Оды и басня, 2006
и пройденном пути в духе Гаврилла
Романовича Державина, написанная ночью
во время бессонницы и размышлений
о временах императрицы Екатерины II Великой
В дали над ровной гладью бытия,
как пики выделяются события.
Обозреваю путь пройденный я
и совершаю странные открытия.
Ведь то, что мне
событием казалось,
теперь равно, а то,
что мнил ничем,
горой высокой
среди тьмы поднялось
и выделилось ясно надо всем.
Издалека отчетливей нам видно,
что совершили в этой жизни мы
и за иное горько нам и стыдно,
зато другое,
как костер средь тьмы,
нам светит и вещает, что не зря
на этой мы планете пребывали.
И сердце поднимает якоря,
плывет вновь, как корабль,
через дали,
в долины детства,
где нас в гости
ждали
игрушки те, в какие мы играли,
и книжки те, какие мы читали,
друзья мои, короче говоря,
мы видим все,
о чем тогда мечтали,
плывем обратно морем бытия.
С тоской и горем распрощался я,
меня мечты
в обратный путь позвали.
Я не Державин, но хочу воспеть
путь пройденный
в высокой этой оде,
приятно на досуге, на свободе
мне на себя на юного смотреть.
О, да приятно, только не всегда
ведь все грехи я и ошибки,
но сердце пусть
печалится не шибко,
безгрешных
не встречалось никогда.
Пусть ода вытекает, как вода,
и на устах моих царит улыбка.
Ах, если б мне та золотая рыбка
попалась, попросил бы я тогда,
чтобы вернулись вешние года,
но до чего моя надежда зыбка.
Плыть невозможно
нам в обратный путь,
никак года былые не вернуть,
от нынешних трудов
не отдохнуть...
Мечтать не вредно,
снова в сердце сшибка
идет сомнений разных и страстей...
Прошу тебя: дай,
Господи, покоя,
не посылай
мне в сердце злых гостей:
раздумий тяжких, .
сумрачных вестей..
Бог не ответил...
Что же я такое?
Нет, кто такой? -
святой
или злодей,
прекраснейший
иль худший из людей,
высоких или низменных идей
наполнен я?
Ни то и ни другое...
Я просто золотая середина...
Ах, отчего же сердце нынче ноет,
помилуй, Боже, глупого кретина...
Зачем не знаю хочется в иное,
в совсем иное .
время мне попасть..
Ну, хоть во времена Екатерины...
Бушует страсть,
в душе бурлит напасть.
А что виною?
Просто ночи длинны,
бессоннца меня ввергает в страсть.
И мнятся мне камзолы, парики,
и гордые и статные вельможи...
Ах, как они на статуи похожи
и как же от народа далеки.
Меня манят балы и машкерады,
императрице сам готов служить,
проникнуть в маске к ней,
ведь сердце радо
на блюдечке себя ей предложить...
И оду
я пишу
в души тетради
и воду
лью,
опять ветрам кружить
во мраке этой ночи надо мной...
А может хватит лить
напрасно воду?
Ах, я не знаю, что тому виной,
но не могу окончить эту оду.
На тему Державина
Где есть тот край,
где розы без шипов,
где звери без когтей,
а люди без коварства,
когда бы отыскать
я мог такое царство,
туда бы убежал
от всех своих врагов,
чтоб жить там без затей,
сомнений и долгов,
без ябед и обид,
покинув государство,
в котором дух скорбит,
достоинство не в чести
и должен лить пиит
потоки низкой лести.
Покинуть грешный быт,
все беды позабыть,
напрасных слез не лить,
не ждать пустых известий,
укрывшись людской,
коварной злобы жить
и песни новые сложить
в покойном, тихом месте.
Как и Державин, я
мечтаю о покое,
поэзия моя,
ну, что она такое,
надежды рвется нить,
и стих не сочинить,
и все кругом пустое,
не знаю как мне быть,
душа моя в простое,
а ей бы воспарить
в космическом просторе
и слово возвестить
высокое, простое,
но стих мой не горит
и горе, словно море,
спешит меня залить,
лишает силы горе.
А может
мне
судьбу не злить,
что толку
в глупом споре,
поможет
Боже
все забыть,
уймутся беды
вскоре.
И вновь изящны
и изрядны
не зряшны
стану лить
стихи,
я отыщу
нить
Ариадны
и Бог простит
мои грехи,
родятся строчки
звонки, ладны...
Но вы к поэзии
глухи
и вам ли
песнь петь
невеждам,
коль ваших душ
не пробудить,
укроюсь я
в углу
медвежьем,
чтоб вам хулу
свою не длить,
меня напрасно
не судить...
Прекрасно,
буду безмятежен
в свою углу
медвежьем жить,
я похвалою
не изнежен...
Не знать
хулы
и похвалы,
лишь в этом
счастье,
мир безбрежен,
укроюсь средь
глуши
и мглы,
в своей тиши
я и дали...
Державин и Дельвиг, или на отсутствие
в Челябинске некоторых мест общего пользования
(Басня в духе Ивана Андреевича Крылова)
Такой был случай презабавен.
старик Державин хоть велик,
бывал в приеме пищи не исправен,
не исполнял, что врач велит...
В Лицей приехал на экзамен...
Юнец в волнении стоит,
имеет робость, скромность, стыд..
К нему Державин путь направил
Юнец к его руке приник,
был робок, благонравен,
перед собою видя старца лик...
"Где тут у вас нужник?-
спросил старик Державин-
О, вьюнош молодой,
веди меня в нужник"
А Дельвиг, в зал войдя,
все Пушкину поведал,
с веселием сказал:
"Случился, брат, конфуз.
Зачем Державин плотно пообедал,
зачем искал нужник
служитель высших Муз?"
Но Пушкин ничего на это не ответил
и так стихи прочел,
что старец слезы лил...
Старик Державин их двоих заметил
и в темный гроб сойдя,
на жизнь благословил...
Мораль сей басни такова
и не пустые се слова:
поэт велик во всем, везде,
в большой и маленькой нужде,
и так ведется в давних дней,
бывает, что нужник поэзии нужней...
Зачем напрасно толковать,
не возмущайся, молодежь...
Ну, вот в Челябинске нигде
нужник бесплатный не найдешь...
Будь хоть художник, хоть поэт,
но коль с собою денег нет,
то исполняй нужду, где хошь...
Хулой поэзию не трожь,
сюжет мой может не хорош,
но как быть при такой беде,
ведь все обмарано везде
а аромат, ядрена вошь...
И от того не светел день,
и этот стих совсем не ложь.
Есть в нем намек,
властям урок,
чтобы почище стал наш мир,
бесплатный сделайте сортир,
и вас стрелами острых строк
не станет поражать Сатир.
Свидетельство о публикации №118072205224