Мать А. Плещеева. Романтизм. Эстетика

Мозаика.

МАТЬ
(Стихотворение А. Плещеева)
Кротко озаряла комнату лампада;
Мать, над колыбелью наклоняясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая,
Над окном деревья тёмные качая.
Дождь шумел, раскаты слышалися грома;
И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку-сына нежно мать глядела;
Колыбель качая, тихо песню пела:
«Ах, уймись ты, буря! Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет тихо в колыбели!
Ты, гроза Господня, не буди ребёнка!
Пронеситесь, тучи, чёрные сторонкой…»
Спи, дитя, спокойно…

Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. Букварь. Минск. Лучи Софии. 2010. С.  52,53.

РОМАНТИЗМ
«Романтизм (француз. Romantisme) – художественное направление  в искусстве европейских стран, сформировавшееся в конце XVIII века, и нашедшее выражение в литературе (Л. Тик, Ф. Новалис, Э. Гофман в Германии;   Ф. Шатобриан, В. Гюго, Ж. Санд во Франции;  П. Шелли, Д. Байрон в Англии;  А. Мицкевич в Польше;  Ш. Петефи в Венгрии; В. Жуковский, К. Рылеев, раннее творчество А. Пушкина, М. Лермонтова в России). Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, К. Вебер,  Р. Шуман, Р. Вагнер в Германии; Г. Берлиоз во Франции;  Ф. Шопен в Польше; Ф. Лист в Венгрии; А. Верстовский, А. Рубинштейн в России) и в живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа  во Франции; О. Рунге, К. Фридрих, М. Швиндт в Германии; О. Кипренский, А. Орловский, И. Айвазовский в России).Романтизм был порожден  негативной реакцией на французскую буржуазную революцию со стороны феодальных классов и разочарованием в её результатах со стороны широких  демократических слоев общества. Поэтому романтизм принимал  различные по своей социальной окрашенности формы  и был в разные периоды и у разных деятелей спутником то аристократической оппозиции буржуазному прогрессу (т. наз. пассивный, консервативный романтизм), то народно-демократических движений (так наз. активный, прогрессивный, революционный романтизм). Нередко эти тенденции противоречиво переплетались в творчестве одних и тех же деятелей искусства».
Краткий словарь по эстетике.Редакция проф. М. Ф. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. С.139, 140.

ДИТЯ

Владимир СОРОЧКИН

Отходит день, как кинутый ломоть.
Пестрят огни холодной перебранкой.
Опять реальность, сдавливая плоть,
В мою изнанку тычется изнанкой.

И прошлое свивается клубком,
Похожее на сумрачные копи...
Но кормит нянька белым молоком
Дитя, ещё лежащее в утробе.

И льётся дождь, оглядываясь с крыш,
И ветер – в такт – срывается до свиста,
И в чутком сне покоится малыш,
Чей взгляд невинен, а дыханье – чисто...
1993.
Романтическое прекрасное сочинение посвящено малышу, "чей взгляд невинен, а дыханье чисто" и записано в раздел начальной школы романтизма в эстетике. Благодарим вдохновенного поэта за полезное сочинение, воспитавшее чутких родителей  и  их  наследников. "И в чутком сне покоится малыш, / Чей взгляд невинен, а дыханье – чисто..." (Владимир Сорочкин).Читатели решили подарить, передать христианское благотворительное пожертвование - картину вышивки и мозаики "Мать и дитя" в брянскую библиотеку им. Ф.Тютчева для укрепления романтизма в Европе и в Азии.

Использована литература:
1. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. Букварь. Минск. Лучи Софии. 2010. С.  52,53.
2. Краткий словарь по эстетике. Редакция проф. М. Ф. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. С.139, 140.
3. http://www.stihi.ru/2013/12/11/2338
В. Сорочкин. Дитя.


Рецензии