Недописанный финал-6 Светланы Левашовой Откровение

Ненаписанный финал  книги Светланы де Роган-Оболенской-Левашовой "Откровение"
Книгу можно найти на просторах интернета и на сайте Николая Левашова.

Часть 6.

Часть 1 - http://www.stihi.ru/2018/06/27/6895
Часть 2 - http://www.stihi.ru/2018/06/27/7079
Часть 3 - http://www.stihi.ru/2018/06/27/7499
Часть 4 - http://www.stihi.ru/2018/06/30/8552
Часть 5 - http://www.stihi.ru/2018/06/27/7679

50. Виолина – звездная дочь Виолы.

   
50. ВиолИна – звездная дочь Виолы.
…Стелла восхищенно смотрела на меня своими лучистыми ясными глазами, как буд-то бы мы совсем и не расставались, и все снова продолжилось с той самой удивительной нотки, на которой рука Мастера приоткрыла свою восхитительную загадочную нотную тетрадь во время этой полной тайн и магии мистерии созидания новой эры - Эры Золотой Золушки-Скрипки, затмившей на сотни лет своим чудным волшебным голоском славу своей матери - виолы…

Мастер Андри задумчиво шел по утренней мостовой, полной грудью наслаждаясь и впитывая всеми веточками и лепестками своей загадочной романтической и такой музыкальной  души эту, еле слышимую обычным человеческим ухом, гармонию живительной мелодии утренней сонаты, плещущуюся серебристой игривой рыбкой в голубом прозрачном, как алмаз, океане свежего воздуха, пронизанном радостными лучами солнечного света, мерно качающихся на легких бархатных волнах среди нежных волнистокучерявых завитушек адриатического, такого родного и привычного с детства ветерка, морской аромат которого никто всерьез не воспринимал в связи с повседневной привычностью этих ощущений.
– Люди никогда не умели ценить то чудо, которое они имеют сейчас, и только потеряв его, начинают горько об этом сожалеть!: - сетовал он.
Однако он, Мастер Андри, и умел-то по-настоящему ценить эту жизнь, не ту жизнь – «существование-ради-пропитания», где пропитание служило ради и для существования, а эту, настоящую безкрайне радостную и светлую Жизнь в этом Мире, центром которого был Он сам! И сейчас, внимая Зову Разума и сердца, его волновала только одна назойливая мысль - где же он, тот, достойный его внимания, драгоценный росточек безценного Дара, который можно будет обильно поливать из кувшина его личного, такого богатого, жизненного опыта, для того, что бы, повзрослев и возмужав, этот Дар, как Золушка, превратился в достойный его трудов и стараний величественный кипарис Таланта – наследника и продолжателя его действительно такого святого дела, Дела Музыки и Жизни, которому он посвятил свои лучшие годы.
Юнец-подмастерье, который помогал ему в мастерской, был таким еще маленьким несмышленышем, однако подающим уже, хоть и робкие, но надежды, ребенком, которого необходимо было сначала поставить на ноги, обучить всем элементарным азам жизни и музыки, что бы только после этого приступить к кропотливому и продолжительному процессу возращивания наследника ремесла, которое здесь, на его родине -  Венецианской республике, вообще до сих пор, как таковое, и не существовало! Но Мастер Андри, точно знал, да и не то, что бы знал, он ВЕДАЛ, что это и есть то великое Начало Золотого века Лютерии (не путать с религиозным лютеранством***), которое даст начало триумфу той истинной Музыки, наконец-то откроющей глаза людям, и они обратят свои потухшие от горя и мрака отбросившей человечество на сотни лет назад кровавой инквизиции,  свои  взоры к Свету, Свету Радости Созидания и Счастья Гармонии Мира.
*** описанные события совпадают во временном ракурсе с религиозными - лютеранской Реформацией в Германии. Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти, что дало начало этому религиозному понятию, не имеющему ничего общего с атеистическим смыслом Музыки.
Да, только Музыка,  Настоящая, величественная, гордая и игривая, воодушевленная и лиричная, романтичная и волнующая, душевная и возрождающая Музыка сможет залечить эти опаленные кострами, кровоточащие глубокие душевные раны от страданий и зла «святой» инквизиции, которые перенесла и от которых так горько страдала его любимая Родина.
Привычно зайдя в мясную лавку, и, приветливо улыбнувшись хозяину Франческо и его красивой супруге Феломене, он бережно завернул в сверток свой драгоценный товар, присланный ему из далекой провинции Испании. Никто, кроме его, не покупал иной, чем мясо, продукт – бычьи жилы, разве, что ремесленники, использующие жилы, как нити для шитья.
Для драгоценных музыкальных струн годились только жилы ягнят, которые необходимо было тщательно вымачивать в щелочном растворе, приготовленном по особому рецепту, разрабатываемому Мастером всю его жизнь. И тем более - для «правильных» и «настоящих» музыкальных струн, а не тетивы лука, которая годится не только для боевых целей, но и иногда и для извлечения звуков, имеющих очень далекое родство с музыкой, подходили жилы только 7-8-месячных ягнят, причем лишь тех, что выросли в Центральной и Южной Италии. Ведь качество струн зависит и от района пастбища, на котором паслись ягнята, от свойств воды, которую они пили, и от времени их убоя, и еще от массы всевозможных факторов. Для создания верхней части инструмента использовали ель, а нижнюю – клён. Лак, которым покрывались эти музыкальные шедевры использовался не только для защиты дерева от внешних неблагоприятных факторов и для украшения, но для создания той неповторимой энергетики звучания инструмента, которая откликалась эхом в самых затаенных уголочках человеческой души, и создавался на масляной основе, секрет состава которого неизвестен и доныне. Его пытались воссоздать, но это не так просто. Основные красители его - это сандарак, корень марены, пигменты, различные оттенки желтого, среди которых куркума и камедь. в состав смеси входят смолы деревьев,( которые росли в тирольских лесах и позже были безпощадно вырублены и истреблены).
Словом, сама Природа принимала активное участие в создании музыкального инструмента!
- А без того, чтобы научиться слышать и чувствовать Музыку Природы, искусство Лютерии безжизненно и является безполезной тратой времени и сил!: - терпеливо внушал своему ученику Мастер…
Амати.
Эти инструменты работы великих мастеров не утрачивают с веками благородства, глубины, блеска, мягкости и силы звука. И как истории жизни самих мастеров, судьбы великих инструментов порой полны драматизма.

