В. ван Гог. Дорога с кипарисом и звездой. 1890

Лижут холст цветные языки.
Нет дороги – есть поток реки.
Или же травы,  что силу дня
Ночи отдает – летя, звеня.

А над ней огонь – какой огонь!
В нем и пыл души, и жар стогов!
Зелень подпалил он, и костёр   
К небу кудри веток распростер.   

Словно плат узорный, темнота
Светом невозможным залита.
Воздух загустел, и стал плотней. 
Красок на звенящем полотне.         

Звезды, ветви, люди – есть ли грань?
Только многоцветная игра,
Вьющая из тьмы вечерней нить,
Чтоб прозрачность под ноги стелить,

Чтоб пьянить свободой, чтоб дышать
Радостями звездного ковша,
Чтоб вращеньем красочной оси
Горести навеки отвести...    
   
      
    Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды


Рецензии
Понравилось, у Вас пятистопный хорей динамичен и полновесна строка.
Я тоже люблю Ван Гога, он такой разный, от раннего (с тёмными землистыми тонами)до экспериментов с импрессионистскими прерывистыми мазками или с техникой пуантилизма.
Что касается Вашей строки "Нет дороги – есть поток реки." На мой взгляд, дорога как раз дана как некая река жизни, по которой "плывут" и два друга ( к примеру, сам Винсент с братом Тео), и одна из многих крестьянских повозок (как обобщённый символ народа). Заметьте, что дорога подана плавными волнами светлой ленты, в отличие от жёстких динамичных мазков - хаотичных стеблей высокого рыжего камыша, что топорщится, окружая дорогу. Окружение, несомненно, давит, такие же мрачные, резкие, вздыбленные ветви кипариса, рвущегося ввысь, и постоялый двор в темноте. И лишь дорога да свет звёзд (большой, что пробивает темноту, и малой, над вершинами Малых Альп) отражают эмоцию душевного тепла. Мне так кажется. Тем более, что Луна у Винсента растущая, то есть, живёт надежда на более полный свет, гармонию. Типа, как у Пелевина -"Жить ой. Но да" )))

Ирина Губанова   07.01.2022 11:56     Заявить о нарушении
Да-да, Ирина, тут именно дорога-река. Я думаю, эта "поточность" дороги совершенно не случайна.
Но у меня вся картина выстраивается не как "давящая" - скорее это гимн мирозданию, потрясающей силы и мощи. Мне кажется, Ван Гог этой симфонией красок не только выражал обостренность своей душевной жизни (и, конечно, болезни) - он ею лечился, выходя на другие уровни мировосприятия. Тут оно вселенское!
Траурность... Да, она есть. Но тоже очень величественная. И тоже не давящая, не фиксирующая скорбь, а преобразующая её в какое-то вселенское торжество. Для меня эта картина буквально гудит органом - и не трагично, а по-баховски высоко и многосложно.
Тепло... Да, его тут не очень много согласна - особенно если говорить о тепле душевном, камерном. Здесь скорее про гармонию, и гармонию очень большого масштаба. Уровня мироздания, что ли.
(Именно гармонию, а не надежду на неё).
Да, я соглашусь, что величественность органа это ещё не все, что нужно для "ре-лигии", то есть связи человека с Высшим. Пожалуй, человеческого голоса ("православного") здесь все же не хватает... Но у самого Ван Гога с теплом тоже были сложные отношения!
(Ох, сложно было с ним общаться! Да и ему самому с собой было общаться ох как сложно))

Марта Журавлева   07.01.2022 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.