055-057. Валерий Брюсов

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 055–057

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
1873, Москва – 1924, там же

Так же, как и Бальмонт,  был одним  из  самых  знаменитых  поэтов  своего  времени.  Прославился  как
эрудит.  Считался законодателем  литературных мод, главой символистской школы.  После  революции
вступил в партию, организовал Высший литературно–художественный  институт. Обратился к бывшим
соратникам по символизму,  не  признавшим  революцию  и  видящим  в  ней  только  кровь  и  разруху,
с  поэтической  инвективой  «Товарищам  интеллигентам».     Брюсов  принадлежал  к  тем  российским
интеллигентам,    кто  сам  накликал   на  свою  голову   наступающее   варварство:   «Но  тех,  кто  меня
уничтожит,  встречаю  приветственным  гимном».   Недостатки  поэзии  Брюсова – книжность,  мелоде-
кламационность .  Неоспоримое достоинство – высокий  поэтический профессионализм.  Пастернак,  за
многое упрекая Брюсова, но в то же время и ценя его, написал ему такие слова благодарности:

                Что я затем, быть может, не умру,
                Что, до' смерти теперь устав от гили,
                Вы сами, было время, поутру
                Линейкой нас не умирать учили?

'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(1)
. . . . . . * * * 
.
О, закрой свои бледные ноги
. . . .
3 декабря 1894
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(2)
. . . . . . СОНЕТ К ФОРМЕ 
.
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
. . . .
6 июня 1895
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(3)
. . . . . ЮНОМУ ПОЭТУ
.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
. . . .
15 июля 1896
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(4)
. . . . . В НЕКОНЧЕНОМ ЗДАНИИ
.
Мы бродим в неконченом здании
По шатким, дрожащим лесам,
В каком–то тупом ожидании,
Не веря вечерним часам.
.
Бессвязные, странные лопасти
Нам путь отрезают… мы ждем.
Мы видим бездонные пропасти
За нашим неверным путем.
.
Оконные встретив пробоины,
Мы робко в пространства глядим:
Над крышами крыши надстроены,
Безмолвие, холод и дым.
.
Нам страшны размеры громадные
Безвестной растущей тюрьмы.
Над безднами, жалкие, жадные,
Стоим, зачарованы, мы.
.
Но первые плотные лестницы,
Ведущие к балкам, во мрак,
Встают как безмолвные вестницы,
Встают как таинственный знак!
.
Здесь будут проходы и комнаты!
Здесь стены задвинутся сплошь!
О думы упорные, вспомните!
Вы только забыли чертеж!
.
Свершится, что вами замыслено,
Громада до неба взойдет
И в глуби, разумно расчисленной,
Замкнет человеческий род.
.
И вот почему – в ожидании
Не верим мы темным часам:
Мы бродим в неконченом здании,
Мы бродим по шатким лесам!
. . . .
1 февраля 1900
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(5)
. . . . . КАМЕНЩИК
.
– Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?
– Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.
.
– Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
– Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.
.
– Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
– Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.
.
– Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!
– Эй, берегись! под лесами не балуй…
Знаем всё сами, молчи!
. . . .
16 июля 1901
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(6)
. . . . . ГРЯДУЩИЕ ГУННЫ
.
                Топчи их рай, Атилла.
                Вяч. Иванов
.
Где вы, грядущие гунны,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.
.
На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий –
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
.
Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.
.
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме, –
Вы во всем неповинны, как дети!
.
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
.
И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?
.
Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном
. . . .
Осень 1904;
30 июля – 10 августа 1905
'– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
(7)
. . . . . ТОВАРИЩАМ ИНТЕЛЛИГЕНТАМ
. . . . . Инвектива
.
Еще недавно, всего охотней
Вы к новым сказкам клонили лица:
Уэллс, Джек Лондон, Леру и сотни
Других плели вам небылицы.
.
И вы дрожали, и вы внимали,
С испугом радостным, как дети,
Когда пред вами вскрывались дали
Земле назначенных столетий.
.
Вам были любы – трагизм и гибель
Иль ужас нового потопа,
И вы гадали: в огне ль, на дыбе ль
Погибнет старая Европа?
.
И вот свершилось. Рок принял грёзы,
Вновь показал свою превратность:
Из круга жизни, из мира прозы
Мы вброшены в невероятность!
.
Нам слышны громы: то – вековые
Устои рушатся в провалы;
Над снежной ширью былой России
Рассвет сияет небывалый.
.
В обломках троны; над жалкой грудой
Народы видят надпись: «Бренность!»
И в новых ликах, живой причудой
Пред нами реет современность.
.
То, что мелькало во сне далеком,
Воплощено в дыму и в гуле…
Что ж вы коситесь неверным оком
В лесу испуганной косули?
.
Что ж не спешите вы в вихрь событий
Упиться бурей, грозно–странной?
И что ж в былое с тоской глядите,
Как в некий край обетованный?
.
Иль вам, фантастам, иль вам, эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с поэтом
Любили вы оригинальность?
. . . .
Февраль и март 1919
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // дополнительные биографические сведения:

                Валерий Яковлевич Брюсов
                родился – 1 [13] декабря 1873, (Москва)
                умер       – 9 октября 1924, (Москва)
                прожил  – 50 лет
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
                // другие ссылки:
                заметка к дню рождения (2017) – http://www.stihi.ru/2017/12/13/1657
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'


Рецензии