Подвиг обречённых Собибора. Поэма

Чувствую обязан рассказать,
О легендарном подвиге - почти забытом,
Узники в концлагере смогли восстать,
И фашист спесивый оказался битым.

Необходимо предварительно вступление,
К нелёгкой теме - ясно изложить,
Я как еврей - на всё имею мнение,
А с ним - уверенней на свете жить.

Путь духовный человечества,
Наглядно виден через тьму веков,
Где история евреев - есть свидетельство,
Конца древесных идолов и глиняных божков.

Свет Божий в мир нести с трудом даётся.
Когда  кругом поклонники и змеям и камням,
С мерзостью языческой бороться,
Начал праотец наш Авраам.

Неисповедимо провидение Творца,
В избрании себе людей по вере рьяных,
Подростком Авраам работал у отца,
Владевшим лавкой идолов глиняных.

Отец-язычник с именем Терех,
Сказал подростку: «Присмотри за лавкой»,
А Авраам взяв молот - разбил всех,
Стоящих истуканов вдоль прилавка.

Поступок выглядел довольно странно,
И не подвластен логике и здравому уму,
Не тронул Авраам – большого истукана,
Лишь в руку молот – положив ему.

Пришёл отец и в выраженьях бранных,
Он гнев свой выразил и округлил глаза,
«Истукан большой расколотил всех малых»-
Сын Тереху уверенно сказал.

«Ты же знаешь, идолы не могут двигаться,
Закричал отец, с волненья чётки теребя,
А сын ответил: Зачем им поклоняться и молиться,
Если они не в силах постоять и за себя»

Наш  Патриарх по гласу Божьему,
Был выбран не случайно по делам,
Чтить Праотца - есть дело непреложное,
Чтоб выстоять в веках-с бедою по пятам.

Авраам по вере своей смог,
Донести поступками с древнейших дней
У человечества единый Бог,
И главная Его забота-нравственность людей.

И основное Авраамово наследство,
Мы зримо видим на земле своей,
Три мировые религии - как средство,
Для проповеди - монотеистических идей.

Но повержен обыватель чувствам низким,
Богоизбранный народ - для их ума изгой,
Зависть дальних родственников к близким,
Порождает ненависть с враждой.

Богоборчество - сатанинское явление
Сил тёмных разрушительная власть.
Мой пролог, с названием вступление,
Переходит в окончательную часть.

Приступаю к основному описанию,
А смогу ли оторопь берёт,
Но не позволю предавать попранию,
Богом –  почитаемый народ.

20-век как пробный камень,
Христианской веры проявил изъян,
Говорят фашисты и не христиане,
Но они ведь дети христиан.

Христианскую цивилизацию имея,
Призывы, о любви ведя в церквях,
Заражена ненавистью к евреям
Была  Европа - к  катастрофе  на сносях

С духовной точки зрения,
Ресурс ненависти большой,
Фашисты применили вне сомнения,
Благодаря усильям церкви многовековой.

И в атмосфере нацистского порыва,
Венгры, словаки оказались по  пути,
Союзники фашистские - не нуждаясь в призыве,
Смогли в жестокости хозяев превзойти.

Все причины приводят к следствию,
Нелегко прервать заведомую связь,
Ненависть с враждой влекут до бедствия,
И ящик Пандоры открывают не таясь.

Сатанинским  воплощением идей,
Фашизм проклял себя на Божьем свете,
Промышленное уничтожение людей,
Поставил методично на конвейер смерти.

Беспримерным  подвигом я восхищаюсь с полуслова,
Сопротивляться и восстать немыслимо в концлагерях,
Александр Печерский – лейтенант с Ростова,
С первых дней военных на передних рубежах,

Ведя изнурительные с фашистами сражения,
Веря в победу, но, пока не видя перемен,
В октябре 41-года под Вязьмой, в окружении,
Лейтенант  раненый попадает в плен.

В плену переболев, вдобавок тифом,
По воле случая остался жив,
Но охранник при медосмотре мигом,
Сказал «юде» ухмылку гнусную скривив.

Заявление звучало приговором,
Быть евреем при фашизме смертный риск.
Щелкали эсесовцы, глумясь, затвором,
Загоняя пленных, из евреев, в эшелон на Минск.

