И ещё о словосклеиваниях...

Рассмотрим текст стихотворения на предмет ритмических (и даже метрических) сбоев, которые иногда приводят к причудливым словосклеиваниям, иногда порождающим странные звукофантомы, часть из которых (не в этом примере) могут звучать как ругань, в том числе, и как матершинная брань; часть же из этих непонятных "новых слов" своим нелепым звучанием могут вызывать неожиданные ассоциации, которые коренятся в звуковом родстве словоформ, черпают свою ассоциативную жизнь в словесном запасе читателя, обретают свою досадную силу благодаря его эрудиции. При этом паузой чтения во многих случаях положение не спасти. Конечно, профессионалы декламируют: тянут звуки, меняют тональность и громкость речи (хитростей много!), делают словоакценты, всего сразу и не перечтешь, не перескажешь. И это, читая классиков, у которых тоже есть огрехи. Вспомним Блоковское в "12"-ти:

[… у жопа стой …]

Может быть, декламатор будет читать как-то так: … УЖО' || п-п-а-стой-й … чтобы сместить акценты. Но тогда и "Баркова" можно смело декламировать: "И слева нас рать, и справа нас рать … и битвою мать-Ро..ия спасена". Или у декламаторов есть определённая пропускная способность, и выше определённого уровня мусорозвучания им не справиться? ))) Ну да то классики. У "рядовых" же авторов порой наблюдаем вовсе жалкую картину. Читает свои стихи перед залом, и начинается... словоглотание, придыхание, невнятное словопроизнесение, завывание, перемежающееся жестикуляцией (правда жестикуляция наблюдалось чаще у "неоклассиков", часть из которых почила; и эта жестикуляция была  просто "жесть"), и сам автор иной раз начинает из себя излучать энергию, подобно экстрасенсу, лишь бы защитить свое нежизнеспособное детище, оградив его завесами личной энергии от негативного восприятия, мысленной критики, которая потом часто переходит в словесную. И столько энергии зачастую тратится, в конечном счёте, на подпитку гордыни. Столько сил расходуется на словесные, на жизненные бои, склоки, сшибки. Иногда до' смерти ведь бьются. А лучше бы все добро относились ко всем, нос не задирали, не злобствовали, не врали, не лицемерили, а творили бы да радовались, помогали друг другу, правду говорили, исцелялись и исцеляли словом.

Далее разбор.

© Татьяна Шуленина.

Я его люблю, его ценю! С ним одним спокойно и надёжно.
Мой герой, его боготворю! С ним одним лишь в жизни мне не сложно.
Он со мной в печали и нужде, с плеч усталость снимет, обнадёжит.
И когда мне страшно - рядом он. Злые мысли побороть поможет.

Если слёзы капают из глаз, и тревога рвётся в мои дверцы...
Он один, как преданный солдат, будет биться и согреет сердце.
И не раз спасал от разных бед, руку протянул, когда "тонула".
Он красив и дельный даст совет. Без него одна б я не уснула.

С ним смогу пройти я все пути, одолеть треклятые дороги!
Он один мне скажет - не грусти, и мечты подарит в безнадёге.
Я его готова разделить, и совсем ни капли не ревную!
Юмор, милый, это про тебя, мой единственный, тебя "целую"))))


(ЧутОк похоже на книжку для раскраски.) Найдите в тексте приведённые далее словосклейки. "Яево" (ну это, кто не догадался, искажённое от "яйце-продуктов"), "рядамОн" (сравни: россомон, охламон, покемон, ОМОН), "маедвЕрцы" (дверцы в май, возможно и с единоверцами чьими-то связано)… А ещё "аднАп" (админ, Наб, ад) (Или всё же какая-то индийская "аднАпья") и  "моедИнственный", а также "идЕльный", "дас(ц)савЕт" и "мнЕни"; "пройтИя" или "яфсЕ" (?) "Сни-мадьнИм" или "адьнИмлишь" - и эдакий довольно щедрый улов в общем-то в не самом слабом (в плане версификации) стихотворении с точными созвучиями и с другими приятными особенностями.

Но подобного на сайте - пруд пруди. И в своих произведениях, если и не такое (впрочем, может быть и гораздо хуже) вылавливаю, то очень часто всё же нахожу, то что не устраивает евфонически, ритмически, даёт причудливые словосклейки и фантомные двузвучия. Правлю. Через некоторое время опять нахожу затаившееся (в моих произведениях), незамеченное, а то и пришедшее с волной прежних исправлений. Вы думаете, часто встречаются авторы, которые сразу пишут начисто, идеально, так что уже и не исправить? Разочарую (или обрадую) Вас. Такие авторы встречаются достаточно редко. Но гораздо чаще могут встречаться периоды в творчестве в целом качественно пишущих авторов, когда из-под их пера выходят изначально сильные и неподдающиеся улучшающей правке стихотворения. Эти крепкие стихотворные орешки являются таковыми, поскольку соответствуют базовой формуле Кольриджа: "Поэзия - это  лучшие слова в лучшем порядке". От себя я бы добавил "… или близкие к этому критерию поэтические тексты". Иногда удаётся довести до уровня поэзии слабое изначально, внеся много правок, разумеется, сделанных по делу, улучшающих, оптимальных или стремящихся к оптимуму.

(…13/01/19/1352)


Рецензии
Уважаемый Гавриил, спасибо Вам за этот "ликбез" для нас, глуховатых на слипание, порой неблагозвучное сочетание слов. Учимся благодаря Вам! С благодарным вниманием и поклоном,

Ядвига Довнар   11.07.2018 14:46     Заявить о нарушении
Рад пользе :)

Гавриил Тишков   11.07.2018 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.