Андрею Дементьеву

Андрей Дементьев


«Я ничего и никому не должен.
Не должен клясться в верности стране
За то, что с ней до нищеты я дожил.
За то, что треть земли моей в огне.

Я ничего и никому не должен.
Мне «молодые волки» не указ.
Они, конечно, много нас моложе,
Но вовсе не талантливее нас.

И новый мир по старому ничтожен
Среди своих раздоров и корыт.
Я ничего и никому не должен,
Поскольку никогда не жил в кредит.»

***

«Я ничего  и никому не должен?»
Кому ж я нужен на Земле – такой?
Не потому ль и «новый мир» ничтожен,
Что я по-старому  бездушием больной?

Вообразить, что не должны друг другу
Ни мать с отцом, ни брат, ни сын, ни дочь!
И жить отшельниками, букой с недотрогой …
Такая «жизнь» и мёртвому невмочь.

Чем хуже нам живётся, тем мы строже
ДОЛЖНЫ к себе быть, к людям и стране.
Мой мир от твоего не отгорожен,
Понять, что ДОЛЖНО – ключ в любой судьбе.

10 июля 2018 г.


Рецензии
Сильнейшее гражданственное стихотворение, дорогой Виталий!

Стихи Дементьева я в своё время почти не читал, так как его, кажется, при Брежневе показали по телевидению как комсомольского поэта, награждённого премией Ленинского комсомола. И прочитал он, конечно, что-то "идейное", сидя в кругу молоденьких "восторженниц" (мой неологизм!). Он выглядел довольно молодо и я не думал, что он намного старше меня. Ещё мне не понравилось, что в издательстве "Советский писатель", где одобренная рецензентами рукопись моей первой книги "Сердцевина" пролежала 9 лет, так как в печать пропускали вне очереди "мастито-знаменитых или "блатных", даже на очередной приём к редактору отдела поэзии Деменьтьева пригласили вне очереди как лауреата. И за каждую строчку ему платили больше, чем таким неизвестным, как я. Больше же всех платили лауреатам Государственной премии, чьи книжки стихов годами пылились на прилавках даже таких крупных книжных магазинов, как "Дом книги" на Новом Арбате (мою там расхватали при выходе из печати за две недели).

Недавно мне друг сказал, что у Дементьева были и хорошие, искренние стихи. Но, судя по Вашему стихотворению, в котором Вы, как я понимаю, оспариваете позицию Дементьева в его стихотворении, которое Вы целиком процитировали как "развёрнутый эпиграф", Дементьев в годы упадка после развала СССР свои личные трудности ставил выше всех бед отечества. Если так, то оно и понятно. Он привык к славе, спущенной к нему "сверху", и судил о том, хорошо ли отечество по тому, хорошо ли ему в нём, в отечестве.

Вы жёстко оппонируете Дементьеву, который считает, что раз он "никогда не жил в кредит", то не должен не только банку, но и гражданам, пусть и временно обманутым и сбившимся с пути истинного, и самой своей стране. Ведь рухнула власть в СССР, потому что она давным-давно перестала быть советской, а страна, то есть величайшая "ниша" обитания нашего народа и сам народ остались, так что поэт ДОЛЖЕН быть гражданином или, как сказал Некрасов "гражданином быть ОБЯЗАН", чтобы активно участвовать с спасения и отечества, и народа:

"Чем хуже нам живётся, тем мы строже
ДОЛЖНЫ к себе быть, к людям и стране.
Мой мир от твоего не отгорожен,
Понять, что ДОЛЖНО – ключ в любой судьбе".

Замечательна и эта Ваша поэтическая мысль:

"Вообразить, что не должны друг другу
Ни мать с отцом, ни брат, ни сын, ни дочь!"

Дело в том, что, кроме классов, в народе есть и семьи. Когда-то были роды, часто могущественные. Но роды были разрушены абсолютизмом государей, чтобы ослабить "сильных людей" страны. Но семья ещё осталась, хотя подвергается извне разрушению в интересах буржуазии. Семья - крошечное государство, сильное своим сплочением и готовностью к самопожертвованию для спасения любого её члена. Семьи, объединённые общими классовыми интересами, могут свергнуть буржуазию. Поэтому она и распространяет и вводит в виде законов идеи о независимости членов семьи друг от друга, об отмене права родителей делать замечания детям (в Скандинавии, например), отнимает у людей детей, восхваляет индивидуализм, игнорируя патриотизм. То есть производится «атомизация» общества, где каждый человек – «независимый атом».

Поэтому поэт должен понимать, что не народ довёл его до нищеты, а тот класс, которому вольно или невольно служил он.
Восхищён! Поздравляю с поэтической удачей!