У вагонов скотских – двери на закладке,
Мерный стук на стыках – не нагоняет сон,
Контуженный  всё требует снаряды для зарядки,
У раненых от боли приглушённый стон.

Слыша гул фашистских самолётов пролетающих,
Александр Печерский сожалел, что не свои,
И в состоянии мыслей удручающих,
Трёх последних месяцев вспоминал бои.

Просчётов Сталина вина видна,
И отступая, в окруженья, попадая резко,
Но под умелым руководством командарма Лукина,
Два месяца держали оборону под Смоленском.

Но под напором сил превосходящих,
Сражаясь на ходу, пришлось и отступать,
По указанью свыше лиц руководящих,
Под Вязьму отойти – Москву чтоб отстоять.

Бои, ожесточённые под Вязьмой.
Поля в воронках – словно снимок лунный.
Закрыт от взрывов окаём земной.
Где командарм – рубеж отстаивает трудный.

Взрывной волной отбросит трёхлинейку в сторону,
Контузит крепко и осколком пригвоздит,
И беспомощно склоняя, в сотрясенье голову,
Плен, на несчастье, неизбежностью грозит.

Интенсивное ведя к столице наступление,
Противник смог группировку нашу окружить,
И командарму Лукину с ранением,
В плен получилось, без сознанья угодить.

Чаща горькая плена – испытания по кругу,
И физическая боль, и моральная мука,
Раненную, немцы, ампутировали ногу,
Парализованной оставив неподвижно руку.

Лейтенант Печерский – в подобном положении,
Как его командующий - товарищ генерал,
Раненый, осколками снаряда в окружении,
В плен, обессиленный, в октябре попал.

Многие себя не знают настоящих,
Пока унижений не настигнет страшный сон,
Пленных узников скученно стоящих,
В немецкий лагерь к Минску привозит эшелон.

Духовно подавить – морально унижая,
Жестокости фашизма мир ещё не знал,
Человека в человеке варварски уничтожая,
Загнали пленных, в тёмный на 10 дней подвал.

А затем под ведомством СС,
В лагерь трудовой определили,
И начался рабочий для узников процесс,
До  изнурения, работая – тебя нещадно били.

Вблизи своих шахт и заводов,
Фашисты ставили концлагеря,
Из порабощённых Гитлером народов,
Рабсилу гнали в немецкие края.

Но были лагеря иного назначения,
Уничтожать людей в кратчайший срок,
И шли составы из Европы прямого назначения,
До камер газовых – зла сатанинского итог.

Три тысячи евреев – из 30 вагонов,
Один лишь эшелон – из тысячи других,
Концлагерь Собибор – где четверть миллиона,
Ушло из жизни соплеменников моих.

И с немецкой подлой педантичностью,
На землях Польши преступления творя,
Евреев убивали с методичностью,
По четыре эшелона, в течение дня.

А были ещё Бельжец, Хелмно и Треблинка,
Большие центры убиения людей,
И дымили концлагеря годами без заминки,
Воплощая замыслы инквизиторских идей.

И в сентябре 43 года,
Сформировали эшелон из Минска в Собибор,
Из гетто местного остатки Божьего народа,
И пленных с лагерей, что  выжили судьбе наперекор

Лейтенанта Печерского сразу не убили,
Столяром оставили работать в мастерских,
А женщин и детей газом умертвили,
Сняв волосы на войлок - для подводников своих.

И заводили голыми в газовые камеры,
Под  крик гусей идущих сбоку их,
И глушили гуси плач детей отчаянный,
И злобный смех украинцев, надзирателей своих.

Украинцы с Запада – зверские каратели,
Жестокость, чья к евреям – их перед Богом страх,
Узники боялись из охраны надзирателей,
Больше чем немцев, во всех концлагерях.

А в начале лагеря двор  хозяйственный,
Нуждались фашисты  в различных мастерских,
И чтоб не голодал батальон карательный,
Держали кроликов с гусями для надзирателей своих.

Христиане в любви к ближнему по вере клялись,
А ближний тот, кто ближе всех стоит,
А надзиратели, над узниками злобствуя, смеялись:
«На небесную дорогу вам евреям путь открыт»

«Гиммельштрассе» - небесная дорога,
Смысл трагический – а путь по ней короткий,
Одностороннее движение от вокзала Собибора,
До 6-ти камер газовых – с овчарками и плеткой.