Кремонская скрипичная школа Венецианской республики - школа Мастера Андри, перевернула весь музыкальный мир! И неспроста на уникальной башне - любимице города - Иль Тораццо ди Кремона (перевести это можно как «Кремонская Башничища») - самой высокой из средневековых кампанил Италии, третьей по высоте из всех кирпичных колоколен в мире, в 1588 году появились астрономические часы со знаками зодиака, также из крупнейших в мире!
Скрипичным делом занимались также два знаменитых современника Андреа - мастера из города Брешии - Гаспаро да Сало и Джованни Маджини. Брешанская школа оказалась единственной, которая смогла конкурировать со знаменитой кремонской школой, но так и не превзошла ее.
С 1530 года Андреа Амати вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Мастер Андри Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа.
Родившись угловатой «девочкой-подростком» в мастерской Мастера Амати, синьорита Скрипка – удивительная Золушка-дочь Виолы, превратилась в руках Мастера в прекрасную «Мадону-Скрипку» с особым характером и неповторимым голосом - чувственным, страстным и, в то же время, нежным, бархатистым, просто - ангельским.
Злые завистливые языки ехидно перешептывались: якобы кремонские инструменты потому-то так и хороши, что сделаны из остатков Ноева ковчега!
За этот-то дивный голос музыканты простили мадонне Скрипке необходимость переучиваться, а композиторы - необходимость переписывать свои произведения.
Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) - 35,5 см в длину и меньший - 35,2 см. Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана.
В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже "сделал" себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля "24 скрипки короля". Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились до наших дней.
Благодаря этим трем главным Династиям Мэтров настоящей Музыки –Амати, Гварнери и Страдивари, Виола ушла с подмостков, и на смену ей на сцене воцарилась величественная и восхитительная мадонна Скрипка: почти не изменившаяся за 400 с лишним лет, с тех седоволосых времен Амати, за время своего торжественного шевствования по самой главной сцене самого главного театра - Жизнь. И сейчас, когда цены на инструменты с клеймом прославленного Мастера стоят баснословных денег, невозможно поверить, что были времена, когда играть на скрипке запрещалось инквизицией под страхом смерти!
Ни один из двух сыновей Андреа Амати, как ни старался, не сумел повторить успех своего выдающегося Мастера - отца, хотя, безусловно, им-то – своим дорогим наследникам, Он полностью открыл все свои профессиональные секреты. Да, они овладели искусством лютерии (скрипичным делом) в совершенстве. И все же старый уже Мастер Андри печалился:  - А продолжать-то Дело некому…
Так и ушел 80-летний старик (ок. 1500-1580) - с досадной болью в сердце. Лишь через 16 лет после его смерти на свет появился его внук - Николо Амати (03.12.1596 – 12.11.1684), человек, который не только превзошел своего великого Мастера-деда, но и выучил сразу трех выдающихся скрипичных дел мастеров. Это Якоб Штайнер, Андреа Гварнери и Антонио Страдивари.
О первом широкой публике почти ничего не известно - хотя вплоть до XVIII столетия его скрипки ценились выше всех. Он умер в 1683 году, в австрийском Инсбруке, помешавшись из-за преследований все той же пресловутой злобной инквизиции, которая не прямо, так косвенно совершила свое злостное предназначение - убивать лучших из лучших. И как память об этом Мастере Якобе Штайнере до наших дней дошли всего-лишь около 20-ти его изумительных великих произведений-инструментов – и все они шедевры мирового уровня.

