Вокруг море, посередине горе!



Жизнь   кандальную   увидел   Сахалин,
Ко всему привык, он - войны повидал,
Но   клянётся   красотой своих равнин:
Человек   нигде  так   жутко не страдал!

Недавно   было,  где – то  двести  лет.
Здесь   каторгу  Россия   развернула.
Шли   этапом   чьи – то   прадед,   дед.
Жизнь  в оковах  мигом промелькнула!
***

 В России в 60-90 гг. XIX в. социальные изменения происходили:
Рост городов, обезземеливание крестьянства, преступности взлёт.
Терроризм, народные волнения, бунты – место в Стране находили.
Число заключённых росло, тюрем не хватало – были наперечёт.

В 1869 г. Александр II Положение о каторжных работах утвердил.
В этом же году  800 человек на сахалинскую каторгу доставили.
До русско-японской войны Сахалин  тысячи человек «приютил».
«Ад на земле!» - мнение о Сахалине русские люди составили.

Правительство планировало  экономику за счёт рабсилы поднять,
Промышленность и сельское хозяйство крепко на ноги поставить.
Каторжане должны  были доход страны ежегодно повышать.
Для этого нужно заключённых круглосуточно работать заставить.

Красивый остров одним из самых жутких уголков страны стал:
Царский указ Сахалин местом ссылки и каторги утвердил.
От незавидной, жестокой  участи остров горько, молча страдал.
Свою жизнь невзрачную  проклинал,  счастья у  небес просил.

Изолированное островное положение – преимуществом считалось.
«Кругом  вода – посередине беда!» - так о Сахалине говорили.
На острове политическую каторгу создать предполагалось.
Партии заключённых на место ссылки  отправляли, торопили.

Наличие каторги политико-экономический характер принимает:
Сосредоточение заключённых  - сократить расходы позволяло,
Островное положение – побеги каторжан исключает,
Бесплатная рабсила эксплуатировать недра острова давала.

В это время всех хулиганов  в России «сахалинцами» называют,
Что жизнь свою на каторге Сахалина закончат – подразумевали.
Политических заключённых на  каторгу мало отправляют,
Надёжности к политическим в высших кругах не питали.

***

На окраине России в течение почти 40 лет  эксперимент проходил
По перевоспитанию преступников - в конце XIX века осуществили.
Остров Сахалин прекрасным местом этой цели послужил:
После срока преступников на острове как колонистов селили.

В этот период основы современной области заложили,
Каторга трамплином в становлении базовых отраслей стала.
Труд бесплатный в освоение сахалинской земли вложили,
Не видел никто: от ужаса, боли , бесправия земля страдала.

В 1858 году на Сахалин первые партии ссыльных пришли:
Пешком по этапу  на место отсидки 20 человек  доставили.
4 человека умерли в пути, ещё 4 - на острове смерть нашли,
Но в Петербург  о возможной жизни на острове депешу отправили.

В 1869 году Сахалин местом  каторги официально объявили.
За время каторги на остров около 37 тысяч человек направили.
Первые 10 лет ссыльные на место через 14 месяцев приходили,
Позднее  пароходы Добровольного флота тысячи переправили.

Из Одессы вокруг Азии со стоянками в  портах суда ходили.
Морской путь 65 – 75 дней занимал, время доставки сокращал.
В душных трюмах, в кандалах, уголовники до предела доходили:
Более слабый духом таких условий не выдерживал, погибал.

Политзаключённых на сахалинскую каторгу  тоже  высылали.
В Сибири политические среди уголовников политработу вели.
На каторжном Сахалине 58 политзаключённых побывали:
На острове их  вниманием  ссыльные  не были обделены.

Ссыльнокаторжные на остров небольшими партиями прибывали.
Остров не был готов каторжан в большом количестве принимать.
Через всю Сибирь до Хабаровска ссыльных пешком этапировали.
По Амуру до Николаевска – на баржах. До Сахалина – рукой подать.

