Владимир Высоцкий, БАМ и Дин Сирил Рид

    НЕ ДОЗВАЛИСЬ БАМОВЦЫ
      ВЫСОЦКОГО НА БАМ...
(Загадка биографии поэта-барда).


               "От тебя до меня -
                Ждать и не дождаться.
                От меня до тебя -
                Только позови!".


Три раза звали БАМамовцы
ВЫСОЦКОГО на БАМ,
Где голос барда слышался
Из каждого окошка
В поселках временных
Вдоль строившейся трассы
И в стольном граде БАМа
Над рекою Тында, -
В Тынде. -

На встречах дружеских,
На свадьбах
И на дискотеках
И в парных,
В вахтовках* тряских
Да из кабин
Оранжевых «Магирусов», -
И в Тынде
Да и в месте самом диком, -
Звучали "Скалолазка",
"Альпинистская",
"Протопи ты мне баньку по чёрному",
"Охота на волков",
«Зачем мне считаться
шпаною-бандитом»...

Никто не знает,
В чём была причина,
Но не прихал к БАМовцам поэт,
Как это сделал легендарный РИД, -
Киноартист-американец и певец,
Изгнанник США и житель ГДР**.

Проехал Дин как гость
По всем посёлкам трассы
И завершил с триумфом
Свой визит
Концертом в Тынде
И, - (плюс!), - в день отлёта -
Прощальной встречею
На сопке Фестивальной.

Там Рид участником
И гостем стал
Концерта победителей
Очередного Фестиваля*
Гитарной Песни БАМа -
«Огни трассы».

Своим визитом
И открытостью своей
От тронул так сердца
Участников строителей
"Дороги Века",
Что до сих пор
В их памяти живёт
Как и в отснятых
И подаренных им
"Стройке Века"
Клипах.

Всего один визит
С гитарой у костров
И встречами сердечными
В разноголосье песен, -
А БАМовцы хранят
И память о певце
И душу греющую неизменно
Благодарность.

Есть в Тынде нынче
Улица с названьем -
"Дина РИДА",
А вот табличек
"Улица Владимира ВЫСОЦКОГО" -
Не видно.


*  - Крытые грузовики для перевозки рабочих по трассе («и в снег, и в дождь,
     и в ветер».
** - См. нижеприведенные ПРИЛОЖЕНИЯ 1 и 2.


ПРИДОЖЕНИЕ по тексту 1:

Лев ПОСТОЛОВ.

      ПРАЗДНИК ПЕСНИ НА БАМе .
 http://www.stihi.ru/2017/07/01/7590

               
                «Мой соотечественник, - Джон Рид
                написал знаменитую книгу о революции в России
                в 1917-том году - “Десять дней, которые потрясли мир”.               
                И хотя я, - в отличие от своего однофамильца, – не
                писатель, мне кажется, я смог бы написать небольшую книжку
                под названием “Девятнадцать дней на БАМе, которые потрясли
                американского певца Дина Рида”».

                Дин РИД.
 
 В четвёртый раз в столице БАМа праздник
 Гитарных звонких молодёжных песен
 И сопки Фестивальной полисадник
 Нам снова, как уже ведётся, тесен .

  Старый друг мой, раненный в Вестфалии,
  И девчёнка с огоньком в глазах раскосых,
  Встретились мы здесь на фестивале,
  Потому что здесь звучит "Бандьера роса" .

  Над тайгой зелёной - белый парус,
  Точно лебедь, над тайгой парит .
  И поются песни под гитару,
  И поёт с ребятами Дин Рид* .

  Не мираж, не мистика! И ясность
  Вносит Рид, рукой гитару сжав:
  "Здесь я потому, что солидарность
  Цепи рвёт, из слова силой став!
 
  Здесь я потому, что я люблю вас!
  Здесь я потому, что вы - герои!
  Потому, что юность,соревнуясь,
  Здесь, на БАМе счастье мира строит!"

  Отзвенели песни яркой радугой
  О журавушках, о мамах и о просеках,
  И о тех, кто был убит в Сант-Яго,
  И о тех, кто в сорок первом осенью ...

  Горд я тем, что это всё - в душе у нас,
  И что не случайно, - право слово! -
  Начали мы праздник с "!Венсеремос!",
  А закончили "Гренадою" Светлова .

