Воплощение Пастернака

The embodiment of "Pasternak"
              I
Двум женщинам, провидевшим его
уже вне стен метущуюся душу
В обычный день у дальнего метро
и в комнатке на потолке - прижукшей

Бабочкой, сидевщей безмятежно
немее всех печалей вместе взятых
И неизбежней неизбежного - надежды,
судьбы и славы, как всегда предвзятой.

             II
Сердце, откликнувшееся на зов,
мелодия снов или жизни -
уже не пойму ...
Крепок засов - ничего не вернуть!

             III
Нет ничего никчемней запоздалой храбрости,
ума задним числом, советов:
"Я бы на твоем месте ...",
охов, сожалений потом

Сердце пронзавшие дни без названия
нитью суровой, иначе - зачем?
Все мы откладываем наше свидание,
не ощущая времени плен

Робости пыл и смешное желание
жить после жизни - ночным мотыльком
Серыми крыльями с алыми пятнами,
глазу невидимым жгучим костром

01.00, ночь 30 - 31 мая 1990 г.

P.S.
В 1923 году Б. Пастернак написал стихотворение "Бабочка - буря":
 
Бывалый гул былой Мясницкой
Вращаться стал в моем кругу,
И, как вы на него ни цыцкай,
Он пальцем вам - и ни гугу.

Он снится мне за массой действий,
В рядах до крыш горящих сумм,
Он сыплет лестницы, как в детстве,
И подымает страшный шум.

Напрасно в сковороды били,
И огорчалась кочерга.
Питается пальбой и пылью
Окуклившийся ураган.

Как призрак порчи и починки,
Объевший веточки мечтам,
Асфальта алчного личинкой
Смолу котлами пьет почтамт.

Но за разгромом и ремонтом,
К испугу сомкнутых окон,
Червяк спокойно и дремотно
По закоулкам ткет кокон.

Тогда-то, сбившись с перспективы,
Мрачатся улиц выхода,
И бритве ветра тучи гриву
Подбрасывает духота.

Сейчас ты выпорхнешь, инфанта,
И, сев на телеграфный столб,
Расправишь водяные банты
Над топотом промокших толп.
1923

Тамара Жирмунская к 30-летию со дня смерти Бориса Пастернака в газетной статье вспомнила свою студенческую несостоявшуюся попытку вместе с сокурсницей по Литинституту увидеть его, а потом спустя годы, в Переделкино, воплощение встречи с его душой в образе ночной бабочки, на потолке, сидевшей неподвижно:
 
Я удивилась: серо, вяло
глядело верхнее крыло
Но нижнее под ним пылало
и красным празднично пекло
На нем играло изобилье оттенков, нежных и густых,
Зачем ей огненные крылья -
ведь по ночам не видно их
Что в этих крылышках сетчатых,
занявшихся так горячо?
Быть может алый отпечаток
зари невидимой еще?

А американской поэтессе Денизе Левертов на другом конце света, за день до его смерти, откликнулась та же бабочка у входа в подземку:

За день до его смерти бабочка,
что приехала в город, возможно,
на грузовике,
сбила меня на полчаса с пути
или с того,
что я приняла за путь,
... Это была не его душа -
она, я знала, всегда жила на русской
земле, -
но во мне откликнулось что-то,
когда она, темная, тонкокрылая,
в алых пятнах,
явилась мне у входа в подземку ...

P.S. P.S. Весной 90-го года мне на глаза попалась эта статья и образ бабочки, а может души поэта, вспорхнул в новое стихотворение. Мне показалось интересным это переотражение - перекличка и образ души, как ночного огня на крыльях бабочки. И сама бабочка становится уже не обязательной, она превращается в некий символ и достаточно уже свидетельства о нем, выраженного в поэтических строках. Я даже тогда в порыве этого открытия, послал только что написанное стихотворение в газету, но конечно, так и не получил ответа.
С тех пор прошло еще почти 30 лет, я потерял тетрадку, в которую записал тогда строчки, но всегда помнил об этом стихотворении. В голове всплывали отдельные слова, но не складывались вместе. Я пробовал искать в интернете, стихотворения на тему бабочки - воплощения души Пастернака, но неизменно получал в ответ только стихотворение "Бабочка - буря" и его толкования в семиотической литературе.
И вот однажды, чудесным образом, передо мной явилась та самая тетрадка, с пожелтевшей газетной вырезкой, строчками стихов и даже рисунком бабочки, выведенным мною чернилами с зигзагообразной завитушкой то ли полета, то ли стремления куда-то еще ...
После этого, скажите, что жизнь - не рефлексия, а стихи - производная от нее еще более высокого порядка. Переотражение может жить, множиться, пропадать и возникать снова ... И этот ряд можно продолжить ...
Все-таки интернет иногда помогает - узнал, что Тамара Александровна Жирмунская ныне здравствует, с 1999 года живет в Мюнхене, Германия. Низкий ей поклон.
Фото автора.


Рецензии
Бабочки животрепещут.Перья скрипят. Брови иногда хмурятся.

Илья Кривоносов   31.08.2018 21:53     Заявить о нарушении
Бабочки уже не нужны, перья тоже, важен полет мысли - связь времен

Александр Вокинреч   01.09.2018 00:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.