О Благословенной Жалости. - Мысль

18  июля  2018  года

ОПРАВДАНИЕ  ЖАЛОСТИ

     Ты  вопиешь  с  испепеляющим  дотла  негодованием:
«Жалость  –  это  плохо.  Жалость  –  это  скверно.  Жалость  –  это  мерзко.
Жалость  унижает.  Жалость  уничижает.  Жалость  растаптывает.  Мне  не
нужна  жалость.  Я  не  желаю,  чтобы  меня  жалели.  И  сам  я  стараюсь  не
проявлять  ни  к  кому  никакой  жалости.  Я  презираю  жалость.  Я  ненавижу
жалость.  Я  отвергаю  жалость.  Но,  отвергая  жалость,  я  целиком  и  полностью
признаю  и  приемлю  сострадание.  Сострадание  как  таковое  –  истина  и  правда.
Жалость  же  как  таковая  –  ложь  и  кривда.  И  даже  корень  слова  «жалость»  –
«жало».  А  от  жала  –  всегда  –  боль.  Ибо  жалом  –  жалят.  А  следовательно  те,
кто  кого-либо  жалеет,  жалят  тех,  кого  они  жалеют,  и  тем  самым  причиняют
им  боль.
     Итак,  жалость  бессмысленна  и  не  имеет  права  на  существование,  ибо  она
причиняет  боль  и  заставляет  жалеемых  страдать  от  этой  боли.  Подлинно
осмысленно  и  оправданно  лишь  сострадание,  только  оно  имеет  право  на
существование,  ибо  сострадание  облегчает  тяжесть  страдания  тех,  кто  так
или  иначе  страдает,  так  как  сострадающий  страдающему  принимает  на  себя
часть  страданий  страдающего.
     Итак,  долой  всякую  жалость!  И  да  славится  СОСТРАДАНИЕ!»


     Да,  конечно,  испепеляюще  негодующий!  Ты,  несомненно,  прав  в  том,  что
касается  сострадания.  Прав  на  все  100.  Но  ты  не  прав  на  все  100  в  том,  что
касается  жалости.
     Знай  же,  ненавистник  жалости:  жалость  как  таковая  подлинно  благословенна,
ибо  жалость  коренится  в  Божественной  Любви  и  имеет  Её  своим  благодатным
Источником.  И  это  знай:  жалость  –  родная  сестра  Любви.

     Как  же  возникает  в  человеке  жалость  и  в  чём  заключается
её  предназначение?
     Возвратимся  вновь  к  корню  слова  «жалость».  Это  –  «жало».  Так  вот:
я  дерзаю  утверждать,  что  это  «жало»  является  спасительным  жалом
Божественной  Любви.  Зачем  же  Любви  –  жало?  Разве  может  быть  задачей
Любви  причинение  боли?  Нет,  у  Любви,  конечно  же,  нет  и  не  может  быть
такой  задачи,  чтобы  причинять  кому-либо  какую-либо  боль,  просто  боль  –
как  таковую;  боль,  от  которой  больно  и  от  которой  почему-то  нужно  страдать.
У  Любви  есть  одна-единственная  Задача:  чтобы  человек  искренне  любил
человека:  всякий  человек  –  всякого  человека.
     Но  ведь  человек  любит  Душою  и  Сердцем.  Так  вот:  чтобы  Душа  и  Сердце
человеческие  истинно  жили  и  истинно  любили,  Божественная  Любовь  ж а л и т
Душу  и  Сердце  человеческие  Своим  ж а л о м,  которое,  в  сущности  своей,
является  Божественным  Огнём.  Этот  Благодатный  Огонь,  до  основания  проникая  –
ж а л я  –  у я з в л я я  –  Душу  и  Сердце,  тем  самым  благодатно  воспламеняет их  –
и  воскрешает  их,  пламенеющих  Любовью,  к  истинной  жизни  в  этом,  падшем,
мире,  а  именно  к  огненной  жалости  и  к  пламенному  действенному  состраданию
по  отношению  ко  всему  Живому,  пребывающему  в  этом  мире,  на  этой  земле.
     Душа  и  Сердце,  у ж а л е н н ы е - у я з в л ё н н ы е  огненным  жалом
Божественной  Любви,  уже  не  могут,  уже  не  в  силах,  уже  не  в  состоянии,
ж а л е я,  искренне  не  сострадать  Живому.
   
     Итак,  вначале  –  всегда  –  жалость,  и  лишь  затем  –  сострадание.  Жалость  –
это  Божественный  Вызов  человеку.  Сострадание  же  –  это  человеческий  Ответ
на  Божественный  Вызов.  Жалость  –  это  сердцевина  сострадания,  движущая
сила  сострадания,  источник  энергии  для  сострадания.  Первична  именно  жалость,
сострадание  же  вторично,  т. е.  сострадание  всегда  вторит  жалости.
     В  сущности,  когда  они  в  действии,  жалость  и  сострадание  являются  одним
целым.  Но  если  умозрительно  рассмотреть  содержание-состав  этого  целого,  то
жалость  явится  здесь  фундаментом,  а  сострадание  –  зданием,  выстроенным  –
благою  человеческою  волею  –  на  этом  фундаменте.  Если  же  представить  себе
всё  это  в  виде  древа,  то  тогда  жалость  здесь  будет  корнем  и  сердцевиною
ствола,  а  сострадание  –  стволом,  ветвями,  почками,  листьями,  цветками  и
плодами.  И  однако  же  и  во  всём  теле  ствола,  и  в  каждой  ветке,  и  в  каждой
почке,  и  в  каждом  листе,  и  в  каждом  цветке,  и  в  каждом  плоде  всё  равно
будет  –  неизбежно  и  незримо  –  присутствовать  жалость,  являясь  как  бы
нервной  системой  организма-сострадания.
     ИСТОЧНИКОМ  же,  вдохновляющим  и  питающим  в с ё,
     будет  ВСЕЖЕРТВЕННАЯ  БОЖЕСТВЕННАЯ  ЛЮБОВЬ.