У Николо Амати (03.12.1596-12.11.1684) был только один сын Джироламо-второй Амати (26.02.1649 – 21.02.1740), названный в честь отца Николо - деда Джироламо (Иеронима) Амати (1561-02.11.1630), - да-да, тезки того легендарного Джироламо, любимого и мужественного супруга Венецианской Ведьмы, но истинное искусство Лютерии не давалось ему. Видно еще и поэтому Николо охотно брал учеников. К тому же, заказов в мастерской было невпроворот, а эти мальчишки готовы работать безоплатно – лишь бы овладеть ремеслом, ведь эта новое ремесло стало очень цениться - скрипичных дел мастера хорошо зарабатывали, а рекомендация «ученик Амати» в десятки раз повышала стоимость их услуг.
Старые мастера даже сейчас, в XXI веке, продолжают свято чтить цеховые традиции того времени: передавать секреты мастерства исключительно старшему сыну, а если того нет, то – с собой в могилу...
Но, к сожалению, на старших сыновей, да и на сыновей вообще, не всегда удается рассчитывать и положиться: на детях гениев природа, как правило, отдыхает. Выручают внуки, и, рано или поздно, любая династия прекращает свое существование, унося с собой те крохи и осколки знаний, что сумела постичь сама, но это уже совсем иная история…