И зимою гнали составы с детьми каратели,
Со всей Европы в продуваемых вагонах вмиг,
И пинали замерших детей надзиратели,
Чтоб узнать, кто живой, есть ли плач или крик.

Пыл к насилию у нелюдей всегда неистов,
Такая ж тяга у изменников предателей,
На весь лагерь было 29 лишь фашистов,
И 200 – добровольных, надзирателей.

В батальоне старались бандеровцы рьяно,
Угождая фашистам, ублажая себя,
От убийств и от спирта каждый день были пьяны,
Разбирая багаж, и всю ценность крадя.

Известен Демьянюк Иван- охранник Собибора,
Прислуживал у камер, за садизм свой Грозным слыл,
В конце войны служил у Власова и вскоре,
В плен к американцам специально угодил.

Газовые камеры – имитация под баню,
В них краны медные – жестяные тазы,
Жестокость сатанинская у нелюдей за гранью,
Фашизм средневековья зло -  превосходил в разы.

Закрывались двери душегубки,
Дымок парил под потолком с рожков,
Угарный газ пускали через трубки,
Из танковых  вне камеры движков.

И Гиммлеру инспектору спешили показать,
Бескровное убийство людей – как канареек.
С библейской красотою 200 – те молодых евреек,
Нагими в камеру пригнали погибать.

Не отягощенный нравственной моралью,
Гиммлер в смотровое окошко наблюдал,
Как в конвульсиях, хватая воздух с гарью,
Потенциал еврейской нации, в мученьях погибал.

Полчаса газ угарный шёл,
В агонии удушья умирали люди,
И раздвигался у зловещих камер пол,
И на платформе вырастали мертвых груды.

У охранников хватало крайней низости,
После камер газовых шмонать и мертвецов,
Длинными щипцами разжимали челюсти,
Вырывая золото коронок и зубов.

Отгоняли платформы к лесу,
Штабелевали с мазутом – дрова и тела,
Дыма смрадная в небе завеса,
Воплощеньем вселенского горя была.

Среди смятенья, горя и разброда,
Есть те, кто до конца останется бойцом,
Александр Печерский – гордость нашего народа,
Красивый и решительный, с волевым лицом.

За 3-и недели пребыванья в Собиборе,
Немыслимый шаг смог Печерский претворить,
С рабочей командой, в частном разговоре,
Сумел людей к восстанью вдохновить.

План боевой нельзя начать спонтанно,
Печерский подбирал соратников ходивших в бой,
Борис Цыбульский – друг по Минску,неустанный,
И Сёма Розенфельд – надёжный рядовой.

Подходило время с неизбежностью,
На небесную дорогу этим рабочим уходить.
План смелым был и отличался дерзостью,
С управления фашистов – поодиночке бить.

Непросто на эсесовца топор поднять,
Убив его, при этом непреложно,
Фашисты наловчились убивать,
А нормальным людям  - это сложно.

Зло большое выпало еврейскому народу,
Боролись без надежды побеждать,
Боролись без надежды на свободу,
Предпочитая смерть от пули – чем от газа погибать.

Ставку делали на нацистов жадность,
Зазывать по одному в мастерские приходить,
Показывая плащ кожаный – сулящий негодяю важность,
Илии костюм бостоновый – чтоб щеголем ходить.

50-узников посвящены всего в план важный,
В день восстания 400 ещё примкнуло к ним,
И топором, или утюгом портняжным,
Устраняли эсесовцев – оружием своим.

Восставшие устранили врагов немало,
Смертельные ждали мучителей раны:
12- эсесовцев из персонала,
И 38 –надзирателей из охраны.

Шестиугольную Давидову звезду,
Фашисты пришивали на груди и за спиною,
Евреи со времён Масады – никогда,
К врагам не обращаются – с мольбою.

Связь, оборвав в охрану телефонную,
Измученные голодающие люди,
Ломали изгородь, бежали к рву с водою,
С звездою желтою, у сердца на груди.

А по звезде, со стороны спины,
Стреляли часовые, по бегущим, с вышки,
И были выстрелы на поражение, слышны,
Сплошною очередью, без передышки.

Путь  на волю кровавый и длинный,
И не видно у поля конца,
Под ногами взрываются мины,
Разлетаются в клочья сердца.

