Пятая симфония С. С. Прокофьева
Струны поют, и тревожится флейта,
долгой дороги заботой объята.
Рельсов рокадных тяжёлая лента
блещет разлукою в залпах заката.
Дальние громы топорщат вершины
огненно-рыжих раскидистых сосен.
Тысячи тонн чернозёма и глины
Армия в ночь на подошвах уносит.
В топких болотах - расчётом маневра
завтрашний бой отмощён, подготовлен.
Труб полевых прокопчённая плевра
строит ряды капониров и штолен.
Поезда ход - всё быстрее, острее;
путь изогнулся багровой стрелою.
Скрипки крылами над Родиной реют,
в небе кружатся горячей волною.
Танковых клиньев кларнеты, тромбоны
рвут оборону ревущего зверя.
Рвы не скрывают последние стоны,
альты оплачут курганы Потери...
Свет над гармонией режуще ярок;
юное солнце сквозит угловато.
Хриплой России - оружье в подарок;
силу Победы на поле утраты...
-----------------------
Ситцевый город ночами не спит,*
синими фарами густо расшит,
стуком станков приближает рассвет,
смену наутро сдавая.
Ситцевый город годами несыт,
тканью скрывая затруженный вид;
скудный паёк половиня в обед,
детям своим оставляя.
Музыка в нитях скрещённых растёт -
будто, смычками касаясь, ведёт
полдень бессонный, за ночью в обхват,
девушку - вальсом.
Взвоет тромбон и ударит тамтам -
красной тревогой по синим мечтам -
только ты сбросишь рабочий халат,
тронута пальцем.
Ранний аврал или поздний патруль;
скрежет засова, зубов, тормозов -
ты, воспалённая, встанешь на зов,
ситцем свой стан обернув...
Спи же, пока это соло кружит
вечер зелёный, и туба лежит,
властью империи впрок учтена,
да тему не кроет.
Чистые строки над нею прочти,
века разлучного речитатив.
Тихо уходит на запад волна
сна без героя...
* С.С.Прокофьев писал симфонию летом 1944 года в доме творчества
в окрестностях города Иваново.
---------------------
Дороги России - симфония колёс.
От белого до синего - насквозь, насквозь
в дыму паровозном - убитые леса
летят, летят в глаза.
Быстрее, быстрее - как сердце гонит кровь -
за поездом поезд - снабжение и кров.
За вёрстами - судьбы меняет эшелон,
собой ошеломлён.
Уходит из круга оседлого житья
гудящее Время - мелодия твоя
блистает в проёме вагонного стекла,
остра и весела.
Доедет ли поезд иль канет под откос -
меняет Россию вращение колёс.
Составы расплавят весенней ночи мёд
движением - вперёд...
------------------------
А музыка - выше, как ночь нежна,
и любит героя жена-княжна;
герой её любит - и вдаль летит
(в глазах её - горя сухой петит...)
Всё выше и выше ночной полёт.
Над мраком машину ведёт пилот.
Но вот, в качнувшемся такте,
героя аккордом труба собьёт.
(Лягте, литавры, лягте...)
Чёрное зеркало. Смерть белая
зыркает в секторе - летите, смелые!
-------------------------
Вступай, адажио,
кружи-рассказывай,
как тонут заживо
под душем газовым.
Звезда нетленная
сквозь тучи хмурые -
взирай на пленные
колонны БУРые;**
числом неведомы,
колонны чёрные -
своими преданы,
врагом сплочённые.
Звучи, мелодия
Орфея верного -
над мерной скверною
чужой просодии,***
над рваной раною
былого счастия,
над всем, что кануло
в разверстой пасти.
Иди, мелодия; ползи на корточках
туда, где дьявола - одЕржим кротостью;
туда, где медное смиряем деревом
и где Победу мы из пепла сделаем...
** БУР - барак усиленного режима (лагерное).
*** Просодия - метрическая организация звуковых элементов языка, а также музыки.
------------------------------
Соло кларнета - как из балета -
танец бегущего света;
лёгкий и быстрый,
струнный, волнистый -
шаг кочевой и упругий.
Прежние ритмы, солнцем облиты,
ярче в сияющем круге.
Шествуют рядом силы отрядов -
звонкие кольца и дуги.
Волны движенья,
вихри скольженья,
стройная мощная воля.
Шаг всё быстрее,
свет всё острее -
всё ослепительней поле.
Вспышка финала - апофеозом
Жизни - над смертным зияньем.
И - тишина,
как мгновенные слёзы
тайны перед признаньем.
май 2016, Туапсе
Свидетельство о публикации №118072200463