Григорианское пение мистика хоралов

Средние века, несмотря на довольно уничижительную характеристику гуманистов Возрождения (в частности, Петрарка называл их «темными веками»), оставили громадный след во всей истории и культуре Европы. Можно сказать, тогда и зародилась современная Европа. Как известно, характерные черты средневековой культуры и уклада жизни определяла христианская вера, которую невозможно представить без мелодичного церковного хорового пения, получившего название григорианского.григорианская музыка

Появление григорианского пения

Откуда же оно появилось? Есть мнение, что корнями оно уходит в музыкальную традицию поздней античности, музыку стран Востока и Византии, кельтского и германского фольклора. Основы григорианского пения были заложены в конце VI — начале VII века папой Григорием I Великим. Ему приписывалось авторство многих католических гимнов, но в реальности его роль была чуть скромнее и состояла, скорее всего, в кодификации и упорядочении основных песнопений, в результате которых появился т. н. Антифонарий. В этой книге содержался репертуар исполнения хоралов в определенные литургии. На протяжении всего раннего Средневековья григорианское пение распространялось по Европе, пока в XIII веке не дошло до Британских островов и Польши.

Структура и принцип исполнения хорала

Что является основой пения? Догадаться нетрудно — текст молитвы. Как правило, хоралы исполнялись на латинском языке группой певчих. Есть три группы хоралов:

— силлабические. Один тон напева на один слог текста. Благодаря этому понимание текста ясное и четкое (при должном знании латыни, конечно же).

— невматические. Два-три тона на один слог. Восприятие текста уже не такое четкое.

— мелизматические. Сколько угодное тонов на слог текста. Понимание текста на слух чрезвычайно затруднено. Зато какая мелодия!..

Само пение по характеру одноголосное. По типу исполнения оно делится на антифонное, в котором две группы хора чередовались, и респонсорное, где чередовалось хоровое и одиночное пение. К XII веку появились двухголосные хоралы, получившие название органумов. Это была наиболее ранняя форма полифонии.

Важнейшим принципом григорианского пения являлась полная гармония голосов, достижение унисона, когда мысли всех направлены к Господу, каждый отрешается от своего земного существования и возносится вверх, к Богу. В строении и характере хорала отражена психология человека того времени, роль веры в его жизни. Григорианское пение умиротворяет, его строгая, но в то же время простая мелодичность были близки каждому, принося в души покой и блаженство.

Развитие григорианского пения и нотной системы

Григорианское пение развивалось от своего силлабического типа ко все более сложным, пока не достигло мелизматического типа. В нем слово уже не господствовало над мелодией, как в силлабическом типе. Это иллюстрирует и историю самого христианства, которое прошло путь от аскетических общин первых веков нашей эры до полного господства по всей Европе.

Поначалу григорианские песнопения не записывались. Они заучивались и передавались в устной традиции. Первые записи датируются только IX веком. Для записи музыки использовались простейшие значки над текстом хорала — невмы. Они указывали на восходящий и нисходящий характер тона, но не на длительность. Создателем нотной системы в близком к современному виде был итальянец Гвидо д’Ареццо (XI в.). К прежним двум линиям, на которые записывались невмы, он добавил еще две. Он ввел также названия для музыкальных звуков — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В основу был положен гимн святого Иоанна, первые слоги которого и дали названия звукам. В дальнейшем практика распевов музыкальных слогов получило название сольмизации.

Значение григорианского пения велико. Оно легло в основу музыки не только эпохи Возрождения, но и эпохи барокко, определив вектор развития европейской музыкальной культуры на века. Кроме того, хоралы, вместе с культурой трубадуров, миннезингеров и скоморохов, сыграли определенную роль в становлении современного театра.


                латинские буквы
                хоралы звучат
                а музыка,музыка
                ноты летят
                на небо, на небо
                к Богу души
                хоралы,хоралы
                как хороши...
               

 


Рецензии