- Так, что же, на этом и закончилась история скрипки? – возмущенная паузой, подскочила нетерпеливая Стелла.
Север, не обращая на эту реплику никакого внимания, продолжал:
ГВАРНЕРИ (1622-1698)
- В подмастерья в школу Николо Амати брали только тех, кто прежде обучился столярному делу. Отец Гварнери был резчиком по дереву, так что его сын  с юных лет знал все премудрости этого ремесла. Когда ему было всего 15 лет, он напросился в ученики к Николо. И еще 15 провел в его мастерской, работая за знания и еду, прилежно клеймя свои скрипки незамысловатым текстом: «Allumnis Nicolai Amati» - «ученик Николо Амати». К слову, иные посетители школы Амати так до конца жизни и оставались только «учениками», безликими работниками мастерской. Но Гварнери предпочел отправиться в самостоятельное плавание. В 1655 году он впервые сделал скрипку, гордо помеченную клеймом: «ex Allumnis Nicolai Amati» - «ех», то есть бывший ученик!
Высот, подобных тем, на которые поднялся учитель, он не достиг. Да, в финансовом отношении все было прекрасно: мастерская процветала. Но только за счет спроса на не слишком дорогие инструменты престижного – кремонского – происхождения. Гварнери убеждал себя, что это только «пока» - ведь сейчас у него другая задача: надо укрепить производство, поднять на ноги семью, а уж потом браться за высокое искусство. И если не он сам, то его сыновья точно сделают скрипки, которые запоют так, что Учитель Андреа Амати перевернется в могиле от зависти. Безусловно, это был искусный Мастер. Но лучшие из его скрипок все-таки появились благодаря Николо Амати: когда последний был слишком занят и не мог сам взяться за индивидуальный заказ, он отправлял к Гварнери богатого посетителя, готового раскошелься на штучный товар.
Из трех сыновей Андреа Гварнери (1626-1698) - родоначальника династии, который учился ремеслу в мастерской у самого  Николо Амати,  лишь двое стали скрипичными мастерами. Но со старшим Пьетро Джованни Гварнери (1655-1720) – (известен как Пьетро из Мантуи) – отношения не заладились, он покинул отцовский дом и уехал в Мантую. Некоторые инструменты были созданы им по собственной оригинальной технологии. Младший же - Джузеппе Джованни Гварнери (1666-1740) стал достойным продолжателем дела Гварнери: он превзошел отца, а в его поздних работах чувствуется влияние его сына Джузеппе, прозванного Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который стал самым известным представителем династии. Этот истинный гений семейства Гварнери родился в августе 1698-го – в год смерти основателя династии – своего деда Андреа Гварнери. По иронии судьбы, в своей собственной семье Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери по прозвищу дель Джезу считался паршивой овцой. Гуляка праздный, повеса, пропойца. Из фамильной мастерской его выгнали с позором. То-то удивились все Гварнери, когда узнали, что их непутевого гуляку и повесу Бартоломео взял к себе в ученики не кто-нибудь, а сам Страдивари!
Лучшие скрипки, изготовленные Джузеппе дель Джезу Гварнери, не уступают лучшим инструментам Страдивари. На инструментах Джузеппе дель Джезу играли Н. Паганини, Ф. Крейслер. Сохранившиеся инструменты работы дель Джезу (10 альтов и 50 скрипок) представляют собой исключительную ценность. Младший брат Джузеппе дель Джезу - Пьетро Гварнери, известный как Пьетро из Венеции (14.04.1695 – 07.04.1762) стал последним из мастеров рода Гварнери и при изготовлении музыкальных инструментов уже совмещал кремонскую и венецианскую техники этих фундаментальных двух школ. Его первые собственные работы датируются 1730 годом. Его инструментов осталось немного, и они ценятся больше, чем инструменты его отца Джузеппе дель Джезу Гварнери.
…Осенью 1800 года в таверну города Ливорно вошел нескладный худощавый молодой человек со скрипичным футляром в руках. За одним из столиков играли в карты. Молодой человек присоединился к игре. Ему не везло: деньги быстро таяли, и вскоре молодой человек остался без гроша. Тогда он поставил на кон скрипку, пояснив, что она довольно дорогая. Картежники согласились, и скрипка тут же была проиграна.
Молодой человек просил вернуть ее хотя бы на сутки, ссылаясь на вечерний концерт, но над ним только посмеялись: «Ты же сам ее на кон ставил! Мы тебя не заставляли!»
Тогда к незадачливому игроку подошел пожилой француз из-за соседнего столика. «Я простой купец из Парижа, – сказал он, – но люблю музыку и бывал на ваших концертах. Вы – синьор Никколо Паганини. Так вот, скрипка ваша не из лучших. Не жалейте о ней. На вечер я дам вам другую. Ее сделал никому не известный мастер Джузеппе Гварнери дель Джезу, но, может быть, ее звук понравится вам».
Звуком этой скрипки семнадцатилетний Паганини был очарован. Был потрясен его игрой и парижский купец, имени которого не сохранила история.
После концерта он отказался принять скрипку обратно, подарив ее молодому гению.: - «Не мне, скромному любителю, на ней играть», – сказал он.
Эта скрипка Гварнери сопровождала Паганини всю жизнь. Только один раз, перед концертом в Париже, она «заболела», и Паганини отнес ее скрипичному мастеру Вильому (к нему мы еще вернемся). Вильом сумел «вылечить» скрипку, и растроганный Паганини обнял его и вручил драгоценную шкатулку. «У меня было две таких шкатулки, – пояснил он. – Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, вторую дарю вам, исцелившему душу».
До самой смерти Паганини так и не расстался с этой скрипкой Гварнери.
Он завещал ее музею родного города Генуи. Там ее можно увидеть и сейчас под именем «Вдова Паганини».
===
Гастрольные чёсы и дорогие билеты — все вокруг упрекали Никколо Паганини в жадности. А жадный Никколо раздавал половину билетов бесплатно — студентам-музыкантам, а часть вырученных денег высылал родственникам и отдавал на благотворительность. Чтобы не тратить лишнего на себя (а значит, больше отдать другим), одежду он покупал у старьёвщиков. Обвиняли Паганини и в грехе потяжелее — в том, что он, якобы, некогда убил человека и на каторге продал душу дьяволу за то, чтобы тот сделал его гениальным скрипачом. Так впечатляли зрителей сочетание неповторимой по искусности игры (а многие зрители понимали толк в скрипичной музыке), болезненной внешности и мрачного характера.
Слухов добавляла и эксцентричная манера музыканта работать корпусом и руками. Он разработал собственные позы и движения, которые давали ему особый простор работы со скрипкой. В результате многие уверяли, что на их глазах скелет скрипача искривлялся и менял форму, локоть руки выворачивался в противоположную сторону, кисть отделялась от остальной руки и ходила по скрипке сама по себе. Впрочем, сейчас есть гипотеза, что Паганини страдал болезнью Марфана, которая действительно делает суставы немного слишком свободными, и от неё впоследствии умер.
Чтобы понять всё мастерство Паганини, стоит знать о нём два факта. Однажды на спор он проиграл мелодию на шёлковом шнурке от лорнета; в другой раз недоброжелатели перерезали ему все струны на скрипке, оставив, по счастью, одну целой — и он отыграл весь концерт на этой струне так, что зал ничего не заметил. Ещё на одном выступлении опоздавший скрипач схватил инструмент, не проверив настройки. Во время самой игры оказалось, что скрипка с роялем аккомпаниатора серьёзно расходятся; но этот факт успел заметить только аккомпаниатор. Николо так быстро перерассчитал аппликатуру скрипки, каждое своё движение под каждую ноту, что зал опять ничего не заметил.
Паганини умер от туберкулёза в неполные пятьдесят семь лет. Последние месяцы болезни он не выходил из дома и почти не вставал, целыми днями просто полулежал и перебирал пальцами струны скрипки. Гроб с его останками закапывали несколько раз — и выкапывали из-за угроз местных жителей, чтобы перевезти труп Паганини дальше и попытаться закопать снова. Буквально все в Европе были уверены, что Никколо — сатанист, и, казалось, бедному скрипачу уже не найти покоя — ни один город не соглашался осквернить его останками свою землю. Ахилл Паганини измучился, пока сумел похоронить отца.
Согласно завещанию скупого, нелюдимого, всех, казалось, ненавидящего желчного старикана Никколо все его скрипки — замечательные, дорогие музыкальные инструменты — отошли нескольким талантливым студентам и… его недругам, тем музыкантам, с которыми они ругали друг друга в глаза и за глаза, но чьё мастерство не вызывало у Никколо, видимо, сомнений. Любимую скрипку он подарил родному городу, Генуе; она получила прозвище «вдовы Паганини». В завещании Никколо также запретил сыну как-либо тратить деньги на похороны: делать их пышными, заказывать реквием… Он всегда предпочитал тратить на других, а не на себя.
===


