Советы Оптинских старцев-106

СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ АМВРОСИЯ ОПТИНКОГО

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что
не хотим покоряться воле всеблагого Промысла
Божия, указывающего нам чрез обстоятельства
душеполезный путь, а всё ищем своего какого-то
покойного пути, который существует только в
мечтательности, а на самом деле его на земле
нет; не всем, а некоторым только будет покой
тогда, когда пропоют «со святыми упокой».

21.06.18 г.,
Преподобного Ефрема,
патриарха Антиохийского

... «Не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия», то есть тому «душеполезному пути», который выстраивает для нас Господь своим всеведением. Это наше безумное сопротивление правит нашей жизнью всю сознантельную жизнь. Помните пушкинские строки: «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь»?

Сегодня возвращаюсь к цитате Амвросия Оптинского, которую выписал 21 июня, чтобы проанализировать с пользой для себя (а может, и прибившегося читателя). С первой строки Амвросий называет наше непослушание — ошибкой. Я бы добавил — ошибкой срашной. Ведь если мы не поймём этого и настырно будем идти самовольной тропой — дойдём до мест не столь отдалённых, но совершенно нам не нужных из-за вечной смерти духовной.

Неверие Божьим предупреждениям и советам — самый страшный грех, который ливает нас помощи Христа, а без неё ничего мы в жизни своей не достигнем и закончим её небытием в радостной вечности.

Чтобы понть Промысел Божий, надо внимательно всматриваться в обстоятельства, складывающиеся вокруг нас. Всматриваться, анализировать их и стараться понять, что Господь от нас хочет: чтобы шли мы избранным путём или, наоборот, меняли его решительно на тот, который с заповедями Спасителя не расходится.

Мы ищем не Божьего пути, а своего какого-то покойного пути,
а вот его-то и нет, то есть он есть, в нашем земном понимании, но для спасения нашего его не существует. Мы ждём от своего пути удачи, а он приносит горе. Горе — потому что не сходится с Истиной Христовой.

Подлинную удачу и настоящий покой душе даст только узкая тропа служения Богу и уже только при таком служении — активное участие в жизни земной. Участие с чистых позиций Христова учения, единственно верного и справедливого на земле.

Случайный читатель усмехнётся в этом месте: было, мол, уже одно “единственно верное учение”, сыты уже этими единственными и абсолютно верными. Отвечу так. В жизни земной по-земному единственных было бесчисленое множество, но все они были истинно земными. А здесь учение не земное, а небесное, Божественное, учение Создателя человека и самой жизни, Который только и знает, как надобно жить Его творению, чтобы потом вместе с Ним делить счатье и радость вечного бытия.

Бог не заставляет насильно идти к этой цели. Достижение её очень трудное. Потому-то и замечает Амвросий Оптинский, что только некоторым будет блаженный покой. Не знаю, достигну ли его, но идти буду, молиться буду, понуждать себя к этому буду.

И понятно, надежда только на горячие просьбы и добрую помощь Христову. Вера эта просто так не даётся, но духовным опытом, искреностью стремления к Истине, раскаиванием в своих бесконечных грехах.

(Продолжение следует)


Рецензии