Как входить в смерть?

      Греки входили в Смерть пятясь назад, имея свое прошлое перед собой.

                Р. Барт.

        Бытием-к-смерти чреват плод. Он рождён для того, чтобы быть съеденным, сожранным, высосанным, перегнившим, разделанным - чтобы из него вывалилась новая жизнь, семена и ростки будущего. Это Время в нём так осуществляет свой ход. Оно делает его по возможности сверхпривлекательным, потому что здесь - узкая тропа, сложный переход - от уже взявшейся и развивающейся жизни к тому, что ещё лишь предполагается в будущем. Здесь прокидывается мост, по которому жизнь должна перейти из одной своей формы в другую, из одного своего состояния через разнообразные промежуточные в иное состояние. Тут перед нашими глазами разверзается бездна, обрыв - нужен прыжок, и смелый прыжок, способный уцепиться за противоположный край.
        Плод - это собирание Жизни на краю пропасти.
        Вот почему мы так любим его вкусить. Сладко нам вобрать в себя жизнь, собравшую себя в единой точке и готовую ринуться в Ничто. Но мы забываем, что мы в этом процессе - сугубо посторонние. Мы - лишь поедатели, пытающиеся себя "уплотнить" вот таким вот незаконным образом.
        Пока Жизнь прыгает - мы жрём.
        Но и наша Смерть рождается вместе с нами. Жизнь вынашивает Смерть словно своего единственного и неповторимого ребёнка.
        Каждое рождение - это зачатие Смерти.
        В момент любого рождения, одновременно происходит и метафизическое зачатие под углом Времени. Поэтому "войти в смерть" означает не встретить её где-нибудь по дороге, а "впасть" в ту метафизическую мистерию, которая уже давно вместе с нами разворачивается, стать её участником в собственном лице.
Очевидно, древние греки понимали всё ещё до сих пор больше нас, коль скоро они оборачивались лицом к протяжению своей жизни. Моя жизнь непомерно растянулась во Времени - величина этого "растяга" и есть моя Смерть, потому что Смерть измеряется длиной, а Жизнь несёт в себе иную размерность. Я повернулся - назад к себе, отстранился от линейного продвижения лишь вперёд и иду обратной дорогой, подбирая своё прошлое в самого себя - здесь на этой дороге я и повстречаю свою Смерть, но не в том значении, которое оно имеет в расхожем выражении - "встретил свою Смерть", что тождественно "она тебя поглотила", а в том значении, когда реально "встретил".
        Вопрос "как войти в Смерть?" тождественен вопросу "Как войти в Жизнь?". Это - одно театральной действо, не два различных.
        В метафизическом смысле "войти в смерть" означает "пройти сквозь неё". Именно таким, судя по всему и был путь греков. Пройти сквозь неё ТАК, словно бы её и нет. Передвинуться сквозь пустоту от одного рывка жизни к другому. Глуп тот, кто думает, что через пустоту легко двигаться - нет ничего более твёрдого и неприступного, ничего более монолитного, чем пустота Ничто. Прыгать с одной вершины на другую вершину - ходить по горам, как великан - дело Жизни, падать в пустые промежутки, барахтаться в них, а потом неуверенно ползти наверх - дело Смерти. В принципе, они обе - трудятся, только каждая в своей епархии.
        Через Смерть, сквозь гранит, в разряженной пустоте - это одно и тоже.
        Когда я проваливаюсь, обрываюсь, я сразу же попадаю в лапы Смерти, она мне не говорит "здравствуй", она только молча переставляет часы. Есть и моя доля размерности в твоей жизни - хотела бы сказать мне Смерть, но всё же, она молчит.
        Смерть предпочитает, чтобы её озвучивали, и в тоже самое время отбирает у тебя и голос для этого озвучивания, Смерть - парадоксальная девица. И вот уже ты молчишь вместе с ней. Ничего обо мне, ни слова, будто меня и нет - смертельная отрава забвения. Чем больше пьёшь, тем слаще тоскуешь. Потом прощаешься со Смертью и чувство такое - а ведь и действительно её нет и не было?! Всё приснилось???
