О стихе Пушкина Чернь

Вокруг него давно идет обсуждение, кого Пушкин имел в виду под "чернью". Любители "народности" придумали, что Пушкин не мог так сказать о простом народе, а имел в виду тупых чиновников итд. см. например
http://pishi-stihi.ru/poet-i-tolpa-pushkin.html
https://goldlit.ru/pushkin/858-poet-i-tolpa-analiz
Но вот кого имел в виду автор под "поэтом" - как-то не задумываются.
При этом обязательно отождествляют "поэта" с автором.
Забавно, что ни одному комментатору не пришел в голову вариант, что самого Пушкина в стихе вообще нет.
Что автора надо рассматривать как стороннего наблюдателя, вовсе не встающего ни на одну сторону.
Ведь очевидно:
И "поэт" в стихе показан как неприятная личность.
И "чернь" тоже.
В стихе нет положительного героя. Коллизия в стихе - тупик, из которого нет выхода ни для "черни" ни для "поэта".
Обе стороны правы и обе неправы.
И обе выглядят несимпатично.
Что явственно прописано автором.
Тупик, выход из которого только один - "черни" подняться над своей приземленностью,  а "поэту" - над эгоистичной самовлюбленностью.
И читатель должен это понять и вынести из стиха.
Таким, как мне кажется, должно быть правильное прочтение.
-----------------------------
Для справки - текст стиха:
-----------------------------
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный
Кругом народ непосвященный
Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит? чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной горшок тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,
Свой дар, божественный посланник,
Во благо нам употребляй:
Сердца собратьев исправляй.
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны;
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы, как гробы.
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры; —
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор, — полезный труд! —
Но, позабыв свое служенье,
Алтарь и жертвоприношенье,
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
------------------------------


Рецензии
Странно. В стихотворении прямо написано: "Кругом народ непосвященный ему бессмысленно внимал". И дальше - "и толковала чернь...". Т.е., чернь, это все, кто окружает поэта, знакомится с его творчеством.
Пушкин через абстрактного поэта высказал свое отношение к искусству, смыслу жизни, как он его понимает, и свое презрение к окружению, не понимающему поэзии.

Стихотворение было написано в 1828 году. Возможно, Пушкин уже приелся толпе.

Следует обратить внимание на эпиграф к стихотворению: Procul este, profani. Там есть и сноска - "прочь, непосвященные" (лат.).

Алесь Лещинский   14.08.2019 12:10     Заявить о нарушении
К сожалению, не могу согласиться со стандартным отождествлением "поэта" с Пушкиным. Собственно об этом моя заметка. Вы не привели никаких серьезных оснований считать, что Лиргерой=автор.
Мне кажется более логичным трактовать отношение Пушкина к народу по стиху "Памятник". А здесь ЛГ показан настолько же неприятным типом, как и осуждаемая им "чернь".
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   15.08.2019 11:21   Заявить о нарушении
Я не указываю, что литгерой=автор. Автор использовал литгероя...
На то, что поэт противен, ничего не указывает. Он открыто высказывает свое мнение о непосвященной толпе.

Алесь Лещинский   15.08.2019 11:46   Заявить о нарушении
Об этом писал еще Писарев. Но он к сожалению, тоже отождествлял автора с ЛГ.
А сужу я про ЛГ просто по тому, что написано.
Рассеянно бряцающий - это не мучительно рождающий строчки.
Его ненависть к горшкам - приступ снобизма. Сам он святым духом сыт, что ли?
Писарев ехидно писал - так ЛГ пищу себе варит в бельведерском кумире?
А ненавидеть рабов нужды и желать им "бичи, темницы, топоры" - это уже откровенный фашизм.
И это в ответ на вроде как почтительную просьбу снизойти...
Вам может, такие "творцы" и приятны, а у меня вызывают отторжение.
В стихе нарисован образ самовлюбленного бездельника, считающего себя "юберменьшем" только потому, что он не раб нужды и забот, и восхваляющего бичи темницы и топоры для "унтерменьшей" не способных восхититься величием его рассеянного бряцания (хотя и высказавших желание чему-то научиться).
Оставьте в конце концов именно Пушкина.
Представьте, что такие речи ведет какой-нибудь стихирный "гений" величия занятий которого простой читатель не понимает.
:-)
С уважением

Тимофей Бондаренко   15.08.2019 15:23   Заявить о нарушении
:) Прямо фрейдовский анализ. Правда, Фрейд был шарлатаном. Писарев, конечно, гонит пургу. У вас больше логики. Но все же суждения эмоциональные. Хотя и не безосновательные, в какой-то степени.
Наверное, внимательно проанализирую стихотворение.
Мне нравится подобный разброс мнений. Но суть стихотворения (рифмовки) одна.

Алесь Лещинский   15.08.2019 17:29   Заявить о нарушении
С фашизмом следует быть осторожнее - тогда его еще не было. Кстати, "бичи, темницы, топоры" - это Россия.

Я не влюбляюсь в личности, в частности, поэтов. Рассматриваю исключительно произведения. И мне совершенно не важно, кто его написал.

Алесь Лещинский   15.08.2019 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.