Мы поставлены быть оптимистами,
Жизнелюбами в сложных веках,
Нашей кровью пропитаны истины,
Нашей веры на наших костях.

Накануне праздника Суккот,
Судьбою выпал день восстания.
Моисей водил в пустыне свой народ,
И ночевали в шалашах,под звёзд сияние.

А  Печерский обречённый выводил народ,
Под треск стрельбы и стоны погибающих.
Будь проклят ты фашистский сброд,
Людей невинных планомерно убивающий.


Боль о прошлом не доведи до грусти,
Ведь  Всевышний выявил и наказал убийц,
Но гогочут, в памяти моей, надрывно гуси,
Стая белых и бездумных птиц.

    *     *     *

Примечания: Александр Аронович Печерский – офицер Красной Армии,
Руководитель единственного в мировой истории успешного восстания
в немецком лагере смерти.

(Собибор) Фашистские лагеря смерти были отлаженными конвейерами уничтожения, которые умертвили миллионы людей .Вся система таких лагерей была устроена так, чтобы сломить в будущих жертвах волю к сопротивлению. Но 14 октября 1943 года система дала сбой.

Нацистский лагерь смерти Собибор, был создан в Польше весной 1942 года в рамках программы, предусматривавшей полное уничтожение еврейского населения Европы.

Просуществовал лагерь полтора года, и за это время в нём было уничтожено 250-
тысяч евреев из Польши, Венгрии. Франции, Голландии, Чехословакии и других европейских стран.
 Технология его работы была предельно проста – в находившийся в лесу лагерь вела железная дорога, по которой привозили смертников.

Сразу их раздевали наголо, отбирали багаж, деньги и драгоценности, мужчин сразу отправляли в так называемую «баню» - газовую камеру, где в течение 15 минут,вновь прибывшие умертвлялись.

 У женщин детей, дополнительно перед камерой,отстригали волосы, для изготовления войлока. Он шел на зимнюю форму для солдат вермахта и на мягкую обувь для моряков – подводников, спрос на волосы у фашистов был большой.

Помимо тех, кого убивали сразу, было ещё около 500 узников, занимавшихся в лагере, хозяйственными работами.

 Почему Александра Печерского не убили сразу? Немцам нужны были водопроводчики, слесари, столяры, плотники. Печерский работал в столярной мастерской. Нужен был и обслуживающий персонал. Эсэсовцы желали получать удовольствие от жизни.

Женщины-заключённые работали в прачечной,вязали им носки, гладили им рубашки, перешивали одежду, снятую с убитых. Художники рисовали портреты, которые эсэсовцы посылали  домой.


Фактически «конвейер смерти» обслуживался теми людьми, которым вскоре предстояло самим стать его жертвами.

 Охрану лагеря осуществляли эсэсовцы и украинцы из пленных красноармейцев, с Западных областей Украины, в частности, печально известный Иван Демьянюк.

 Немногие выжившие узники Собибора рассказывали, что украинцев из батальона охраны боялись больше, чем немцев.

 Немцы действовали по инструкции, эти работали с энтузиазмом. Не немцы, а украинские надзиратели убивали слабых. и старых узников, едва тех доставляли в лагерь. Они же загоняли голых людей в газовые камеры.

За время существования лагеря было сделано несколько попыток побега, но все они заканчивались неудачно, до тех пор, пока осенью 1943 года в Собибор не перевели
группу советских военнопленных-евреев, среди которых был и Александр Печерский.

Военнопленные в данный лагерь попали случайно, вместе с узниками Минского гетто, с, женщинами и детьми. Транспорт доставил 2000 человек из них 600-человек военнопленные.

 В тот же день 1400 человек гражданских и 520-военнопленных кончили жизнь в газовой камере.  80-военнопленных оставили для работы в мастерских и заготовок брёвен, в лесу под охраной.

Александр Аронович Печерский родился в еврейской семье в г. Кременчуге, 22 февраля 1909 года Отец его был адвокатом. У него был брат Константин 1907г. - воевал в действующей армии, сестра Фаина 1906 г. и сестра Зинаида 1921года.

    В 1915 году семья переехала в Ростов – на - Дону, где Александр и проживёт большую часть своей жизни, закончит   семилетку и музыкальную школу. После школы он работал электриком на паровозоремонтном заводе.

