Девушка освещённая солнцем

              Написано по одноимённой картине Валентина Серова.
              Портрет М.Я.Симонович - 1888 год.


В тени сосны, прижавшись к ней спиной,
Сидела девушка, укрывшись от жары.
Она вдыхала запахи коры,
Эфирный запах хвои, как настой.
Но солнце добиралось и сюда,
Лучи, как зайчики, скакали по лицу,
По волосам,  по кофточке, по юбке…
«Какая милая и нежная голубка, -
Подумалось художнику юнцу, -
Такой красавицы не видел никогда!..»
Он попросил позировать ему.
Лицо, у девушки, залил стыда румянец,
Слеза закрыла взора яркий глянец…
Она шепнула: «Нет, я не могу».
Серов, вдруг, опустился на колени,
Сложив ладони,  прямо пред собой.
В глазах мольба плескалась и любовь,
А по лицу скользили светотени.

Не устояв пред позою, с мольбой,
Позировать девица согласилась.
Она в лучах, в их зайчиках, светилась…
Серов подумал: «Как красива, боже мой!» -
А карандаш уже бежал по полотну,
Рисуя контуры лица, глаза и пряди,
Вопрос, с иронией, таившийся во взгляде,
Полуулыбки, тайной, глубину…
Ему понравился разлёт бровей и ушко,
Прелестный нос, ажурный воротник,
Как руки сложены, и, как играет блик.
Лучи, казалось, кто-то выплеснул из кружки!
Свет не стоял на чём-то на одном,
Всё время двигался, играл, переливался…
Портрет, залитым солнышком казался,
Хотя и тень, и тень была кругом!

Портрет написан был, пускай не за мгновение,
Но очень быстро, за какие-то часы.
И пусть не видно здесь ни утренней росы,
Ни ветра летнего, не видно дуновения,
Портрет влечёт к себе любовью, скрытой в нём,
Какой-то тайной, заключённой в солнца бликах…
Писать так могут мастера лишь, кто велики,
И кто любовью, в это время, ослеплён!

Однажды, зайдя в картинную галерею, Серов остановился перед "Девушкой освещённой солнцем" и сказал: "Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет".
Случайно услышав это признание, дежурная по галерее, быстро записала его химическим карандашом, чуть выше колена, на бедре. И чуть позже, это признание, как ей казалось, обжигало бедро любовью.


Рецензии
Олеж, дорогой, ну заглянул бы в справочник-то... девушка была двоюродной сестрой Серова, и отношения у них были очень тёплые, но это не было «ослепление любовью», они были близки друг другу по духу, родственники. Портрет он писал три месяца.
Назови уж тогда стих, хотя бы, фантазия на тему портрета...

Анна Родичева Росс   10.07.2018 00:04     Заявить о нарушении
А разве, в то время не женились на двоюродных сёстрах?
Даже мой дед, был женат на двоюродной сестре, хотя родился в 1897 году.
А насчёт скорости написания портрета...
Считай это преувеличением ради высокого чувства любви!
Серову, в то время, было 22 года. Он только что вернулся из Италии и был полон желания написать что-нибудь выдающееся, неповторимое.
Пусть любовь к двоюродной сестре была даже платоническая, но это была любовь!
Иначе бы, шедевр не получился!
Прости!
А теперь, привет!
Очень рад, что ты заглянула и даже поделилась своими мыслями.
Где пропадала? Совсем забыла про меня!
Обнимаю.
С теплом души и улыбкой,

Олег Глечиков   10.07.2018 08:37   Заявить о нарушении
Стихи читаю и придираться не забываю))) значит, не забыла)))
С улыбкой,

Анна Родичева Росс   10.07.2018 09:23   Заявить о нарушении
Спасибо, что не забыла!
Я забыл сказать о справочнике, про который ты упомянула.
Перед стихами есть сноска, что они написаны по одноимённой картине, а не по биографии героини.
Как говорится, что увидел, про то и написал.
А увидел, в первую очередь, шедевр. И так как шедевры не могут появляться без любви, естественно написал о чувствах Серова.
Теперь претензий нет?
Улыбаюсь с чистой душой!

Олег Глечиков   10.07.2018 12:49   Заявить о нарушении