непередаваемая прелесть экзаменов

/* экстраполируемая/oe/ый/ые. на все. уровни целостного целого в его/её/их детализированных частностях. семантика, опять же, и символика. и семиотика, как ж без. */
ужасно раздражают чайковские вопли и сопли, вот с 10 класса, когда пришлось это разбирать и анализировать, каждую воплю по полочкам, с соответствующими душевными эпитетами. структурный анализ, целостный анализ, гармонический, мелодический, тематический, не, оно всё мило и славно, звучит только уж очень долго и нудно. бездарно и бездарно наворовано.
а на второй абитуре оно мне попалось в билете, 1ым вопросом. начала надолго-нашироко, симфоническое творчество Чайковского вообще, лирико-психологический симфонизм (это штамп, его обязательно надо произнести), 3 последние симфонии, растекаюсь по 4ой, в тоске думаю, что про 5ую мал чё могу сказать, но, с другой стороны, она и в программу не входит, плавно сворачиваю к 6ой, Рoзанова обрывает. "а чего это вы про 6ую заговорили? давайте дальше про 4ую." - "хорошо.. но у меня в билете 6ая..". Крауклис смотрит в билет. "ЮлияАлександровна, в билете действительно 6ая...". разливаюсь просто стадами соловьёв. сквозь, ессна, дикую панику, нервную дрожь и перманентный ужас просто по факту. единство мелодического материала, драматургичность, сценичность, необыкновенный вальс на 5/4, как тень воспоминаний и грёзы лирического героя, хотя драма завершилась ещё в 1ой части (это ваще-та про 4ую Брамса и/или 8ую Шуберта, например, но сюда тоже подходит), Финал (форма, кстати, тональность, ля-ля); Розанова недовольно говорит, "хватит!". "погодите! там же ещё терцовость проходит связующим моментом, экстраполируемая на все уровни ткани целостного художественного образа и произведения (это тоже, терцовость, то есть, про Брамса, но и здесь канает более чем)". - "как вы можете это доказать?" - доказываю. "достаточно".- Розанова сурова и недовольна.
2ой вопрос - "тв. путь Моцарта". мамамоя. биографию не помню, не знаю и не скажу. пытаясь не стучать зубами вслух, говорю о собссна тв-ве. семантика и символика тональностей, общая для оперного и симфонического творчества, круг жанров, квартеты, где Моцарт прoявил дар к полифонии, показав знакомство c партитурами Баха (стооой куда тебя несёт, ты ж даже не помнишь, который из сыновей Баха познакомил Моцарта с партитурами отца), симфoнии ля-ля-тополя, в 25ой уже заложeны предпосылки, и текстуальные, и эстетические, сороковой [симфонии]; грегорианский хорал в Финале "Юпитера" (идиотка. сначала про 1ую часть надо), в 1ой части вопросоответная структура темы главной партии, Аберт пишет[..] (о, щас в оперы), ляля-фафа, необычайное строение "ДонЖуана", главный герой показан в характиристиках, данным ему другими персонажами, поэтому оказывается противоречиво охарактеризованным (это тавтология. что ты мелешь), а собственно выходная ария главного героя появляется только в 2ом действии (так, надо про образ Командора, и через ре-минор свернуть в Реквием, про "Флейту" я так много не скажу, а в "Фигаро" можно увязнуть, можно, тока осторожно). и тут Крауклис, поймав мою паузу на дыхание, мягко так...
- это всё хорошо.. но вот скажите.. кто был 1ым учителем Моцарта?
[я умер. не, эт вот всё, что говорю - такой полный бред, если такую ерунду спрашивают?]. осторожно отвечаю, "eго отец.. Леопольд Моцарт.. наверное."
- правильно! - радуется Крауклис. - а скажите.. что Моцарт делал в Болонье?
[а хз чё он там делал. играл концерты и писал, наверное, он больше вообще ничем по жизни не занимался.. уроки давал венским аристократкам. но в вопросе Болонья]
- поступил в Академию?
- правильно! а сколько ему было лет?
- 14. ффух.
- чудесно. ! - Крауклис улыбается всё шире и шире.
- а скажите.. этого нет у вас в вопросе, вы можете не отвечать, если не хотите.. вот Верди.. Верди, понимаете? да, верно, Джузеппе.. какую оперу он написал по заказу российского императорского дома?
- [каpaул, что происходит?] - "Аида?".. по поводу открытия Суэцкого канала..
- правильно! - Крауклис в восхищении. - а какие оперы Верди вы можете назвать на шекспировские сюжеты?
- [начинаю подозревать, что Крауклис тоже сошёл с ума, не только я, а пол явно какой-то вязкий стал] - ну, "Отелло", "Виндзорские насмешницы", "Фальстаф"..
- верно! а Моцарт? давайте вернёмся к вашему билету и вопросу.. Моцарт что-нибудь писал на сюжеты Шекспира?
- [ну, слава богу. вот где собака порылась. вернулись-таки к Моцарту через Хабаровск] - те же "Виндзорские насмешницы", то есть, "Cosi fan tutte"
- чудесно. ЮлияАлександровна, у вас будут вопросы? у меня больше нет.. думаю, можем отпустить ..вы свободны, подождите, пожалуйста, в коридоре, мы вас скоро позовём.
[потом случайно узнала, что Крауклис был разведчиком и где-то на территoрии Прибалтики в годы войны работал Штирлицем].
минут через 10 меня позвали. Рoзанова сердито сказала, что заметно, как много литературы и источников я прочла, как много я знаю, и как много могу цитировать. "мне не хватило вашего собственного мнения по поводу 6ой симфонии, Чайковского, Моцарта, ДонЖуана и вообще о жизни. мы поставили вам 4". Крауклис виновато улыбался, "вам надо работать над собой.. спасибо. идите. готовьтесь к следующему экзамену".
я так думаю (c) [тогда же и подумалось во злобях], если б цитат было меньше, меня б обвинили в недостаточном знании источников и литературы. а если б я ей изложила моё мнение о 6ой Симфонии Чайковского - это ж скандал.. и разумеется, двойка за экзамен. нудаладно, миленько звучит, патетично и всё такое. если б ещё раза в два короче - так и вовсе норм.
и вообще, нафиг я всё это помню?
// https://www.youtube.com/watch?v=tI7NDTdjfzk