Север снова на секунду остановился, переведя дыхание, как бы оценивая реакцию слушателей, которые, замерев, без дыхания слушали эту захватывающую, завораживающую историю рождения одного из главнейших музыкальных инструментов планеты.
СТРАДИВАРИ (1644 – 1737)
У Александро Страдивари и Анны Морони в 1644 году родился сын Антонио и ему было всего 11 лет, когда он пришел к Николо Амати – внуку основателя династии Мастера Андри. Тот, едва взглянул на Антонио, распорядился взять его …посыльным. Несколько лет Страдивари пробегал по Кремоне – от поставщика дерева к мяснику, от мясника к молочнику, а потом обратно в мастерскую, таская свертки то с какими-то отвратительно воняющими бычьими кишками, то со старыми деревяшками, которые давным-давно уже и деревом-то не пахли с возмутительными вопросами: - И на что они только могли сгодиться?
Первым серьезным делом, которое поручили Страдивари, стало изготовление струн. Их делали как раз из тех кишок, некогда вызывавших отвращение мальчика. И теперь он, как и его учитель, терпеливо и настойчиво заставлял петь те деревяшки, которые его так раздражали, еще до того, как они стараниями рук Мастера, обильно политые его соленым потом, превращались в музыкальный инструмент. И не просто инструмент, а музыкального друга, который имел свою душу и мог петь и страдать вместе с музыкантом, подчиняясь каждому самому мельчайшему движению этих музыкальных пальцев, на кончиках которых жили чувства и эмоции. Его любимицами стали пахучие хвоей ели, выросшие в швейцарских Альпах: скрипки, сделанные из них, звучали так нежно, как эти головокружительные небесные горные запахи еловой смолы, и в то же время так мощно, как сами горы...
В учениках Николо Амати Страдивари проходил до 36 лет и только в 1680 году открыл свою собственную мастерскую. К этому времени он уже женился, завел пятерых детей - благо, заказы на его великолепные скрипки поступали со всей Италии. Правда, все они были всего-лишь копией - калькой с работ учителя - все те же изящные формы и тот же желтый мебельный лак, тот же чарующий волшебный голос. Но заказчикам, казалось, того и надо было и другого они не желали. Все шло хорошо, пока чума, пришедшая в Кремону, не отобрала у Страдивари и жену, и всех детей. На тот момент ему было 54 года: по меркам XVII века – уже старик. Да и по современным – не мальчик. Он заперся в своей мастерской и целые дни просиживал в одиночестве, не притрагиваясь к скрипкам.
- Бедный Страдивари!: - не выдержала душа у Стеллы…
- Однажды к нему пришел плачущий ученик:
- Я пришел попрощаться. Проклятая чума унесла жизни моих родителей и теперь я сам должен зарабатывать себе на хлеб, а потому я не могу более продолжить обучение.
Антонио посмотрел потухшим от горя взглядом – ему, как никому другому было известно горе потери своих близких и дорогих людей и пожалел ребенка:
 – Оставайся и твори.
Конечно, в нечто выдающееся, к сожалению, так этот ученик и не превратился, более того - даже имя его неизвестно. Но его визит пробудил Страдивари от забытья. Он взялся за работу с удвоенной силой. И именно теперь, разменяв шестой десяток, едва оправившись от страшной потери, он сумел превзойти своего учителя Николо! Через 20 лет после того, как он покинул школу Амати, его скрипки, скрипки Страдивари, наконец, зазвучали и обрели свое «Я», у них появился свой голос – голос Страдивари, даже свой цвет - красный...
Он снова расцвел и женился повторно, и у него опять появились дети. Двое сыновей Франческо и Омобоно трудились подмастерьями у Антонио. Но, почему-то, как бы они ни старались, из их рук выходили «глухие» инструменты, прекрасные, но такие безжизненные. Он оглядывался на других своих учеников, и понимал: - Некому продолжать традицию...
И тут однажды ему в починку принесли изрядно потрепанную жизнью скрипку. Страдивари внимательно осмотрел ее и заворожено уставился на нее:
- Клеймо! Клеймо «IHS» означало такое известное ему - «Иисус Христос Спаситель». Так подписывал свои работы Джузеппе Гварнери, которого Антонио недолюбливал: - Что это за скрипичный мастер, который больше времени проводит в таверне, чем в мастерской! – сердился Мастер Антонио. Он привычным движением прислонил этот с виду грубоватый и неказистый инструмент к плечу и взял смычок: - О боги! Как же он зазвучал!...
Сыновья роптали: - зачем отцу понадобилось тащить этого конченного пропойцу к себе в мастерскую? И только сам Мастер Антонио знал ответ: - Да потому что он, Джузеппе Гварнери, каким бы он ни был пропойцей, но как скрипичных дел мастер лучших рук – мастерством выше самого его - прославленного Страдивари, он до сих пор не встречал! И ему, известнейшему всей Италии Мастеру Антонио, есть чему поучиться у этого пропойцы и разбитного гуляки. А все потому, что на нем лежит печать Таланта, наложенная самим Творцом, не иначе...
Конечно, Джузеппе ни капельки не изменился со времени их последних встреч – как и прежде он добросовестно прогуливал в кабаках все деньги, полученные за скрипки, часто пропадал на несколько дней. Но, протрезвев, возвращался и с удвоенной силой снова принимался за работу – трудолюбия у него было - не занимать. Страдивари постоянно снабжал его заказами и не из жалости, совсем нет. Как же можно жалеть того, кем восхищаешься, кому даже немного завидуешь? Просто упертый старик Антонио был уверен, что Джузеппе не имеет права простаивать - он просто обязан делать скрипки. Настоящие скрипки – шедевры. И жизнь доказала правоту Мастера Антонио!