     Итак,  без  жалости  сострадание  возникнуть  не  может.  Кто  реально
жалеет,  тот  и  реально  сострадает.  Подлинно  сострадательный  всегда
вместе  с  тем  и  подлинно  жалостлив.  Безжалостный  –  сострадать  не  в  силах.

     А  как  же  «жало»,  которым  якобы  больно  жалит-уязвляет  жалость  –
того,  на  кого  она  направлена?
     На  этот  язвительно-жалящий  вопрос  может  быть  дан  только
один-единственный  верный  ответ:  ненавистника  жалости  жалит-уязвляет
не  жало  жалости,  а  острейшее  и  ядовитейшее  жало  его,  ненавистника,
тщеславия  и  гордости,  его  эгоизма  и  эгоцентризма.  А  потому  отвергающий
жалость  –  непременно  и  неизбежно  отвергнет  в  конце  концов  и  сострадание.

     Итак,  отвергающий  жалость  как  таковую
либо  добросовестно  –  по  неведению  или  по  духовной  слепоте  –  заблуждается,
либо  является  откровенным  бессовестным  демагогом,  а  значит  однозначным  –
бесстыжим  и  безжалостным,  бездушным  и  бессердечным  –  лжецом.

     ЛЮДИ!  ЖАЛЕЙТЕ  ДРУГ  ДРУГА!
     ЖАЛЕЙТЕ  ВСЕЮ  ДУШОЙ  И  ВСЕМ  СЕРДЦЕМ!
     ЖАЛЕЙТЕ  –  И  СОСТРАДАЙТЕ  ДРУГ  ДРУГУ.

     …СВЯТЫЙ  БОЖЕ,  СВЯТЫЙ  КРЕПКИЙ,
     СВЯТЫЙ  БЕЗСМЕРТНЫЙ,  ПОМИЛУЙ  НАС…


–––––––––––––––––––––––––––––––––––
                П  р  о  з  р  е  н  и  е:
     Любовь – Жалость – Сострадание
Т    Р    И    Е    Д    И    Н    С    Т    В    О
Бог  Отец – Бог  Сын – Бог  Дух  Святой
–––––––––––––––––––––––––––––––––––


=====================================================
«И  сказал  Господь  Моисею:  Я  <…>  кого  помиловать  –
помилую,  кого  пожалеть  –  пожалею».
(Исход  (вторая  книга  Моисея),  гл. 33,  ст. 19)

«Видя  толпы  народа,  Он  сжалился  над  ними,  что  они
были  изнурены  и  рассеяны,  как  овцы,  не  имеющие  пастыря».
(Евангелие  от  Матфея,  гл. 9,  ст. 36)
«И,  выйдя,  Иисус  увидел  множество  людей  и  сжалился
над  ними,  и  исцелил  больных  их».
(Евангелие  от  Матфея,  гл. 14,  ст. 14)
«Иисус  же,  призвав  учеников  Своих,  сказал  им:  жаль  Мне
народа,  что  уже  три  дня  находятся  при  Мне,  и  нечего  им  есть».
(Евангелие  от  Матфея,  гл. 15,  ст. 32)

«Иисус,  выйдя,  увидел  множество  народа  и  сжалился  над
ними,  потому  что  они  были,  как  овцы,  не  имеющие  пастыря».
(Евангелие  от  Марка,  гл. 6,  ст. 34)
«Иисус,  призвав  учеников  Своих,  сказал  им:  жаль  Мне  народа,
что  уже  три  дня  находятся  при  Мне,  и  нечего  им  есть».
(Евангелие  от  Марка,  гл. 8,  ст. 1, 2)

«Увидев  её,  Господь  сжалился  над  нею  и  сказал  ей:  не  плачь».
(Евангелие  от  Луки,  гл. 7,  ст. 19)
«Самарянин  же  некто,  проезжая,  нашёл  на  него  и,  увидев  его,
сжалился  и,  подойдя,  перевязал  ему  раны».
(Евангелие  от  Луки,  гл. 10,  ст. 33)
«И  когда  он  был  ещё  далеко,  увидел  его  отец  его  и  сжалился;
и,  побежав,  пал  ему  на  шею  и  целовал  его».
(Евангелие  от  Луки,  гл. 15,  ст. 20)
=====================================================
«Жалость  есть  разделение  богооставленности  твари,
соединение  с  нею  в  этой  богооставленности».
(Н. А. Бердяев  «О  назначении  человека»)
=====================================================


Рецензии
В русской традиции и даже в некоторых словарях синонимов, "жалеть" и "любить" - одно и то же, и не без сострадания, разумеется. Недаром у нас любят поиспытывать до тла, а уж потом и пожалеть как следует. Кого люблю, того и бью, а потом жалею. И сострадают не каждому, а тому кто все испытания выдержал. Сострадать Христу, любить Христа, жалеть Христа, как он нас жалел.

Ирина Белышева   04.08.2020 12:45     Заявить о нарушении
С тем, что Вы написали, нельзя не согласиться.
Хорошо, что Вы ВСЁ понимаете.

Но я трудился не для ПОНИМАЮЩИХ, а для непонимающих.
Ибо агрессивное отрицание жалости как таковой
грозит, на мой взгляд, ужасающей катастрофой.

С признательностью,

Владимир Астраков   04.08.2020 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.