  Наполняйся ветром, белый парус,
  И зови нас вновь шагать упрямо
  В даль, где ждёт как приз за труд,
  как праздник, -
  Новый Фестиваль гитарных песен БАМа .

        БАМ, Тында, 18 августа 1979 года .


ПРИЛОЖЕНИЕ http:

                ДИН РИД НА БАМе.
                (Отрывок из статьи "Звезды и БАМе" ).


     Дин Рид, - (может кто помнит такого американского певца и актера), - не только дал концерт на сопке Феcтивальной, но и снял на БАМе несколько клипов.

     Благодарные жители Тынды даже одну из улиц назвали в его честь.

     Есть у нас улица Дина Рида на той самой сопке, где он пел.

     В одном из своих интервью, уже в августе 1985 года, он заметил: «Я должен сказать, что одно из самых сильных моих впечатлений последних лет – БАМ, где мне довелось побывать. Я пел там для 25 тысяч зрителей – строителей прямо на сопке под открытым небом».

     Добавлю, что речь идет о концерте на сопке Фестивальной в Тынде.

     Состоялся он 18 августа 1979 года, на десятый день девятнадцатидневного гастрольного марафона Рида по трассе БАМа. Этому событию исполнилось 21 год.

     Многим и неизвестно уже имя это – Дин Рид. А тогда это была известная личность. Американский певец, проживавший постоянно в ГДР. Выслан из Америки за то, что публично стирал американский флаг, утверждая, что тот слишком запачкан кровью во Вьетнаме.

     Слух о приезде в Тынду Дина Рида разнесся мгновенно.

     К тому времени, когда в аэропорту сел ЯК-40, тысячи горожан собрались у посадочной полосы.

     Вот улыбающийся Дин спустился по трапу навстречу стоявшим у трапа самолета тогдашним «отцам» города, представителям штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе. В знак приветствия певцу был подарен букет гладиолусов. Многочисленная людская масса устремилась к самолету. Каждый хотел заполучить хоть какой-то сувенир на память о встрече.

     Прагматичный американец предусмотрел и такую ситуацию. На этот случай у него была заготовлена стопка его фотографий.

     Он спрашивал по-русски: «Как тебя зовут?» и писал на снимке: «Коле от Дина», «Светлане от Дина» и так далее. Получалось очень непосредственно.

     Вечером в доме культуры «Юность» состоялся концерт. Мест в зрительном зале было много меньше, чем желающих послушать певца. Люди «мостились» в проходах, на выступах, у открытых окон.

     Рид вышел на сцену и начал петь. Зрители привыкли к темпераменту, зажигательности его песен. Но вдруг – спокойный, неторопливый аккорд. «Эту песню, – сказал Дин, – я посвящаю матери!». Полилась неторопливая мелодия. Заканчивая ее, певец встал на одно колено.
   
     Выступление Дина на Фестивальной сопке проходило в рамках состоявшегося в Тынде четвертого общетрассового фестиваля самодеятельной патриотической песни. Начало этого мероприятия соответствующим образом было обставлено. Эстрадная площадка, стол президиума. Вступительное слово сделал тогдашний начальник Главбамстроя К.В.Мохортов. И в это время произошел забавный инцидент. Дин появился на сопке чуть позже и встал в сторонке от стола президиума.

     Люди, увидев его, начали аплодировать. Константин Владимирович в недоумении – его спич едва достиг середины – а тут вдруг аплодисменты. Не «захлопывают» ли? И, лишь повернув голову и увидев Рида, понял, в чем дело. Речь ему пришлось сокращать на ходу.

     Рид пел на сопке чуть больше часа. Закончив выступление, он ушел со сцены, сел в машину и уехал. Его уже ждал самолет – путь певца по трассе продолжался.

      И сразу же обезлюдела сопка. Люди тем же волнообразным потоком, что шли сюда, направились назад. И сразу же стало как-то непривычно холодно, пусто и неуютно в ласковый августовский день.
     (От себя добавлю – а день был очень жаркий.)

      Знаю, что Дин систематизировал свои материалы о поездке. Он сказал в одном из интервью: «Мой соотечественник Джон Рид написал знаменитую книжку о революции в России “Десять дней, которые потрясли мир”. И хотя я, в отличие от своего однофамильца, – не писатель, мне кажется, я смог бы написать небольшую книжку под названием “Девятнадцать дней на БАМе, которые потрясли американского певца Дина Рида”».