На Сахалине члены значительных партий наказание отбывали:
Пилсудский, Штернберг, Волкенштейн, Ювачёв в опале были.
Они помощь в облегчении участи каторжан и их семей оказали,
Работая в школе … библиотеке, вклад в духовную жизнь вносили.

Многие политические высокообразованными людьми являлись.
Их  вклад в культурную жизнь острова неоценимость представил.
Штернберг и Пилсудский изучением жизни островчан занимались.
Ювачёв  точную  лоцию Татарского пролива составил.

Достаточно образованные люди и среди преступников были.
Еллинский в Александровском посту фотомастерскую организовал.
Многие фотоснимки доказательством уродства каторги послужили.
Позднее, вместе с юристом Тригони, он на острове музей создал.

Политзаключённые с уголовниками  совместно содержались,
На угольных шахтах, лесозаготовках, на строительстве трудились,
Телесным наказаниям, оскорблениям  нещадно подвергались,
Надсмотрщики всеми силами подчинить каторжан стремились.

Образец нечеловеческих условий  Дуйские копи представляли.
В забое - 400 человек, каждый должен  норму наверх поднять.
В тёмных, сырых, узких коридорах  нормы не все выполняли:
На верху приходилось карцер и розги частенько  принимать.

Заключённых ежедневно экзекуции и карцер поджидали.
Привычными были  свист розги, крик наказуемых, стоны.
В своём  занятии  палачей - мастерами своего дела считали:
Коль нужно - могли бы засечь человека, перешагнув законы.

Условия содержания каторжан  в тюрьмах ужасными были:
Холодные бараки с гнилыми нарами, поддерживаемые стеной.
Питание невыносимое, голодное существование влачили.
В переполненном бараке люди спали на мёрзлом полу зимой.

Хлебом из не перемолотых зёрен, мякины и соломы питались,
Тюремная похлёбка из смеси крупы и картофеля состояла.
Тюрьмы кишели клопами, которые кровью людей наслаждались.
Вирусные  болезни  сокращали жизни, цинга - помогала.

Каторжников на Сахалине в «ежовых рукавицах» держали:
Первые 3-5 лет  ручные и ножные кандалы, не снимая,  носили,
Некоторых, самых дерзких, дополнительно к тачке приковали,
В бараках с земляным полом по 30 – 50 человек жили.

Произвол тюремной власти к бунтам и самоубийствам приводил,
Наиболее значимое возмущение каторжан в 1888 году произошло.
Прогрессивную общественность «порядок» на острове возмутил.
После выхода книги Чехова – недовольство через верх  перешло.

Не выдерживая такой адской жизни, заключённые бежали.
Не останавливало ничто: ни отдалённость, ни беспокойный пролив.
Какие бы преграды и трудности беглецов не  поджидали,
Бежали в одиночку,  парами, группами, жажду воли внутри затаив.

В невыносимых условиях каторжане моральный облик теряли.
Целью было одно – с  этого земного ада  подальше убежать.
Иногда в побег «новичка» брали, в пути его убивали и съедали.
Поимки и возвращения  почти никому не удалось избежать.

Надежды на строгую изоляцию каторжников – не оправдались.
С 1898 по 1901 год  около 1100 человек  ссыльных  бежали.
Многие из сбежавших на Японских островах  обосновались.
Из Японии  письмо с требованием об усилении охраны прислали.

Отбыв срок, многие  поселенцы новые преступления совершали.
В основном – убийства. Таких к смертной казни суд приговорил.
Приговор  сами же осуждённые по приказу  исполняли.
Приговорённый к 55 годам,  палач Комлев 13 человек казнил.
***

Женщин на остров  Сахалин стали с 1884 года ссылать.
Только на время следствия  их  в тюрьме  держали.
Им приходилось каторгу более лёгкую, чем мужчинам отбывать,
Особо опасных преступниц в кандалах до года оставляли.