 В 1931 – 1933годах проходил службу в армии. Закончил университет. С 1936 года работал инспектором хозяйственной части в Ростовском финансово- экономическом институте.

22 июня 1941 года 32-летнего Александра Печерского призвали в армию. Ему как имеющему высшее образование, было присвоено звание лейтенанта. Сражался
Александр Печерский под Смоленском в составе 596-го артиллерийского полка
19-й армии.

 Под Вязьмой его часть попала в окружение. Александр Печерский
с другими бойцами вынес из окружения раненого комиссара полка блуждали по болотам долго, вступая в стычки с противником пока не кончились
патроны, и не попали в руки врагу.

 Лейтенанта Печерского переводили из лагеря в лагерь.

Поскольку он покоряться не желал и не оставлял планов побега. Нацисты не сразу
догадались, что Александр Печерский – еврей, а когда узнали, сразу же направили в Собибор – на уничтожение. 23 – сентября 1943 года первая партия советских военнопленных прибыла в Собибор. Из 600 человек - 520 было казнено в день приезда.

 80 человек отобрали для хозяйственных работ. В том числе и Александра Печерского, которого друг уговорил назваться столяром. Он иллюзий не питал –  было очевидно, что тех, кого не убили сразу, убьют чуть позже.

 И предоставленную отсрочку он решил использовать для того, чтобы попытаться дать фашистам последний бой.

К тому времени в Собиборе существовала подпольная группа, которую возглавлял Леон Фельдгендлер, сын раввина из польского местечка. Однако сугубо гражданским лицам входившим в неё, не хватало опыта и решительности, поэтому они доверили руководство Александру Печерскому.

 И наконец, Печерский и Фельдгендлер, учли опыт попыток сопротивления, имевших место в Собиборе ранее, узникам было известно, что в начале 1943 года при попытке побега, на беглецов донесли местные жители, поляки, после чего бежавшие  узники были пойманы а в, наказание за побег был расстрелян весь барак.

Лейтенант Печерский предложил  отказаться от мысли об одиночных побегах и поднять восстание. Александр Печерский настаивал – бежать должны все, поскольку оставшихся гитлеровцы убьют в любом случае.

 Офицер не скрывал – многие погибнут, но часть получит шанс вырваться на свободу. Большинство узников поддержало боевой план лейтенанта Печерского. Один из узников концлагеря, Семён Розенфельд, вспоминал:

«Меня позвал Печерский, сказал: «Сюда после обеда должен прийти обершарфюрер»
С С Карл Френцель.. Подбери топорик. Рассчитай, где Френцель будет стоять. Ты должнен его убить»

 Такой же разговор у Печерского состоялся с другим узником – Борисом  Цыбульским.Они вместе сидели ещё в минском лагере для военнопленных.
Печерский сказал ему:- Тебя знаю лучше всех, поэтому посылаю на самый трудный участок.

Первый удар твой. Если кто – то из ребят, идущих с тобой, боится, замени.

 Принуждать никого нельзя.  Лагерные охранники наловчились убивать. А нормальному человеку это сделать не просто.

Хотя перед тобой – эсэсовец, лагерный надзиратель, убийца и негодяй. И всё равно! Надо подойти к живому человеку, взмахнуть топором и лишить его жизни. С первого удара!

Чтобы он не успел убить тебя. Эсэсовцы – то вооружены были – в отличие от узников лагеря.

В назначенный день, 14 – октября 1943 года, фашистов по одному стали заманивать в мастерские под благовидным предлогом вроде примерки мундира. Здесь их душили или убивали топором.

 В основном, эта задача была доверена Александром Печерским своим товарищам из числа военнопленных – они имели навыки рукопашных схваток, поэтому им было проще справиться с охранниками.

В Собиборе Александр Печерский пробыл всего три недели,
но его воля и решительность позволили превратить узников в отряд, способный действовать слаженно и чётко.

14 –октября восставшим удалось практически без шума расправиться с 12-эсэсовцами и с 38-украинскими полицейскими, однако затем уцелевшие охранники подняли тревогу.

 После этого узники Собибора пошли на прорыв. С вышки заработал пулемёт. Военнопленные, захватившие оружие, вступили в бой с охранниками.

 Люди бросались на колючую проволоку, разрывая её своими телами. Восставшие гибли под пулями, подрывались на окружавших лагерь минных полях, но их уже ничего не могло остановить.
 