      Мечте его сбыться не удалось.
Не получилась и другая задумка – сделать фильм о строителях магистрали. Хотя для этого с ним путешествовала съемочная группа «Мосфильма».

      Сюжеты для картины она «лепила» словно блины. И вот однажды появилась у «киношников» задумка снять такой кадр: Дин во весь опор скачет по Тынде на лошади. «Неистовый американец», дитя ранчо, сменил прерию на дальневосточную тайгу и смело осваивает ее на скакуне. Неординарно и впечатляет.
      
      Мысль, как говаривал сатирик, конечно, интересная... Но где взять копытное? Ни в городе, ни в окрестностях конных заводов нет. Было над чем призадуматься.

      Вездесущие москвичи прознали, что на подворье у одного из тындинцев есть лошадь. Решили попытать удачу. Приходят к дому коневладельца, начинают с ним разговор. Дин Рид, мол, известный артист, хочет сняться в кино на вашей лошади. Это вам должно быть почетно.

      Хозяин оказался своенравным и прижимистым.
- Не знаю я никакого Рида, и знать не хочу, – отрезал он. – И почета мне от вас никакого не надо. А лошади я вам не дам!

      И так и сяк уговаривали. Мужик – ни в какую. Поняли мосфильмовцы тщету своих усилий и отправились в горком партии. Примите, мол, меры, частный коневладелец съемку фильма срывает. Там, естественно, всполошились. И срочно уполномоченного работника туда направили, чтобы вопрос решил. А дед тот не дурак оказался. Пока в горкоме разговаривали, он быстренько оседлал лошадь и навострился в сторону Соловьевска. А чтобы по дороге не перехватили, поехал туда тайгой.

      Искать другого коня уже не было времени. Кадр не состоялся.

      Так и окончилась первая и единственная попыткакиношников заснять Дина Рида скачущим по Тынде на лошади. Но этот пробел он с лихвой компенсировал в поставленных им фильмах об американских индейцах, в которых участвовал в качестве актера.

                Геннадий Астахов,
                Город Тында.


                УЛИЦА ДИНА РИДА В ТЫНДЕ, - СТОЛИЦЕ БАМа.


      …В этом году мне довелось побывать у своего давнего друга, бамовского поэта Виталия Лукашенко.

      Живет он в станице Казанская неподалеку от города Кропоткина на самом берегу Кубани.

      Многое поразило и порадовало меня в усадьбе поэта: огромный сад, где растут сто сорок деревьев всех видов, пасека на пятьдесят ульев, виноградник на сто лоз.

     Но больше всего поразил кабинет. В обширной библиотеке выделены три полки для книг о БАМе, благо в первые годы стройки их издавалось немало.

     Помнит человек великую стройку, которцю в СССР называди СТРОЙКОЙ ВЕКА. - На стенах — фотографии, отображающие наиболее важные события в его бамовской эпопее. Вот он в походе по хребту Удокан, вот сплавляется на байдарке по реке Нюкже, вот выступает на Пушкинском празднике в Тынде. А в самом центре — бамовский поэт Виталий Лукашенко и американский актер и певец Дин Рид стоят рядом на скалах у подножия сопки Фестивальной в Тынде.

     Это 18 августа 1979 года. В то утро поэт Лукашенко решил пораньше прийти на просторную поляну, чтобы сделать хорошие снимки с фестиваля гитарной песни БАМа.

     Подошел к будущей концертной площадке. А там уже кто-то ходит с кинокамерами, фотоаппаратами. Огляделся, а на самой высокой скале — Дин Рид.

     Он не раз видел его в фильмах, узнал. На самый вверх забираться не стал. А на нижних скалах решил его сфотографировать.

     Прицелился объективом, и тут Дин сам заговорил с ним. Заговорил, конечно, спомощью сопровожэавшегш его переводчика.

     Беседа длилась минут двадцать. Дин решил с утра посмотреть сцену, где ему предстояло выступать вечером на заключительном концерте очередного ежегодного Фестиваля Гитарной Песни БАМа "ОГНИ МАГИСТРАЛИ".

     Сцена  поразила его: огромная гитара, у которой вместо грифа — железнодорожное звено. А вокруг — палатки, сосны, брусничник, блистающий от росы. Лукашенко рассказал, что строит ЛЭП, пишет стихи.

     Дин попросил своих операторов сфотографировать их вместе. Потом извинился и продолжил съемку. Песня, спетая им на скале у Фестивадьной сопки в Тынде вошла в его фильм из клипов, отснятых на БАМе.