В основном, женщин за убийство мужей на каторгу направляли.
На сахалинской каторге  на долгие годы  в бараке прижилась
Блювштейн – Сонька Золотая ручка. Не радостны дни её стали.
Местная администрация на ней неплохо  нажилась.

Она главной  сахалинской  достопримечательностью  стала.
В одиночной камере, с кандалами на ногах, срок отбывала.
Лагерная  администрация  женщине ни минуты покоя не давала:
На её фотографиях  местный фотограф капитал сколотил немалый.

Фото – Соньку заковывают в кандалы – нарасхват раскупались.
Особую популярность фотографии в великосветской Европе имели.
Они бойко на всех, приходивших на Сахалин, судах продавались:
Продавать товар  сахалинские «предприниматели», ох как, умели.

В 1894 г. Соньку  в сожительство к убийце Богданову определили:
Всё население острова ожидало от пары разразившийся скандал,
Но ожидания были напрасны, они спокойно, мирно, дружно жили.
Сонька нашла к мужчине  подход – он её телохранителем стал.

Софья  была последней, к кому порку розгами применяли.
За организованное убийство она полтора года в кандалах провела.
Кандалы с её рук даже в бане во время мытья не снимали.
Кандальная жизнь к истощению костей и атрофии мышц привела.

Положение женщин, сосланных и свободных, незавидным было.
Ступив на остров, женщине приходилось всё терпеть и страдать.
Она бессловесным, ничтожным предметом для всех служила,
Который можно было изуродовать, уничтожить, купить и продать.

Тюремные власти  женщин среди каторжан распределяли,
Женщины же   не имели права  себе сожителя выбирать.
Величайшим счастьем было, когда  девицу заполучали -
Так в  администрации образцовых арестантов  умели  поощрять.
***

Каторжане через сельхозработы к обычной жизни привыкали.
После срока арестант звание ссыльного  приобретал.
Ему за счёт казны топор, лопату, мотыгу, провизию выдавали.
Вопрос- разработать землю и построить дом перед ним вставал.

Трудолюбивые и порядочные поселенцы от власти потом получали
Корову, лошадь, сельскохозяйственный инвентарь, семена…
Ссыльнопоселенца на 2 года на казённом  довольствии содержали.
При вступлении в брак – премии в 30 рублей пара не лишена.
***

Антона Павловича Чехова  в 1890 году на Сахалин слухи привели.
В результате: книги « Из Сибири» и «Остров Сахалин» - вышли,
Правдивые сведения передовую общественность потрясли:
К  мысли - пересмотреть условия жизни каторжан – пришли.

Для знакомства с жизнью заключённых, Чехов тюрьмы посетил,
Своими глазами весь ужас их существования увидел,
С каторжанами мужчинами и женщинами беседы вёл, говорил.
То, что увидел и услышал, даже в чёрных мыслях не предвидел.

Сахалинские тюрьмы на кандальные и исправительные делились,
Каторжанин, поселенец, крестьянин, вольный – каждый был.
Все под бдительным вниманием надсмотрщиков находились.
На  Сахалине  полный произвол островного начальства царил.

Вновь прибывшие сначала в состоянии «испытуемых» были.
Они заковывались в кандалы и самые тяжёлые работы выполняли.
Восьмикилограммовые кандалы для страданий ссыльных служили:
Руки и ноги до кости растирали. Их только на работе снимали.

За малейшую провинность карцер и порку розгами применяли.
Самых опасных преступников к тачкам цепями приковывали.
Куда бы не шёл преступник, кандалы и тачка при нём состояли.
На время сна  тележку пятипудовую  под нары засовывали.

С каторжанина цепь и кандалы месяцы, иногда  годы не снимались.
Такая пытка любого, самого выносливого изнуряла, ломала.
В диких условиях и надзиратели, и заключённые - ожесточались.
Бесчеловечная,  зверская жестокость все границы перескакала.

