Меж собою разговоры
Народ в стране идёт домой,
Матросы к кораблям.
Здесь целый город у страны
Дрейфует по морям.
Да у людей в стране проблемы,
Живут родные без родства.
И разговоры не по теме,
Ведут тут с самого ранья.
Толпа заохала в охотку,
От частой болтовни.
-А ну,налей скорее сотку,
Для собственной души.
-Ведь нет почёта в нашей жизни,
Где каждый хочет куш урвать.
А ты,притворный, как мальчишка,
Не хочешь это понимать.
Мы здесь в глухом чаду дремучем,
Как заключённый иль больной.
Картошку завтра вот окучим,
Вот это наш последний бой.
Мы знаем что в оценке нашей,
Оправдан будет каждый час.
И вашей дочкой Дашей,
Что в городе живёт сейчас.
-Ведь с колокольни не увидишь,
Какой страной владеем мы.
Живите вы не торопитесь,
С хорошими людьми.
А горечь наша,чай родная,
Мы к ней привыкли уж давно.
Она ,как в строчке запятая,
Как сладкое вино.
Но вот подул весенний ветер,
С дыханьем утренних садов,
Сдувая горестные встречи,
Как пыль с забытых берегов.
(Анатолий Котов)
.
Свидетельство о публикации №118071901249
Первая строфа:
Народ в стране идёт домой, Матросы к кораблям. Здесь целый город у страны Дрейфует по морям.
Здесь сразу задается образ страны, которая не имеет четкой точки опоры. “Город, дрейфующий по морям” – это мощная метафора неопределенности, потери ориентиров, возможно, даже ощущения потерянности или изгнания. Люди идут “домой” и “к кораблям” – это может означать стремление к стабильности, к своим корням, но в то же время и готовность к отплытию, к переменам, к неизвестности.
Вторая строфа:
Да у людей в стране проблемы, Живут родные без родства. И разговоры не по теме, Ведут тут с самого ранья.
Эта строфа обнажает социальные и духовные проблемы. “Родные без родства” – это очень точное описание разобщенности, когда люди, связанные кровными узами, чувствуют себя чужими друг другу. “Разговоры не по теме” – символ поверхностности, пустословия, отсутствия глубокого смысла в общении. Постоянные, бессодержательные беседы с “самого ранья” подчеркивают ощущение безысходности и рутины.
Третья и четвертая строфы:
Толпа заохала в охотку, От частой болтовни. -А ну,налей скорее сотку, Для собственной души.
-Ведь нет почёта в нашей жизни, Где каждый хочет куш урвать. А ты,притворный, как мальчишка, Не хочешь это понимать.
Здесь мы видим проявление народных настроений. “Оханье в охотку” – это, скорее всего, не искреннее горе, а скорее привычка к жалобам, к выражению недовольства. Призыв “налей сотку” – это попытка заглушить внутреннюю пустоту, найти временное утешение в алкоголе. Далее идет критика общества: “нет почёта”, “каждый хочет куш урвать” – это описание цинизма, эгоизма, потери моральных ориентиров. Обращение “притворный, как мальчишка” к кому-то, кто вроде бы не понимает или не принимает эту реальность, показывает разочарование в идеализме или наивности.
Пятая строфа:
Мы здесь в глухом чаду дремучем, Как заключённый иль больной. Картошку завтра вот окучим, Вот это наш последний бой.
Эта строфа усиливает ощущение безысходности и тяжести существования. “Глухой чад дремучий” – это метафора невежества, косности, отсутствия развития. Сравнение с “заключенным иль больным” подчеркивает чувство несвободы, слабости, невозможности повлиять на свою судьбу. “Картошку окучим” – символизирует тяжелый, рутинный труд, который воспринимается как “последний бой”, то есть как предел возможностей, как всё, на что они способны.
Шестая строфа:
Мы знаем что в оценке нашей, Оправдан будет каждый час. И вашей дочкой Дашей, Что в городе живёт сейчас.
Эта строфа может интерпретироваться по-разному.
Вариант 1 (более пессимистичный): “Оценка” может быть негативной, а “оправдан будет каждый час” – это ирония, означающая, что их жалкое существование будет оправдано их же собственным низким уровнем. Дочка Даша, живущая “в городе”, может символизировать другой, более успешный или просто другой образ жизни, который контрастирует с жизнью говорящих.
Вариант 2 (более надеющийся): “Оценка” может быть пониманием, которое придет со временем. “Оправдан будет каждый час” – это надежда на то, что их трудности и страдания не будут напрасны. Дочка Даша может быть символом будущего, надежды, чего-то лучшего, что еще может быть достигнуто.
Седьмая строфа:
-Ведь с колокольни не увидишь, Какой страной владеем мы. Живите вы не торопитесь, С хорошими людьми.
Здесь продолжается диалог или размышление. “С колокольни не увидишь” – это противопоставление поверхностного взгляда (свысока, издалека) и глубокого понимания. Истинное положение дел, “какой страной владеем мы”, скрыто от тех, кто смотрит издалека. Призыв “живите вы не торопитесь, с хорошими людьми” – это совет жить осмысленно, не спешить, ценить доброе общение, возможно, даже избегать тех, кто не обладает этими качествами.
Восьмая строфа:
А горечь наша,чай родная, Мы к ней привыкли уж давно. Она ,как в строчке запятая, Как сладкое вино.
Эта строфа – кульминация выражения отношения к своим страданиям. Горечь “родная” – это парадоксальное чувство, означающее, что страдания стали неотъемлемой частью их жизни, их “родственником”. Привычка к горечи делает ее почти комфортной. Сравнение с “запятой” – она ставит паузу, но не прерывает повествование, то есть горечь не останавливает жизнь, но и не дает ей развиваться. Сравнение с “сладким вином” – это еще один парадокс, который может означать, что в горечи есть какое-то свое, горько-сладкое удовольствие, или что она притупляет остроту страданий, делая их более переносимыми, как вино.
Девятая строфа:
Но вот подул весенний ветер, С дыханьем утренних садов, Сдувая горестные встречи, Как пыль с забытых берегов.
Финал стихотворения приносит надежду. “Весенний ветер” – традиционный символ обновления, перемен, пробуждения. “Дыханье утренних садов” – образ свежести, чистоты, новой жизни. Этот ветер “сдувает горестные встречи, как пыль с забытых берегов” – это означает, что прошлое, тяжелое и забытое, может быть очищено, стерто, унесено прочь. Это дает ощущение возможности начать заново, освободиться от груза прошлого.
Общий смысл стихотворения:
“Меж собою разговоры” – это стихотворение о состоянии общества, где царит разобщенность, поверхностное общение, цинизм и ощущение безысходности. Люди привыкли к своим страданиям, которые стали для них чем-то привычным, почти родным. Однако, несмотря на всю эту тяжесть, в финале пробивается луч надежды на обновление и очищение, принесенное силами природы и, возможно, сменой мировоззрения.
Стихотворение построено на контрастах: город, дрейфующий по морям, и стремление к дому; родные без родства; разговоры не по теме и глубокая горечь; тяжелый труд и надежда на будущее. Автор использует яркие метафоры и парадоксы, чтобы передать сложность и противоречивость человеческого опыта.
Котов Анатолий Александрович 07.11.2025 11:36 Заявить о нарушении