     Лукашенко удивилото, что не было никаких окриков кинооператоров. - мол, не «Не мешайте артисту!».

     Кстати, еще одну большую фотографию с Дином Ридом я видел в кабинете начальника станции Беркакит Виктора Ляшко. Артист сидит прямо на камнях, а рядом — молодые воины, строителя, барды. И в двух метрах от певца — молодой дежурный по станции Ляшко. А позади Дина — десятки тысяч тындинцев, пришедшие в тот день увидеть любимого певца. Сколько точно зрителей — определить невозможно. Но организатор поездки на БАМ американского певца, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Валентин Сущевич утверждал, что тысяч двадцать пять  было на том концеоте наверняка.

      Кто из бардов выступал на сопке Фестивальной в августе 1979 года на четвертом общетрассовом фестивале гитарной песни тындинцы-старожилы вспоминают теперь с трудом. Сразу вспоминают только Дина Рида, следом вспоминают ансамбль «Верасы», потом кто-то вспомнит Веронику Долину, Татьяну Денисову, Ирину Либерзон и  Виктора БЕРКОВСКОГО, спевшего свою песню "Гренада" на стихомворение  Михаида Светлова.  И все. А ведь за два дня фестиваля на сопке выступило более ста участников. Дин Рид затмил всех, не в обиду прославленным и не очень бардам будет сказано. Затмил даже очень популярного на стройке среди молодежи начальника «Главбамстроя» Константина Владимировича Мохортова. Умеющий красочно и долго говорить, руководитель стройки приветственную речь, обращенную к участникам и зрителям, начал с хороших слов о БАМе. И вдруг через пять минут по сопке пошел шум, потом робкие аплодисменты, а потом уже пошла овация. Мохортов сначала удивился такому вниманию к своему красноречию, замолчал, потом польщено улыбнулся и начал говорить снова. Но овация не смолкала.

     Мохортов стал оглядываться и увидел, что к столу жюри подходит немного припоздавший к открытию Дин Рид. Возникло небольшое недоразумение. НоДин Рид быстро снял напряженность: он приложил руки к сердцу, развел их, как бы обнимая всю сопку, но затем быстро скрестил их над собой, давая понять, что хватит оваций. Аплодисменты  быстро затихли.

     Мохортов быстро закончил свою речь. Было ясно, что сценарий срывается. Быстро подняли флаг. И тут же уступили сцену американцу.

     Дин выступал больше часа. Ему аккомпонировали и подпевали музыканты из белорусского ансамбля «Верасы», иногда Дин приглашал кого-нибудь прямо с поляны с просьбой подпеть ему то молодого сержанта железнодорожных войск, то инструктора штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе Татьяну Денисову, то первого секретаря Тындинского горкома КПСС Юрия Есаулкова.

     А иногда песню Дина подхватывала вся сопка.

     Вечером предыдущего дня Дин Рид дал большой двухчасовой концерт в Доме культуры строителей «Юность». Почти все зрители того концерта снова захотели послушать полюбившиеся песни и пришли на сопку. А за три месяца до этого в киосках «Союзпечати» появился большой виниловый диск с песнями Дина Рида.
   
     Почти в каждой комнате тындинских общежитий тогда был проигрыватель. И почти в каждой комнате была эта пластинка. Бамовцы запомнили песни «Вместе», «Венсеремос!», «О матери». Он с этой песни и начал свой концерт в «Юности», чем немало удивил зрителей. От него всегда ждали напора, призыва, и вдруг — задушевная лирическая мелодия. Запомнился Дин и ролями в «ковбойских» американских фильмах, которые прошли на экранах Тынды. Сложнейшие трюки актер исполнял без дублеров. К тому же его довольно часто показывали по телевидению.

     И тут мне припомнился в связи с проигрывателями и песнями Дина из каждого окна, с его показами по телевидению совсем другой случай.