 Выломав ворота, они сумели вырваться на свободу.

Из 550-заключённых, находившихся в лагере, не приняли участие в восстании 130-человек. Кто-то был болен или просто физически измождён настолько, что не в состоянии оказался примкнуть к окружающим.

 Голландцы боялись, что не знают языка местного населения. Кто – то надеялся, что выжить поможет абсолютная покорность.

 Она не помогла - всех – оставшихся в лагере заключённых, из рабочей команды, гитлеровцы расстреляли на следующий день.

Во время прорыва - 30 человек расстреляли выстрелами в спину. Минные поля унесли – 50 человек.

Гитлеровцам удалось обнаружить и уничтожить 170- человек. Местные жители- поляки- антисемиты сами убили или отдали немцам за вознаграждение – 90 человек.

 До конца войны выжило 53 участника восстания.

 Соратники Александра Печерского все с честью выполнили свой долг. Борис Цыбульский погиб, Семён Розенфельд, солдат Красной армии, дойдёт до Берлина.

 Леон Фельдгендлер, во время восстания уцелел и ушёл в лес. Вступил в еврейский партизанский отряд,

Участвовал в освобождении г.Люблина в 1944году. Убит в апреле1945 года польскими партизанами Армии Крайовой.

 От Собибора ничего не осталось. Генрих Гиммлер в бешенстве распорядился закрыть лагерь. Всё имущество рачительные интенданты вывезли.

 Армейские сапёры взорвали газовые камеры, казармы, бараки.

 Империя СС хотела забыть о своём позоре: голодающие, безоружные узники одолели своих тюремщиков.

 После войны лагеря уничтожения превращали в страшные музеи преступлений Третьего рейха.

 А вот Собибор поляки пытались забыть. Особенно те эпизоды, когда бежавшие из лагеря поляки выдавали немцам или убивали сами.

 На территории исчезнувшего лагеря, после войны, поляки построили детский сад.

 Ни о чём не подозревавшие детишки играли на костях убитых. Сам Александр Печерский. Его удивительная судьба – особая история.

Восемь евреев из числа бывших советских военнопленных Александр Печерский привёл в Белоруссию, где они вступили в партизанские отряды.

 22-октября 1943 года Александр Печерский с несколькими  товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию.

 Остальные попали в отряд имени Фрунзе. В партизанском отряде Александр Аронович был подрывником, Вместе с боевой группой пустил род откос два немецких эшелона.

 После освобождения Белоруссии от немецких войск,  Александра Печерского проверяли органы контрразведки - Смерш.

Продолжил войну Александр Аронович в составе 15-го штурмового Батальона 1-го Прибалтийского фронта. Комплектовались эти подразделения на 90%  из офицеров  РККА, ранее попавших в окружение или плен.

 В отличие от штрафников бойцы этих подразделений званий не лишались и считались полноправными военнослужащими.

При этом штурмовые батальоны использовались на трудных участках фронта, как правило, для прорыва немецких позиций.

 Это были чрезвычайно эффективные подразделения, однако, в силу специфики их использования, потери батальонов тоже были значительными.

 20-августа 1944-года при наступлении на г.Бауцк, Александр Печерский был ранен осколком мины в правое бедро Получил справку:

 «Дана технику-интенданту 2-ранга Печерскому А.А. в том, что он на Основании директивы Генерального штаба Красной Армии от 14 .06.44г. за «№12/309593 свою вину перед Родиной искупил кровью Справка выдана для прохождения дальнейшей службы».

Ранение оказалось тяжёлым, и после 4-х месяцев лечения он получил инвалидность и звание – «капитан» В госпитале капитан Печерский познакомился со своей будущей женой.

 Александр Печерский написал книгу о восстании в Собиборе, однако, в число самых  известных в СССР – героев войны так и не вышел.

 История уничтожения лагеря Собибор стала частью обвинений на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал хотел видеть капитана Печерского в качестве свидетеля, однако, советские власти его в Германию не выпустили.

После окончания войны капитан Печерский вернулся в Ростов – на Дону, где жил перед войной. Работал администратором в Театре музыкальной комедии.

 В 1948 – году во время политической компании преследования так называемых «безродных космополитов» Александр Печерский потерял работу. После этого он пять лет  не мог устроиться на работу и жил на иждивении жены.