Искренно Ваш
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   14.07.2018 19:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин Фёдорович, за Ваш искренний и боевой отклик. Вы почему-то отобразились в списке прочтений моей полемики с Дементьевым как "неизвестный читатель". Ну, это второстепенное. В силу того, что А. Деменьев недавно умер, я не старался нагружать мой заочный диалог с ним прозаическими вставками, а целиком сосредоточился на поэтической речи контрагента, тем более что он выразил свою позицию предельно ясно и категорично, чем и подставился. Он явно переоценил свои возможности трибуна, выступив, как подросток, с задиристым, эпатажно-капризным тезисом "Я никому и ничего не должен". Он забыл, видимо, что палка о двух концах, и что бы с ним было, если с другого её конца прозвучало бы в ответ то же самое. На самом деле, это чистоплюйский барский манифест избалованного номенклатурного поэта-советикуса, прикрытый фиговым листком "честного маклера", который, дескать, чист как девственница перед алтарём, потому что никогда не жил в кредит. Стихотворение датировано 1996 годом и свидетельствует о том, что наш комсомольский Орфей понял, в какой социальный бедлам он погрузился, и потому целиком перестроился на западный индивидуалистический лад, что и Вы подтвердили в своём отзыве, говоря, что для него хорошо то отечество, где хорошо ему. "Не жить в кредит" означало для него: "У меня есть имя, я проживу. А вы все идите на ..." Это его благоприобретённое по случаю кредо полностью оправдалось в последующие годы. Дементьев много лет вёл на "Российском радио" передачу "Виражи времени", куда приглашал известных людей. В этих диалогах всплывали и не могли не всплывать острые социальные проблемы России и нашего населения. Но при деланной сокрушённости тона в выражении сочувствия к людям, страдающим от вопиющих жизненных неурядиц и промахов новой власти, было видно невооружённым глазом, как почтенный" комсомолец" тщательно избегал конкретных выпадов в адрес власть и масть имущих, ограничиваясь позицией: "Я озвучил, а там, как пойдёт". Как оно идёт, мы отчётливо видим сейчас, наблюдая прорывные действия вечнозелёных, но внешне маститых "реформаторов" (они же всадники без головы, или всадники Апокалипсиса). То есть Дементьев вполне себе грамотно и сбалансированно использовал конституционную свободу слова в своих и хозяйских интересах, оставаясь на виду и на плаву и никогда не поднимая голоса против власти. Последнюю такая роль поэта-утешителя конечно же устраивала, потому что он служил пусть небольшим, но всё же влиятельным громоотводом недовольства массового потребителя его в целом благонамеренной, хотя органолептически порой шершавой трескотни. Не случайно набившим оскомину рефреном в передачах Дементьева непременно звучал полный текст его пасторски заточенного стихотворения "Никогда ни о чём не жалейте". Сейчас эта «Мантра Дементьева» вспоминается как образец мягкого цинизма в духе доктрины "мягкой силы", которую негласно исповедует правящий класс. Дескать, не жалейте о развале Союза, об унижении властями, о низведении вас до положения приживал в собственной стране и т. д. (сами домысливайте, сколько сможете).
Так прожить жизнь – это, однако, искусство. Дементьев это смог, потому что верно, по-комсомольски, скалькировал Путина в сфере работы с общественностью. Он полностью оправдал доверие выше стоящих, за что и удостоился.

С благодарностью и уважением

Виталий

Виталий Алтухов   14.07.2018 18:07   Заявить о нарушении
Удивительно, Виталий, как это под псевдонимом "неизвестный читатель" моя рецензия была опубликована! Уж не происки ли кое-кого? Но у меня на страничке в графе "Написанные вами рецензии" моё авторство сохранено. Это какой-то "глюк". Я сейчас заглянул на Вашу страницу как читатель и обнаружил, что и с моей позиции указано, что это моя рецензия... Странно! Я сейчас в рецензии удалил ненужную первую строчку "Рецензия Виталию Алтухову". Я её написал временно для себя, когда потребовалось сохранить рецензию в Word'e, чтобы она не исчезла, так как мне надо было временно отвлечься от работы.

Дементьева я мало читал, но то, что слышал в его авторском чтении по ТВ, мне очень не понравилось, особенно неискренностью и приспособленчеством автора. Я его даже кратко упомянул как именно такого поэта в новой главе романа "Зона", но он как раз в этот день умер, как выяснилось, и меня мой друг уговорил убрать слова о нём. В нём было всё неприятно, даже щеголеватое поведение с потугами говорить мудрые вещи. Я ведь видел его выступление в 70-е или 80-е годы в качестве "комсомольского поэта", так и несколько лет тому назад в качестве поэта "свободной" России.

Он - образец советского перевёртыша, каких у нас миллионы (почти все члены КПСС, подавшиеся в "демократы"). Вы верно дали ему определение как человечку, который впал в истерику оттого, что лишился роскошных привилегий штатного поэта в СССР (массовых тиражей, бесплатной дачи, "домов творчества", то есть домов весёлого отдыха, например, в Коктебеле, стабильных жирных гонораров, а также закрытого магазина Союза писателей, где можно было получить редкостный "дефицит" в области жратвы и вещей). Когда "родина" перестала быть такой халявной, он её, а заодно и её народ возненавидел.

Извините, что не сразу посетил Вас: нахожусь в процессе выздоровления.

С уважением,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   14.07.2018 19:54   Заявить о нарушении
Всё в порядке: Ваше имя в списке. Выздоравливайте, пожалуйста.

Виталий Алтухов   14.07.2018 20:42   Заявить о нарушении