     Как-то в очередной день рождения Владимира Высоцкого его хороший друг, основатель нескольких старательских артелей золотоискателей, строитель автодорог Вадим Туманов в одной из передач вспомнил как в один из вечеров они заехали к Высоцому домой на Малую Грузинскую, включили телевизор, - (а телевизор работал в квартире Высоцкого беспрерывно, что помогало найти ему темы для песен — те же «Жертва телевидения», «Дорогая передача», «Диалог у телевизора» родились под бормотание «ящика»). И тут же выключили. С телеэкрана что-то вещал неприятный им обоим, но широко известный политический обозреватель. И Высоцкий предложил Туманову составить список из ста самых неприятных, на их взгляд, людей. Разошлись по разным комнатам, составили, сверили. Под четырнадцатым номером у обоих был указан Дин Рид. Невольно подумалось: больше заняться людям было нечем. Тратить драгоценные минуты на такую ерунду, постоянно носить в душе злобу к целой сотне людей. И что Высоцкому-то плохого сделал далекий американец Дин Рид?

      Возможно, секрет этой неприязни немного раскроет запись из дневника ведущего актера Театра на Таганке Валерия Золотухина: «5 ноября 1966 года.»

      Сейчас поеду на «Десять дней». Будет Дин Рид. (И уже после спектакля). Дина вызвал на сцену Гоша и они крепко расцеловались. Толпа завопила: «Гитару Дину!», «Браво!». Мы стояли, оплеванные его успехом».   

      Высоцкий только начинал набирать известность, популярность, до грядущей славы, - (когда в 1978-1985-ых записи Высоцкого звучали  почти из каждой кабины БАМовских трудяг, оранжевых 14-титонных самосвалов "Магирус"ов), - было еще далеко. А у Дина слава уже была. Даже в родном театре никто из толпы не кричал: «Гитару Володе!», а "Гитару Дину!" - кричали. Видимо, в душе все-таки осталась.

     Кстати сказать, - Высоцкого очень любили на БАМе. И попади он в свое время в Ургал, в Тынду или в Северобайкальск, его бы встретили не хуже, чем в Набережных Челнах, куда театр приплыл на гастроли на теплоходе.
    
     Когда актеры шли там от причала до театра, их непрерывным шквалом сопровождали песни Высоцкого, звучавшие из магнитофонов, выставленных почти в каждом окне.

      Как-то три бамовских друга-поэта собрались в котедже у того же Виталия Лукашенко и решили пригласить Высоцкого на Пушкинский праздник поэзии в Тынде, на семинар молодых бамовских поэтов, либо на фестиваль авторской песни. Написали письмо. Бамовский поэт из Москвы Владимир Юринский вскоре передал его через знакомых поэту-барду. Но ответа не последовало.

      На БАМ Высоцкий так не приехал.

      А Дин Рид приехал. И не только спел и в «Юности», и на сопке Фестивальной, но и отснял фильм. Этот фильм и сейчас можно увидеть на каналах «Ретро», «Ностальгия», «ТВЦ» и на Ю-тюбе.

      Ничего другого о БАМе нынче не показывают, а этот фильм Рида я только в нынешнем году видел на росийских канадах ТВ четыре раза.

      И хотя помню почти каждый кадр из получасовой короткометражки, а смотрю не отрываясь. -

      Знакомые лица, знакомые места, робкие "рабочие" поезда и пыльные впесенные автотрассы.

      Все это Дин Рид успел заснять и все увековечить. Как такового сюжета в фильме нет. Дин просто поет свои песни, перемещаясь вдоль строящейся трассы
БАМа.

      Но важно — как и где: На крыше вагона идущего пассажирского поезда, на козырьке кузова «Магируса», на заполненном до отказа стадионе Северобайкальска, на грузовой платформе поезда, идущего к Байкальскому хребту, на борту катера, идущего по Байкалу. Вот он скачет на коне по утреннему, пустому Северобайкальску, а вот поет на переполненном перроне БАМовской станции  Кичера. А вот кадры, где он просто беседует со строителями БАМа.

     И, конечно же, концерт на сопке Фестивальной в Тынде.
    
     Опытные операторы сняли ее  в тот памятный всем участникам и зрителям того закдючительного концкрта Гитарной песни БАМа "Огни магистрали", как огромный Колизей.

     Но Дин Рид на этом фоне не теряется. И люди рядом с ним не теряются тоже.

     И как же горько было мне читать три года назад интервью «Аргументам и фактам» «бессменного переводчика Дина Рида» Олега Смирнова: «Привезли в Тынду. В программе значилась встреча с мэром города, женщиной, явно замученной текучкой. И вот Дин задает ей вопрос: чем знаменит ваш город. Она ему сначала про соцсоревнование, проблемы питания, а потом вдруг и говорит: «В СССР мы держим первое место по сифилису и гонорее». Вот такой пассаж через двадцать пять лет. Что-то с памятью у верного переводчика стало. Не было никогда в Тынде женщины — мэра. Уже ложь. И не было «первого места» по заболеваниям. По уровню рождаемости, да, в числе первых в стране, по уровню преподавания в школах — одни из лучших на Дальнем Востоке. И «проблем питания» на БАМе в те годы, в отличие от других регионов, не было.