в 1ую абитуру экзамен по истмуз был 13 июля. предположительно, 2ой раз - где-то там же. в 1ый раз по 1ому вопросу, тв. путь. Глинки (1ым вопросом шёл российский или советский композер, 2ым - зарубежный-западный, один вопрос - тв. путь, другой - конкретное произведение), мне не дали сказать и полслова, 2ым вопросом была 3я симфония Бетховена. для начала меня прервали сходу, сыграли какие-то пассажи и попросили определить где точно это звучит. эмм.. я предположила, в разработкe 1ой части. не то. и тут же задали вопрос, что я могу сказать о 3й симфонии Бетховена, "что свойственно только ей и нет больше нигде, ни в каком другом произведении никакого композитора, включая Бетховена". всё было не то. и вступление ритмически и гармонически особенное (детализацию оборвали на месте), и кульминация в 1ой части (детализацию и анализ оборвали), всё не то. и попросили выйти - ждать за дверью. ждать пришло долго, хотя меньше, чем указанного времени входа в аудиторию на экзамен. выходила дама из комисиии, называла фамилии, кому зайти. меня было записано на 13:00, 13м номером в списке. вот честно-честно, так совпало как-то - но не случилось, зашла я в начале 3го. минут через несколько после того, как в аудиторию зашмыгнула неприметная тётенька с портфельчиком. после моего изгнания из аудитории в коридор тётенька вышла. она оказалась работником министерства культуры с "случайной проверкой". * прилагается отдельный песнь с сварой минкультов республики и сссра, в следующий раз на предложении ридного минкульти попредставлять - отказалась после минуты молчания, в которую влезли в темпе престо извеcтные мне не сильно цензурные обороты речи, поехала сама по себе без никто и ни от кто. cosi fan tutte.. ежли б да ка бы.
July 12, 2014

#от_примы_до_октавы  #Журден


Рецензии