насвай, самса, чак-чак

Бредёт скотина по бульвару
Жуёт насвай,самсу,чак-чак
Один конец и черных тёлок пара,
Читек,халат,чалма,калфак*

За парапетом вид на Волгу:
И у скота - захватывает дух.
От красоты немеет он не долго
Иа,гыр-гыр,ням-ням,му-му.

Как много рож и мало светлых пар!
Чиста за Волгой северная сторона
Змеино-зилантовых много тут татар
Хотя хозяйка здесь -Славнейшая Она.

"Казанские сироты",высоколживые мюрзы**
"Акбарсы" и Алимы живёте вы на что,а!?***
Ткнул в ваш навоз наирыжейшие флюгер-носы
Наш царь,народ и Бог,вас обличив,что вы подобье скота.

*В качестве обуви у городских татар было широко распространено ношение ичиг (читек). Основным головным убором у женщин был калфак.
Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы

Человек, выдающий себя за обездоленного, нищего для получения личных выгод.

Сирота Казанская -это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто прибедняется с выгодой для себя, народ насмешливо называет казанской сиротой.

В XVII веке царь Алексей Михайлович щедро награждал тех татар, которые решались переменить веру. В исторических документах сохранилось немало примеров, когда обычные плуты и попрошайки получали царские награды, подарки в виде жалованья, собольих шуб, се­ребряных ковшей, кубков, жемчугов, бархата, атласа, коней. Так, один обряд крещения князя Григория Супчалеева Черкасского (в 1644 г.) стоил 969 рублей. (Для сравнения: в те времена русский лекарь получал от государства жалованье в год до 30 рублей.)

«Казанские сироты» во все времена бывали обласканы царским двором. Чрезмерная забота о чужеземном племени, причинившем столько бед русскому народу, на первый взгляд кажется неоправданной. Но с другой стороны, такая политика перетягивала представителей татарской знати под сень российского престола.

Пример:

«Нечего Лазаря-то петь! — перебила его Фленушка. — Как есть настоящий казанский сирота! Нет, друг любезный, меня не разжалобишь!» (Мельников-Печерский).

***Алим — (арабское) Знающий.


Рецензии