столь уж и просты. Также это "иссечение" (качественных и самодостаточных!) частиц не является какой-то бесполезной блажью, т.к. несёт в себе аспекты стиховедческой  учёбы, практической тренировки, иногда позволяет выделить лучшее, а также на фоне подобного поискового практического процесса очень вероятны дальнейшие усовершенствования стихотворной ткани произведений. В принципе, подобной работой заняты читатели, а иногда  критики. Цитируемые строфы, стихотворные отрывки - это и есть плоды такого коллективного, десятилетиями (а может, и столетиями) не прекращающегося труда.

3. Иногда из отсеянных (в силу их слабостей) стихотворений добываются отсечением и последующей доработкой удивительные по силе миниатюры, далее живущие своей счастливой поэтической жизнью. Это подобно находке жемчужины в мусоре с последующим мытьём и "лечением" её.

4. Когда правишь стихотворение, то иной раз для того, чтобы уравновесить неравновесную (и слабую именно из-за этой негармоничной неравновесности) энергию строфы (строф) приходится дополнить эту строфу целой "вереницей" из двух, а то и из трёх (одного бывает иной раз недостаточно, он просто не справляется со своей задачей благополучного завершения или логического моста), зацепляющихся друг за друга темопродолжающих строфических отрезков. Таким образом  строится окончание стихотворение, либо устраняется дизгармоничная лакуна внутри него. Замечу, что подобные лакуны часто возникают при выбраковке строф, не подлежащих "ремонту", при этом совершенно очевидно, что зачастую возникает некое трение и логическое "непонимание" между оставшимися и нежданно сблизившимися  частями. Хотя в некоторых случаях эти части продолжают гармонировать и после изъятия ушербного фрагмента.
5. Недавно, в очередной раз уделяя внимание аспектам ритма, я набрёл на мысль, которая, впрочем, в несколько иных вариациях уже приходила ко мне ранее: если количество ритмических недочётов в строфе переходит некий предельно допустимый количественный уровень (у каждого своя шкала оценки и допустимой суммы слабостей), то строфа делается зримо некачественной и нуждается в достаточной доработке или выбраковке (см. "Улыбнётся девушка-Европа", удалил катрен).
6. Иногда на гармоничном взаимодействии негармоничных частей строится усиление целого.
7. В некоторых случаях формула Кольриджа успешно-позитивно работает несмотря на слабости ритма, созвучий, синтаксических ошибок ("из пламя и света") и т.д.
8. Разумеется, некоторые темы не подлежат обычной оценке, также и не все авторы ей подлежат, ибо есть драгоценный наив, есть и соседство удивительных находок с вопиющими слабостями. Но так бывает далеко не всегда. Хуже, когда автор "самопричёсывается" под некую усреднённую (и при этом весьма некачественную) гребёнку, постепенно утрачивая свою ценную индивидуальность и не приобретая ничего эквивалентно-достойного взамен. "И епископа не приобрёл и сенатора потерял". "С водой (постепенно) выплеснули младенца". У "непричёсанного" автора могли быть отдельные сильные строфы и даже стихи, а у "прихорошившегося" всё в стихах усреднилось, стало "ни рыба, ни мясо". Может быть, я утрирую или фантазирую. Но интуиция упрямо говорит мне, что так бывает. Хотя, конечно, учиться несомненно полезно. И очень хорошо, когда учителя знающие.


Рецензии
Здравствуйте!
Я далека от совершенства в стихосложении, но очень согласна с Вами, Гавриил, в части 8. Бывает, попадается стих идеально отточенный в отношении правил, а жизни в нём нет, и тщетно ищешь в строчках спасительный глоток свежего воздуха -
увы...
Всегда поражаюсь Вашему терпению и кропотливости в обзорах, кои несут полезную и поучительную информацию.
Благодарю!

Валентина Северная   27.07.2018 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Валентина, за отклик! Вы также затронули интересный вопрос. Если в стихах нет жизни, но они выглядят идеально отточенными по неким правилам, значит эти правила, а точнее их совокупность, совсем не те, которым следует следовать. Это очевидно, ведь результат следования прямо противоречит самому определению поэзии. Что касается данного моего "обзора", то он потребовал скорее не кропотливости, а торопливости (чтобы не утратить на время те мысли, которые в очередной раз проходили перед моим умственным визором), впрочем, некоторая поспешность никоим образом не помешала, в меру моих скромных сил, шлифовать слог "обзора", оптимизируя таким образом сам стиль изложения, дабы проявить ещё и таким образом уважение к Читателю. Всегда рад Вашему вниманию.

Гавриил Тишков   28.07.2018 04:33   Заявить о нарушении