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе - Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то), а так же клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. (Antonius Stradivarius) в двойном круге. После 1730 года некоторые инструменты Страдивари были подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona [date)(и, вероятнее всего, были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.
Самые лучшие инструменты он создал в период с 1698 по 1725 гг. Но наилучшие - те, из-за которых потом совершались кражи века, сходили с ума, и оставались без гроша в кармане, - были сделаны в 1715 году. Всего-лишь один единственный год из всех 93-летней жизни был звездным часом для его неповторимых никем доныне Чудес Настоящего Музыкального Искусства Лютерии – Шедевров Страдивари.
Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная "удлиненная скрипка" Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, - так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как "скрипка Страдивари", а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой.
Со смертью Страдивари, в Кремоне 18 декабря 1737 года, Джузеппе Гварнери лишился последнего союзника. Да к тому же еще и этот местный священник - строчил инквизиторам на него донос за доносом: «Богохульник подписывает свои негодные инструменты именем Христа!» Вконце-концов, бедолагу арестовала все та же уже так нам знакомая своими злыми целями и черными кровавыми делами инквизиция. В тюрьме-то он и умер. И с его смертью закончилась двухсотлетняя жизнь кремонской и венецианской скрипичной школы... Но слава ее живет и поныне – ее шедевры – Скрипки радуются и страдают, поют и переливаются всеми голосами восторга и вдохновения, волнуют и бередят истинные светлые души, души слышащих, а не слушающих их, Просветленных ценителей Истинной Музыки Жизни.