Для раскрытия преступлений подозреваемых пытали,
Семьи и детей в покое тоже никто не оставлял.
Ожидавшие  смертную казнь – повешение - ужасно воспринимали:
Даже самых стойких преступников перед смертью страх обуял.

Некоторые каторжане перед казнью плачут,  всевышнего молят,
Порой осуждённые с ума от  дикого  страха сходили,
Отдельные личности  перед смертью мочеиспусканием исходят.
Жизнь к концу пришла, сожалеют, что преступно жили.
***

К 1895 году  поселенцев: 2251 мужчин и 222 женщины - было.
Старообрядцы, поляки, немцы  прилежанием отличались.
У остальных, сбившихся в шайки, жизнь однотонно текла, уныло:
Варили самогон, пили, время окончания ссылки дожидались.

 К 1897 году на острове Сахалин 28 тысяч человек проживало.
Больше половины поселенцев мужчины составляли.
Это на  приживаемость и нравственно-бытовой уклад влияло.
На Сахалине также айны, нивхи, ороки, эвенки обитали.
 
Важную роль в жизни ороков и эвенков морской промысел играл.
Основным занятием при кочевой жизни – оленеводство считают.
Олень – транспортное животное – во всех случаях жизни выручал.
Зимой –  в тайге, летом – на  Охотском море промышляют.
***
В январе 1902 года поселенцев уже 40577 человек было.
Из них свободных жителей – около 10 тысяч проживали.
Южная часть острова для проживания жителей неплохо служила,
Т. к. климат для жизни  людей  более благоприятным считали.

Основными населёнными пунктами тюрьмы  являлись.
Прикованные к тачке, в кандалах заключённые уголь добывали.
Подневольным трудом они самоокупаемости добиться старались.
Десятки населённых пунктов острова каторжники основали.

Месторождения железных руд, каменного угля, нефти освоили,
Гектары земли разработали, телеграфные линии провели.
Морские причалы возвели, новые дороги построили,
Сельскохозяйственные фермы на юге острова развели.

Жизнь и труд каторжан на Сахалине мёдом не являлись:
Осушивали болота, рубили лес, рыбу ловили и солили,
Выращиванием зерновых и овощных культур,  скота  занимались,
Хозяйственные и административные здания возводили.

10 церквей и 6 часовен духовную жизнь ссыльных удовлетворяли.
Мечеть, молитвенные дома католиков, лютеран также имели.
Однако,  каторжане высокую религиозность не проявляли,
Влачили жизнь, от тяжёлого труда глаза на небо поднять не смели.
***

К началу русско-японской войны на острове 46 тыс. человек  жило.
Ими – заключённые, поселенцы, вольные жители, айны были.
Поражение в войне 1904 г. доступ японцам на  юг острова открыло.
В апреле 1906 года сахалинскую каторгу  навсегда  упразднили.

Восстановление же прав каторжан медленно продвигали:
Передвижение и  предпринимательство на острове  разрешалось,
При отъезде с острова-  эти права  сразу  же  отнимали,
К 1913 г.  права утвердили. На острове 6 тыс. человек  осталось.

С южной части острова почти всех  русских  уехать заставили.
Японцы стоимость утраченного имущества вольным  оплатили.
Все шайки беглых каторжан за полгода к праотцам отправили.
Лишь  полякам и старообрядцам  остаться на месте  разрешили.

С 1908 по 1917 гг. царское правительство заселить север пыталось.
Переселенцам значительные льготы за переезд обещали,
За 9 лет  900 человек переехало - предвзятое мнение осталось:
Сахалин гиблым местом, глухоманью, почти «адом» воспринимали.

Сахалин с его суровыми условиями райской жизни  не обещал,
Но  каторжане   способствовали  освоению  острова, своего рода.
Зловещую  быль  о каторжном Сахалине  слух  распространял,
Страницы  истории острова нельзя стереть с памяти народа!

***


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.