Поэзия Игоря Шевчука

Зачем писать стихи? А тем более — читать?
Эти вопросы сродни другим, столь популярным в наш век: «Зачем ходить в церковь?», «Зачем стоять на литургии?», «Зачем вообще строить храмы?»
А затем, что мир устроен. Да не как-нибудь, а со премудростию. Стих по-гречески — ряд, строй.
Поэзия рождается в душе, стихи строятся из слов, как храм рождается в духе и строится из вещественного материала.

Стихи — точная томограмма устроения души автора и приглашение читателю войти в эту тайну Божию, в человеческую душу. И увидеть, что за храм являет собой душа поэта.
Поэзия — это свидетельство продолжающегося сотворения мира, как и сама жизнь.  Читатель в поэзии — присутствует, своей сутью подтверждает: аминь, аминь, так и есть!

Грехопадение Адама всего человека разъяло на «фрагменты», фрагментарность человеческого мышления не взялась ниоткуда в ХХI веке. Якобы компьютеры со своими битами научили человека мыслить то ли нулем, то ли единицей… да наоборот! Это человек построил компьютеры по образу и подобию своего распавшегося существа. Это не художники кубисты и абстракционисты разбили мир на кубы и атомы — они лишь увидели глазами, созданными внимать красоте, истинное состояние мира — распад.
А духовная, духоносная поэзия мир собирает.
 Святой апостол Павел говорит о том, что конца света не будет, пока не «взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Слово Божие удерживает мир.

И священные тексты состоят не из предложений, а — стихов!

Об истине Воскресения первыми узнали невозможные с точки зрения законничества свидетели — женщины, пришедшие совершить обряд погребения, устроить мертвое тело Иисуса должным образом. Ни один книжник и фарисей, ни один ближне- или дальневосточный мудрец не счел бы свидетельство ничтожных в правовом отношении людей истинным. А Истина просияла именно так.
И облеченному властью Пилату на вопрос об истине ответом от Бога было молчание, а самарянке, не имеющей мужа, Господь не только открылся, но и назвал Себя полным титулом — Источником жизни.
Нечто подобное являет собой поэзия. В «солидном», то есть застывшем, отвердевшем, евклидовско-пилатовском мире стихо-творениям нет места. Разве что, подобно ближневосточным женщинам, исполнять «танец живота» в виде поздравительного рифмоплетства.

Истинное предназначение поэзии — проводить дыхание Духа-Утешителя — большинству наших современников неведомо...

Мера таланта творца — его тема. Между книгой Игоря Шевчука «Демиург» (1992) и «Нетлінну радість вам передаєм» (2017) — четверть века. В первой автора… нет, не волнует — трясёт! потрясает! — несвобода человека в погибающем мире. В каждой из двенадцати прорвавшихся к читателю поэм — землетрясение! Это пьесы — с драматургией, болью, разрывами, падением метеоритов, разверзанием пропастей, магмой страсти, солеными слезами, кровью и сукровицей совлечения ветхого человека.
А название последней из вышедших книг говорит само за себя. И имена вошедших в нее поэм тоже свидетели верные: «Стрижі пасхальні», «Божественно-ідейне», «Чудо», «Боже», «Вогонь ідей», «Вічність», «Глибокі сльози», «Любов!», «Сіль світу», «Краса Духа Святого»…

В точности по букве и духу: сеется в тление,  восстает в нетлении; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.

Кто может из тления обратить в нетление?
Бог. Человеку это невозможно.

Вот, в ваших руках, сейчас — чудо любви, книга новых стихов, новых поэм, словно свет Восьмого дня, свидетельство жизни будущего века. Чаем!
Как описать содержание представленных в этой — 38-й — книге поэм, да и сам смысл творчества поэта Игоря Шевчука? Это жизнь. Жизнь человека, ищущего, находящего и исполняющего свое предназначение — звучать в Боге.
«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8).

И. Лужин
24.06.2018


Рецензии