В византийском храме...

Ну что сказать вам, друзья, про Анталию? Если хотите увидеть настоящие средневековые крепости, старинные города, езжайте лучше в Баку. Там настоящий Ичери Шахер - старый город с потрясающей крепостью, от которых идет такая звенящая энергетика, как сказала моя жена, когда впервые прикоснулась ладонью к древним камням крепостных стен в Баку. В Анталии тоже есть своя "девичья башня",но это один смех курам и грех. Разве можно сравнить ее с уникальной, ни на что не похожей Гыз Галасы - ДЕВИЧЬЕЙ БАШНЕЙ в Баку? Да ни какого сравнения! В общем, если не в Баку, то хотя бы в Петровац или в Херцег-Нови в Черногории. Вот там настоящие средневековые крепости. А в Анталии так себе. В Алании крепость интереснее. Особенно вечером сейчас, когда весь периметр крепостных стен подсвечены иллюминацией. Так что Анталия несколько подразочаровала. Даже триумфальная арка Адриана. Фигня какая-то. Сплошное разочарование. Кроме одной мечети в старом городе, где мы снимаем апартаменты в старом-старом, но отреставрированном 2-х этажном домике с мансардой. В общем, шли мы сегодня уже закончив фото и видео сессии по старому городу. Я увидел эту древнюю мечеть, подошел поближе, а она 14 века. Не может такого быть! Лопни, что называется, мои глаза! В это время родственники османов - турки-сельджуки только Аланию откусили у византийцев. А в Анталии эти кочевники еще не хозяйничали. Она падет спелым абрикосом к ногам завоевателей только в следующем 15 веке, как и весь Второй Рим, который был захвачен в 1453-м. И тут вышел какой-то местный перец. И пригласил нас с женой вовнутрь. Только сказал, что надо моей жене покрыть голые плечи платочком. И можно поснимать на фото и видео. Раньше, сказал он, здесь была православная церковь, потом турки ее захватили и превратили в мечеть. Пристроили минарет. Мы с ним разговаривали на английском. Я жене переводил, что он рассказывал. Зашли, сперва разувшись на улице. Он вынес жене платочек. Даже голову накрывать не пришлось, только накинула на плечи. Он нам рассказал. что когда турки сделали из нее мечеть, то не закрасили на потолке "маленьких ангелочков". Это оказались херувимы в орнаменте свода. И еще в оформлении оконных сводов мы увидели родные славянские цветочные узоры. В общем, чувствовалось, что хоть бывшая церковь давно захвачена и, чуть было не сказал, осквернена, но чтобы никого не обидеть, выскажусь более политкорректно и нейтрально, что ее несколько веков не используют по изначальному и, главное, законному употреблению, но в ней сохранился дух тех православных людей, что строили ее, кто молился в ней Богу. И хотя на полу не былой мрамор, а устлано все коврами по турецкому обычаю, со стен сбиты все росписи, наклеены или написаны надписи на арабском, но своды сохранили древнюю православную роспись. С ХЕРУВИМАМИ! И хоры сохранились, где певчие славили Господа нашего Иисуса Христа на клиросе. Но тут вышел какой-то другой турок и стал ругаться с нашим гидом, который как нам показалось, был немного подшофе, пусть простят меня истинные правоверные, но от него неслось легкое амбре. Как написал один школьник сочинении, "По полю несся трактор, слегка попахивая".))) Я знаю, что мусульманам запрещен алкоголь. Но поезжайте в Азербайджан или Дагестан, разве там не производятся и не дегустируются вина, коньяки?)))
