Восемнадцать плюс. Эпизод 7. Зачисление

            Мама с сестрой уехали на юг, а мы с отцом остались в городе ждать результатов зачисления в институт. Экзамены сданы, получено практически максимальные баллы – девятнадцать из двадцати. Одно из бюджетных мест должно быть моим!
            Количеством этих мест пугали слабонервных родителей, вынуждая вносить плату за несуществующие услуги и по договорам липовым. Схема развода такая: допустим, бюджетных мест – тридцать, а претендентов – триста. В первую очередь (без конкурса) на бюджет зачисляются льготники: сироты, солдаты, инвалиды и прочие категории судьбой обиженные. Сколько таких? Известно только приёмной комиссии. Затем школьные медалисты. А медалистов сколько? – Тоже секрет фирмы. Далее, по остаточному принципу между простыми смертными распределяются места, исходя из количества баллов, полученных на вступительных экзаменах. Оценки известны и этих товарищей посчитать не сложно (больше меня набрали двое и двое столько же!). Тем, кто сомневается, что на бюджет проходит, институт предлагал допуслугу: по договору пожертвования внести в кассу некую сумму (во всех отношениях круглую). В таком случае, при равенстве баллов, предпочтение отдаётся абитуриенту – жертвеннику.
            В приёмной комиссии родителям говорили следующее:
- Экзамены сданы, и результат у вашего ребёнка - отличный! Но… не факт, что попадёт на бюджет. Не факт, нет. Сами понимаете, в этом году льготники как с цепи сорвались. Их столько…
- Сколько?
- Эта закрытая информация. Но мы очень вам советуем подстраховаться. Заплатите и спите спокойно!
- Вы, как налоговая…
             Так сколько льготников?! Если даже пять бюджетных мест осталось, одно из них – моё и без оплаты! В семье лишних денег не было никогда, а платить за образование в стране с бесплатным образованием… неправильно.
            Перед отъездом на юг мать оставила требуемую сумму.
- Что думаешь? Заплатим?
- Папа, девятнадцать баллов!
- Не платим?
             И пролететь мимо ВУЗа прямиком в армию… «Вот он я – привет войска?». Так себе альтернатива.
- Кто из нас должен принимать решение?
- Ты… И я…
            Решили не платить. В итоге - нервотрепка и томительное ожидание.
            Процедура зачисления проходила в большом актовом зале СИПИ. Атмосфера … Атмосфера. Высокая сцена, на ней столы, краснопарчёвой материей укутанные. За столами - руководство Юридического института. Приглушённый свет, мягкие удобные кресла (не упираются в спинку колени)… Почему-то было много народа. Зал, рассчитанный на тысячу мест – битком. Я прикинул: три группы, двадцать человек в каждой. Плюс родственники. Должно быть максимум, человек сто. Остальные - кто? Мистика! Хотя… поступающих всегда больше, чем зачисленных, но не настолько же! 
            И пришёл мандраж!
            В зале холодно – до стука зубов. Наверно кондиционеры. Взглянул на отца. Лица на нём нет. Нервничает. Сжал мою руку, ещё чуть-чуть – сломает. Терплю, руку не отнимаю…
- Папа, папа!
- Да, сын!
- Не переживай, всё будет в порядке.
- Да знаю я.
- Руку отдай.
- А?
            К микрофону вышел квадратный господин, с густой чёрно-седой растительностью на лице в серой тройке и сером же галстуке. В микрофон прочистил горло и неожиданно красивым глубоким, с хрипотцой, голосом, представился:
- Ягофаров. Дамир Асхатович. Директор Юридического института. Позвольте, поприветствовать собравшихся. И вас, дорогие абитуриенты, и руководство ВУЗа. Сегодня день замечательный и событие для вас (и для нас, конечно) – важное… - и так далее. О значимости профессии и роли юристов в современном обществе, соболезнования не прошедшим конкурс…
           Я слушал в пол-уха, мысленно подгоняя оратора:
- Давай уже результаты! Ягофаров!
           Но ещё минут пять он мучил собравшихся общими фразами, упиваясь вниманием.
           Наконец, одевая очки, через паузу:
- А сейчас я оглашу фамилии ребят, зачисленных на первый курс нашего Института, - только так – с придыханием и с большой буквы.
           Мою фамилию назвал одной из первых. Зачислен. Можно выдыхать. Я – студент. И разлилось внутри грандиозное облегчение!
           Как мы и предполагали, ажиотаж на бюджетные места подогревался искусственно (поступили даже ребята, набравшие по шестнадцать баллов).
           На радостях - домой через магазин. Накупили вкусных вредностей.
- Отмечаем?
- Канечно!
           Отец с пивом, я с газировкой и чипсами.
- Купить сигарет? Да знаю, что ты у меня тайком таскаешь, -я не стал строить целку.
           А на следующий день рванули на дачу.


Рецензии