Аристотель - я знаю кто ты...

      Да, Аристотель - тот ещё кадр по заземлению философских истин и приведению их к "удобоваримому виду". Можно сказать, что его труды навсегда искривили всё европейское сознание, уклонив его масштабно или лучше сказать качественно от поисков истины. Чего стоит только его знаменитый закон противоположности: что нельзя быть и не быть одновременно чему-то в одном и том же отношении. Считай такой закон противоположности, в котором нет никакой противоположности - все они усмирены и разнесены по полочкам. Но наша-то наука всё ещё до сих пор умудряется пользоваться его верховным и очевидным(как он утверждает) Началом - вот таким отрицанием противоположности. Наша наука всё ещё в своём открытом сознании спелёнута этим непреодолимым барьером на пути к истинной действительности. Хотя много раз и на практике, и в теории, науке приходилось словно бы не замечать этого Начала и проходить мимо него, зато в своём сознании она упрямо продолжает его придерживаться как чего-то несомненного и "научного". Великим будет тот день, когда это окажется не так!

      Пока философия падала на землю с небес и высот своего парения, она много чего успела сказать, выкрикнуть, выбросить из себя на свет. И даже сам Аристотель - "великий комбинатор", достойный пера Ильфа и Петрова, "комбинатор философии", пока "заземляет" и "гробит" её, произносит не мало увлекательного и удивительного. Читать его всё равно интересно, но при этом - опасно, если не понимать в точности, ЧТО перед нами, ЧТО есть он и его философия. Но если это однажды понять и увидеть, если устранить эту опасность и избавить себя от неё, надёжно себя обезопасив, то читать Аристотеля следует как детектив или приключение, в которое попала философия на исходе своего взлёта.
      "Любишь с горочки кататься - люби саночки возить". Аристотель закатал рукава и решил саночки повозить. В результате - не осталось ни горочки, ни нашего с неё прекрасного скольжения, остались только вечно возимые туда-сюда саночки, которые нам и предложили считать единственными разумом, мыслью и истиной.

       Аристотель - "заплечных дел мастер" разума, ремесленник разума. Первый философ, который искал разуму земное основание и обоснование. Ведь в лице философии разум человеческий оторвался от земли - наконец-то, с таким усилием и напрягом - приподнялся "над", чтобы обозреть окрестности, и увидев как картина прекрасна, стал выпутываться дальше из пелёнок эмпирической судьбы. Но тут же вокруг него, а потом и в нём самом(как мы видим на примере Аристотеля) завопили: куда? куда ты? на кого же ты наш оставляешь? куда же ты улетаешь разум? а ну-ка вернись обратно! Твоё место здесь, вместе с нами, на Земле(спорный вопрос). Словно бы человек стал наконец на две ноги, оторвался от четырёх конечностей и увидел открытое пространство перед собой и небо, а сородичи вскричали ему - и как ты собираешься бегать без четырёх ног???

       С "лёгкой руки" Аристотеля, философия стала наукой, но так и не научилась до конца ею быть - слава богу! Он же поместил её во всеобщее, остальным наукам отведя роль частного. Но, повторюсь, слава богу, что в ХХ веке уже возможно стало писать, допустим как Барт, - хочу невозможной науки об уникальном существе(это по поводу любви и по поводу непознаваемости единичного обыкновенной наукой). И у самого Аристотеля есть множество спорных мест, из которых, стоит на них лишь остановиться как следует, основательно, всю систему Аристотеля легко можно свалить. Такие "мины" располагаются по его метафизике повсеместно. Собственно, метафизика Аристотеля и есть минное поле, однако довольно странное и необычное: оно имеет мины двух родов, как бы красные и синие, или как бы для своих и чужих. Одни мины взрывают наш мозг и направляют его после этого на кривую дорожку хромоты и убогости мышления, а вторые мины взрывают самого Аристотеля и всю его предыдущую "минную работу".
       Нет, ребята, реально - Метафизика - это приключение, наподобие "Гамбусино" или "Твёрдая рука", что-нибудь про индейцев и прерии, с погонями, скачками и неожиданным взлетанием в воздух.

       Я прочитал всю Метафизику, от корки и до корки и что же я нашёл там? Не то, что пишут в книгах и учебниках и не то, о чём говорит традиция, но я нашёл там то, что я и искал - "вывих сустава", окончательное закрепление философии как отдельной воительницы и госпожи - отдельной и от человека, и от жизни. Если справедливо упрекают Сократа, что он первый начал обращаться с истиной как с чем-то общим(что есть мудрость? что есть справедливость?) и кроме того первый "отлепил" философию от чего-то сугубо индивидуального, сделав её непосредственно коллективным трудом, если учесть, что после того Платон, художественно воплотив такое отделение и забросив его окончательно в мир идей, где можно было ещё дышать и мыслить этим парением, всё же открыл дорогу Аристотелю - и тот, поставил жирную и последнюю точку, превратив философию просто в аппарат, форму, механизм - самостоятельно работающую субстанцию, то следовательно, мы имеем такую ветвь: Сократ-Платон -Аристотель. И она не похожа ни на одну другую ветвь или группу, или школу из известных нам ранее.

        И вот философия из спорадических, неумелых, робких попыток, из неравномерных зигзагов молнии и поэтических метафор, в которых они были обличены, вдруг становится, вдруг превращается на наших глазах в некоторое независимое от человека действо(Сократ), затем мир парящих идей(Платон) и затем целую систему слаженно работающих категорий-механизмов(Аристотель). Можно ли тут говорить о "вине" и в каком смысле?! В том смысле, что кто-то виновен в совершении первооткрытия? Или в том, что всё шло так, как предначертано судьбой: раз философия родилась, то она хотела жить самостоятельно?
        На множественности очагов древнегреческой философии такая прекрасная ветвь её самостоятельного развития, набухания, цветения, принесения плода! Философия как индивидуальный акт, философия как "восхищенность и озарение", как глаголенье неземным языком и философия как форма и машина - отныне две этих ипостаси философии никогда не умрут окончательно, но будут друг друга обнимать словно нежные сёстры на протяжении всей своей истории.


Рецензии