Строгий дядька несколько раз пытался остановить экскурсию, но наш гид все-таки выпроводил его. Я думаю, ревнитель мусульманского благочестия возмутился из-за присутствия "кяфирки" - мало того, что женщины, так еще и русской, православной, соплеменницы и единоверной сестры тех, кто строил когда-то этот, уж простите за прямоту, украденный у ромеев турками храм. Если бы я один зашел и стал снимать, то в силу моей бакинской наружности, загорелости и схожести с местными тюрками, он, наверное, не стал бы так рьяно выгонять этих "наглых кяфиров" - неверных с@ббак, которые посмели зайти и осквернять своим присутствием его мечеть. Но наш гид все же одержал моральную победу над своим строгим единоверцем. И еще сказал, что хочет нас сфотографировать в восточном приделе храма, где когда-то был иконостас, где священник творил молитвы и Таинства, а сейчас только и осталось "направление к Мекке", на которую они молятся. И что если мы встанем на это место, то мы будем "хяппи форева", счастливы навсегда. Ладно, чувак, давай, сфоткай нас. Ну и после этого он таки выклянчил у нас, "не для себя, а для мечети" пожертвование. Мы вынули из нашего кошелька 10 лир. Он сказал, что мало, надо минимум 50. И обязательно одной бумажкой. Блин! Вот пристал и не отстает. Мы вывернули бумажник, еще десятка, и двадцатка, и мелочь, в общем, все, что было в наличности в кошельке, 45 лир, отдали ему на храм. Не на мечеть, а на храм, который все еще в горней вышине, там, где в незримом человеческим очам раю находится его небесный, райский двойник. Потому что место было, действительно, намоленным. Пока я снимал, жена про себя помолились нашим православным святым и Господу нашему Иисусу Христу. С трудом удалось нам расстаться с привязчивым гидом. Уже отойдя от храма, мы с женой переглянулись и весело рассмеялись. "Вот точно, сначала - хитрый, потом - турок! Надо с этим народом ухо вот в ТАКОЕ остро держать. Не на рынке, не в кебабной, так в мечети обуют. И что мы за дураки такие? У нас на лбу , что ли написано, что мы - русские раззявы, которых только ленивый турок не нагреет на бабосы. Но ленивых турок в природе не бывает)))". Впрочем, нам было не жаль денег отданных этому подвыпившему, пардон, веселому турку. Быть может, у него предки были армянами или грузинами, а то и православными греками. И сам он только отуреченный и силой меча исламизированный, но свой человек, если по-козацки, как сказал бы Тарас Бульба, уважает горилку или ракию. Все-таки гены берут свое. Из него вышел бы хороший козак, из тех, что собирались в Запорожье писать письмо турецкому султану, советуя тому сесть голой... на ежа. Или на Дону оказывался нередко такой же народ. Ведь у Григория Мелехова тоже были турецкие корни, нет?
Вот как-то так прошел первый день в Анталии. И все же, друзья, я очень всем рекомендую вообще никогда не ездить сюда, а только в Баку. Или на худой конец в Черногорию, в Петровац или Херцег-Нови. Во всех трех городах есть православные церкви. А в Баку еще и распяли в первом веке и апостола Варфоломея. Часовня, посвященная ему, стояла у Девичьей башни. В советские времена ее снесли. Но фундамент остался. Вот так. Нечего делать здесь. Хотя в Алании крепость поинтереснее. Но все же поверженная Византия - это моя давнишняя боль, как у всякого православного человека. Смотрю на нее, а это лишь остов, из которого ушла былая жизнь и дух, душа, по Тертуллиану, христианская. Но что-то же осталось. Маленький, тоненький, как огонечек свечки, тросик, ниточка, связующая эти глинистые, засушливые земли с НЕБОМ...
P. S. Если все же кто-то из правоверных обидится, еще уточню, что НИКОГО не имел виду оскорбить. Просто представьте, друзья, такой момент, если бы пришли греки, или другие православные и вернули себе эти земли, а из бывших мечетей, которые изначально НЕ БЫЛИ православными церквами, а построены именно как мечети, но по образцу и подобию Святой Софии в Константинополе, да-да, в КОНСТАНТИНОПОЛЕ, а не в Истанбуле, и убрали бы все надписи на арабском, и расписали бы стены фресками с ликами святых, приятно было бы бывшим владельцам этих бывших мечетей приезжать туристами в свои бывшие земли и заходить в отобранные у них святилища? Вопрос, по-моему, риторический.

01. 07. 2018


Рецензии