Лицедей

Лицедей

Ему никто не верил до конца
(любой актёр - обманщик поневоле),
хотя, бывало, в поисках лица
он обретался год а-то и боле.
И схватывались образы живьём,
и порождались лица, плоть от плоти.
И как бы ни был прост его приём,
он выдавал художника в полёте.

Но вот, когда он правдой овладел,
разыгрывая драму как по нотам,
приходит смерть - единственный предел
терзаньям, воплощеньям и полётам.
И он лежит (по замыслу творца:
солдат, не вынесший финальной схватки).
Как он ни домогался правды-матки
ему никто не верит до конца.

1985


Рецензии
"ему никто не верит до конца" - в самую точку, истинная правда.
Я даже сегодня утром об этом уже задумывался, слушая за рулём военную песню Высоцкого. Владимира Семёновича временами упрекали, что он писал песни о том, чего сам не пережил, не видел вблизи. Однако же, по этой кривой логике фантаст Жюль Верн с субмариной и полётом на Луну такой же лжец, как и актёр Высоцкий. Но фантазии Верна сбылись и материализовались, а Песни ВСВ о войне куда правдивее лукавых советских военных мемуаров.

Спасибо за стихи, Феликс!

Gilles

Жиль Де Брюн   31.01.2019 14:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Ричард, за отзыв. Есть такое понятие, давно мною не слышанное, но никуда не девшееся: художественная правда. По сути, эта была единственная другая, не партийная правда, на которую коммунисты нашего времени, закрывали глаза. Не помню, рассказывал ли Вам о поэме Мартина Бубера, Я и Ты. На мой взгляд самое убедительное объяснение задачи и роли искусства даётся там. К слову, немного раньше, и Галича упрекали, что он не бывал на зоне, а пел об этом. Да, существуют песни Александра Эринбурга, существует множество 'народных' катаржанских песен, но песни Галича нам, следующим поколениям тоже говорят правду о Гулаге.

Феликс Гойхман   08.04.2019 00:19   Заявить о нарушении