После смерти Сталина Александр Печерский смог утроиться на работу мастером на машиностроительный завод Ростсельмаш.

 В 1963 – году Александр Печерский выступил свидетелем обвинения на процессе одиннадцати охранников лагеря Собибор.

 Александр Аронович Печерский умер 19- января 1990 –года и похоронен на Северном кладбище Ростова–на–Дону.

 При жизни за свой подвиг, в советское время, Александр Печерский не получил никаких наград.

 Лишь в 2007-году на его доме установили мемориальную доску - спустя 17 –лет после смерти офицера.

Память и награды.

1951  Медаль «За боевые заслуги»
«Медаль За победу над Германией в Великой Отечественной Войне  1941 – 1945гг»

2013  «Орден Заслуг перед Республикой Польша»

2014  Имя Александра Печерского включили в школьные учебники по истории Отечества. Роспочтой была выпущена почтовая марка, посвящённая теме восстания.

2016 январь  Указ Президента России Владимира Путина. Александр Печерский удостоен Ордена Мужества. (посмертно)

2012  Памятник Александру Печерскому в Тель-Авиве.

2014  Открытие именной звезды на «Проспекте звёзд. Ростов–на–Дону».

2016  В честь  Александра Печерского названа улица в Кременчуге.

2018  В честь Александра Печерского названа улица в Москве.

2018 апрель  Торжественно открыт памятник Александру Печерскому в г.Ростов–на-Дону.

2018  Константин Хабенский, дебютируя в качестве режиссёра, исполнил роль Александра Печерского, в фильме «Собибор» - о великом подвиге и отваге советского офицера.

Премьера состоялась  с 3 мая по 16 мая – на всех киноэкранах Российской Федерации.
P.S.

В 1965 году в Собиборе всё-таки поставили памятник.

Но неуместный на братском кладбище детский сад перевели в другое место лишь, когда сменилась власть.

14 октября 1993 года через 50 лет со дня восстания, президент Польши Лех Валенса обратился к участникам восстания в Собиборе:

«Здесь заключённые-евреи подняли восстание. У заключённых
практически не было шансов на успех, однако они не теряли надежды. Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть.
.
Защищая достоинство 250-тысяч жертв, евреи одержали моральную победу.

 Они спасли своё достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода.
 Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью».


Рецензии
Дорогой Лев!
Я обещала прочитать Вашу поэму. Вот, пришла и прочитала.
Достойный рассказ о силе духа заключённых-евреев.

Фильм "Собибор" я смотрела. Ужас и оцепенение, слова излишни.
Позволю себе небольшую цитату.

В очерке «Восстание в Собибуре» (журнал «Знамя», N 4, 1945) Вениамина Каверина и Павла Антокольского приводятся показания бывшего заключённого Дова Файнберга от 10 августа 1944 года. По словам Файнберга, заключённые уничтожались в кирпичном здании, называемом «баней» и вмещавшем около 800 человек:

«Когда партия в восемьсот человек входила в «баню», дверь плотно закрывалась. В пристройке работала машина, вырабатывающая удушающий газ. Выработанный газ поступал в баллоны, из них по шлангам — в помещение. Обычно через пятнадцать минут все находившиеся в камере были задушены. Окон в здании не было. Только сверху было стеклянное окошечко, и немец, которого в лагере называли «банщиком», следил через него, закончен ли процесс умерщвления. По его сигналу прекращалась подача газа, пол механически раздвигался, и трупы падали вниз. В подвале находились вагонетки, и группа обречённых складывала на них трупы казнённых. Вагонетки вывозились из подвала в лес. Там был вырыт огромный ров, в который сбрасывались трупы. Люди, занимавшиеся складыванием и перевозкой трупов, периодически расстреливались».

Спасибо за Ваш труд.
С уважением

Марина Апфельбаум   06.12.2022 14:57     Заявить о нарушении
Дорогая Марина! Благодарю за обстоятельный отклик за повествование и дополнение.

Марина прочти у меня ещё "Размышление на перекрёстке" -погром в Кишинёве-1903 год. и "Однажды в Словакии" -о холокосте в Европе. Будет время обязательно, потому что факты приведённые там документальные и, как говорится, неизвестны широкой публике.
С уважением1 Лев.

Лев Баскин   06.12.2022 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.