        Как полное, абсолютное НЕТ может присутствовать? - Наверное, за гранью разума, разуму такого не понять. Но мы же слышим порой КАК ОНА ИДЁТ?
Слышим ЧЕМ? - Всей Жизнью? Лишь Жизнь способна подслушать её шаги?
        Мне хотелось бы всегда говорить жизни "да", а смерти - "нет", раз уж у меня есть такие слова, как "да" и "нет". Но не получается, чаще всего получается наоборот.
        Тогда, как входить в Смерть? - влетать, вползать? - кубарем? - как повсеместно случайным образом и бывает... Греки вот говорили: сгруппировавшись. Ибо их техники - это специальные техники входа в смерть, но не просто специальные, такие специальные были и у других народов(тибетская книга мёртвых, египетская книга мёртвых), но и особенные техники, не похожие ни на один вариант, предлагаемый прочими культурами в истории.
Если дословно прочитать то, о чём пишет Барт - "пятясь назад", "имея прошлое перед собой", то можно сказать, что греки предлагают нам встречать Смерть, повернувшись к ней спиной, это очень странное предложение. Оно несколько смущает, однако с первого же взгляда чувствуется его оригинальность.
        Например, Хайдеггер в своей книге "Бытие и Время" пишет, вроде бы, об обратном: что люди постоянно не замечают и уклоняются от смерти, а надо бы посмотреть ей в лицо. Здесь мы попадаем в какие-то нестыковки, всё так, но лишь когда воспринимаем бегло, поверхностно. Быть может Хайдеггер не столь далёк от греков, как и они от него. Кажется у греков речь идёт об особом уклонении от смерти - о вполне сознательном и учёном. В общем, не о страхе-уклонении и не об уклонении -неведении, а о грамотном уклонении.
        Поскольку Смерть нас мощно приостанавливает и даже отбрасывает назад, когда приближается, нам нужно не спорить с её "потоком", а повернувшись к ней самой спиной, двинуться в нём - пойти назад, куда она и приглашает - стать в противопоток к нашей жизни. Перейти на другой эскалатор))). Хотя все эти выражения образные, но пожалуй, греки именно так и считали, и считали мудро. Общеизвестно, что перед смертью вся жизнь вспоминается, невольно и невыносимо ярко всплывает далёкое прошлое, казалось бы забытое под чистую - мы всё равно смотрим в него - настолько мощен поток разворачивания, так стоит ли ему противодействовать, цепляться за продолжающуюся жизнь? Упорствовать в своём движении прямо? Раз она пришла - или идёт, значит что-то в нашей мистерии хочет обратно. И это высшие законы бытия с нами говорят, против них нельзя выставлять даже героическое "я". Греки не предлагали "бежать от Смерти", греки предлагали в неё войти, чтобы... жить...
        Если Смерть хочет, чтобы что-то в нас ожило, значит она имеет на то право. Мы ведь - слоёные пироги, кристаллизованные айсберги, цветная капуста - как нас обратить к гармоничному, не отстающему от самого себя "Я"? Умирает наше "самое само", а наши многочисленные "я" пищат и сопротивляются. Очевидно, техника греков заключается в том, чтобы не мешать этому "самое само" умирать. А ещё буквальнее - не мешать ему разъединяться, развязываться и рассекаться в том, что было в нём соединено неправильно. Не разъединишься, не соберёшься заново - это условие жизни.
        Ты слишком далеко зашёл вперёд, ты дальше не можешь двигаться вперёд без возвращения - стоп, стой - я тебя останавливаю. Вот Смерть!
Не потому что нельзя вперёд, а потому что тебе такому, как прошёл свой путь - нельзя. Давай назад, ищи реальную точку входа в своё будущее!
        Человечище, подбери-ка самого себя, а то подрастерял!!!


Рецензии