- Такую вот удивительную историческую кашу заварил Мастер Андри, и, еще ни о чем не подозревая, спокойными уверенными шагами направился в свою мастерскую, совсем не ведая о том, что он шагает в свое бурное выдающееся будущее, будущее своей романтической музыкальной Мечты, являющееся неотъемлемой частью будущего всей нашей музыкальной планеты под этим волшебным именем – Мидгард. 
- Я надеюсь, что тебя милая моя, хоть чуть-чуть отвлекло от этого гнетущего балласта тяжелых и мрачных мыслей о своем уже явно известном ближайшем будущем, мое повествование?: - вопросительно взглянул на Изидору Север.
 Изидора задумчиво, как бы переваривая все увиденное, молчала.

Только неугомонная Стелла, эта милая щебетушка, очнувшись от завораживающей мистерии рассказа, начала бурно всех обсыпать, как новогодним серпантином, своими необычными многочисленными, ей только свойственными, детскими вопросами:
- А что же с виолой? А куда она делась? А что, сейчас так никто и не раскрыл секрет скрипок кремонской школы? А Секрет Страдивари? А что такое Вердиевский строй?...

=GrafBorisfen=40-го ВэйлЪтъ 7526 С.М.З.Х. (01.07.2018)
=далi буде...

Часть 7: - http://www.stihi.ru/2019/01/09/1606


Рецензии