     Зачем же чернить город, в котором так душевно принимали, конечно, не тебя, а актера, но и тебя заодно как дорогого гостя.?

     Зачем клеветать на весь БАМ? «Поезд по трассе шел медленно — рельсы только положили. Вдруг видим: по тайге человек идет в рваной телогрейке и треухе. Летом! А вокруг на 200 верст никакого жилья. Дин спросил: кто это, а там? А этговорят ему, зэк. У него, скорее всего, пожизненный срок. Такие весной убубегагают, все лето по тайге бегает, а зимой обратно, на зону». -

     Неизвестно, в каком состоянии ехал в спецвагоне этот товарищ переводчик по БАМу, если не сумел разглядеть, что в 1979 году там через каждые 40- 50 километров были построены станции и поселки. Так положено по технологии железной дороги. И не было во время строительства БАМа никаких «зон» вдоль всей трассы. И пожизненный срок в те года не давали, максимум – 15 лет.

    А как бы было бы горько слышать эту чушь самому Дину Риду, не утони он в озере в Германской Демократической Республике вскоре после возвращения с БАМа. [Дин Рид погиб в 1986-м году, почти через 7 лет после поездки на БАМ. – Прим. ред. сайта.]

   Ведь этот же человек переводил его слова, обращенные ко всем бамовцам, сказанные им на сопке Фестивальной после концерта: «Мой соотечественник Джон Рид написал знаменитую книжку о русской революции «Десять дней, которые потрясли мир». И хотя я, в отличие от своего однофамильца, не писатель, мне кажется, что я смог бы написать книжку под названием «Двенадцать дней на БАМе, которые потрясли американского певца Дина Рида».

   Обычно аплодируют мне после каждой песни, но, увидев вашу великую стройку, я сегодня аплодирую вам». И тогда была овация. Дина не отпускали, прося еще и еще новых песен. Но его уже ожидал самолет в аэропорту. Он еще раз спел свою знаменитую «Венсеремос!» — «Мы победим!».

   Исполнением этой песни вместе с Лином Ридом всеми участниками и зрителями
тот концерт нс Фестивальной сопке в Тынде и завершился.

   Строительство БАМа давно закончилсь. Но сегодня трудно представить, смог бы кто-нибудь из ведущих артистов советской эстрады с таким азартом, с таким уважением к строителям сделать подобную программу и подобный фильм.

   Да нет. - Все они работали в рамках утвержденной Госконцертом программы. А Дин делал свой фильм на ходу, но, как говориться, сразу «врубаясь» в тему и
от всего сердца, а не за оговоренный гонорар..

   В прошлом 2006-ом году Российский телеканал показал праздничный концерт, посвященный 88-летию комсомола. Были песни о войне Гражданской, и о войне Отечественной, о целине, Братске, Усть-Илимске. И ни слова о БАМе. Словно не бывали здесь ни Кобзон, ни Толкунова, ни Хиль, ни «Самоцветы», ни "Верасы"...

   Да, Ладно, как писал Маяковский, - СОЧТЁМСЯ СЛАВОЮ. -

   В сегодняшней Тынде имя Дина Рида, только один раз совершившего такую памятную для всех строителей БАМа поездку,  начинает переживать  тех из артистов и их имена, кто бывал здесь в семидесятые почти каждый год.

   К собственному фильму Дина Рида, снятому им на БАМе, недостаёт небольшого постскриптума-клипа из сегодняшнего дня ХХ1-го века: по улице, построенной на склоне сопки Фестивальной везут детские коляски молодые мамы, спешат с ранцами в школу ученики, идут на работу тындинцы-железнодорожники. На углах домов светятся таблички: «улица Дина Рида».

   Да, с 1983 года есть  в Тынде такая улица - улица полюбившегося строителям БАМА т эителям Тынды Дина РИДа.


           Владимир Гузий, 24 августа 2007 г.,
           Газета «Дальневосточная магистраль»

                7 июля 2018-го года.

 
 

 
 
 

 


Рецензии