зелёное или синее выбирай

                ***

..зелёное или синее — выбирай, хочешь спичку тяни,
или монеткой сыграй, вынешь большее — меньшее
в дар бери. Что же застит глаза и мучит тебя изнутри?

Там, в вышине, в стоячей небесной волне,
в неземном вине вопль неразделённой нежности —
это звенит одна на всё небо цикада,
и губы её в крови, а сердце у райских врат:
белым крылом на закат, лазоревым на рассвет,
под правым крылом сонет, под левым Сократ.

Итак. Ты выбрал синее, мне ли тебя винить,
одевайся, пойдём хоронить вечернее солнце —
миг, и упало в траву, и теперь ты можешь присесть
и услышать свою синеву, заслушаться холодом и
тишиной до утра, чтоб увидеть, как светом морозным
живёт игра отблесков розового и синевы, а потом
ты познаешь божественный трепет травы, осязаешь
тайное бытиё и вдохнёшь аромат зелёный её.

Вот тогда твоё сердце сорвётся цикадой звеня,
ты на полуслове проснёшься и вспомнишь меня.


1-3.12.2016 г.            г. Пекин, Байваньчжуан, 24 — Лунцзэ


Рецензии
РАЗБОР СТИХОТВОРЕНИЯ — зелёное или синее выбирай (Ирина Чуднова) / Стихи.ру http://stihi.ru/2018/06/26/7528

                ***

..зелёное или синее — выбирай, хочешь спичку тяни,
или монеткой сыграй, вынешь большее — меньшее
в дар бери. Что же застит глаза и мучит тебя изнутри?

Там, в вышине, в стоячей небесной волне,
в неземном вине вопль неразделённой нежности —
это звенит одна на всё небо цикада,
и губы её в крови, а сердце у райских врат:
белым крылом на закат, лазоревым на рассвет,
под правым крылом сонет, под левым Сократ.

Итак. Ты выбрал синее, мне ли тебя винить,
одевайся, пойдём хоронить вечернее солнце —
миг, и упало в траву, и теперь ты можешь присесть
и услышать свою синеву, заслушаться холодом и
тишиной до утра, чтоб увидеть, как светом морозным
живёт игра отблесков розового и синевы, а потом
ты познаешь божественный трепет травы, осязаешь
тайное бытиё и вдохнёшь аромат зелёный её.

Вот тогда твоё сердце сорвётся цикадой звеня,
ты на полуслове проснёшься и вспомнишь меня.

1-3.12.2016 г.            г. Пекин, Байваньчжуан, 24 — Лунцзэ

© Copyright: Ирина Чуднова, 2018
Свидетельство о публикации №118062607528 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА:

                ***

..зелёное илЬ синее — БЕРИ, А хочешь спичку ПОтяни,
или монеткоЮ сыграй, И вынешь больше... ИЛИ — меньше

И в дар бери. ДА Что же застит-ТО глаза и мучит ВСЁ тебя Внутри?
Там, в вышине, в стоячей ЧУТЬ небесной ТОЙ волне,
И в неземном вине КАК вопль неразделённой нежности —

И это ТАМ звенит о...на цикада<>на_всё_небо,

и губы ВСЕ её в крови, а сердце В ТОЧЬ у райских врат:
И белым ЛЬЁТ крылом Она закат, лазоревым КАК ГРОМ ОНА рассвет,
под правым ЖЕ крылом ОНА сонет, под левым ДРУГ Сократ.

Итак. Ты выбрал синее, И мне ли В ТОМ тебя винить,
ТЫ одевайся, И пойдём ЖЕ хоронить вечернее КАК солнце — миг,<

> и ВСЁ упало НА траву, теперь<>и ты можешь присесть
и услыХать свою ЖЕ синеву, заслушаться ТЕМ холодом>

<И тишиноЮ до утра, чтоб увидАть, как светом ЧУТЬ морозным
живёт игра ВСЕХ отблесков ОТ розового ... синевы, ... потом
ты познаЁшь божественный травы<ТОЙ>трепет, >
<<И> осязаешь тайное И бытиё ... вдохнУВШИ аромат её<>зелёный.

И Вот тогда твоё ЖЕ сердце ТАК сорвётся ТОЙ цикадой ЗАзвеня,
И ВДРУГ на полуслове ВДРУГ проснёшься и МОЖЕТ вспомнишь ТЫ меня.

12.03.2021 г.            д. Наливай, кабак «БайБайБай», 11 — возле кабака «Какого Хрена»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Технический разбор.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

>>>

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

МЕТРИКА

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

СХЕМА ОРИГИНАЛА, ВКЛЮЧАЯ СТРОКИ:

1 — ..зелёное или синее — выбирай, хочешь спичку тяни,
о1оо0о1оо^оо1/1о1оо1
2 — или монеткой сыграй, вынешь большее — меньшее
1оо1оо1/1о1оо1оо !
3 — в дар бери. Что же застит глаза и мучит тебя изнутри?
1о1/0о1оо1/о1оо1оо1

4 — Там, в вышине, в стоячей небесной волне,
1оо1/о1оо1оо1
5 — в неземном вине вопль неразделённой нежности —
оо1оо1^1/ооо1о1оо
6 — это звенит одна на всё небо цикада,
1оо1о1/о01оо1о
7 — и губы её в крови, а сердце у райских врат:
о1оо1о1/о1оо1о1
8 — белым крылом на закат, лазоревым на рассвет,
1оо1оо1/о1оо0о1
9 — под правым крылом сонет, под левым Сократ.
о1оо1о1/о1оо1

10 — Итак. Ты выбрал синее, мне ли тебя винить,
о1^о1о1оо/1оо1о1
11 — одевайся, пойдём хоронить вечернее солнце —
оо1о^о1оо1^о1оо1о
12 — миг, и упало в траву, и теперь ты можешь присесть
1^оо1оо1/оо1о1оо1
13 — и услышать свою синеву, заслушаться холодом и
оо1оо1оо1/о1оо1оо1
14 — тишиной до утра, чтоб увидеть, как светом морозным
оо1оо1/оо1оо1оо1о
15 — живёт игра отблесков розового и синевы, а потом
о1о1^1оо1оооооо1/оо1
16 — ты познаешь божественный трепет травы, осязаешь
оо1о^о1оо1оо1/оо1
17 — тайное бытиё и вдохнёшь аромат зелёный её.
1оооо1/о1оо1^о1оо1

18 — Вот тогда твоё сердце сорвётся цикадой звеня,
1о1^о01о^о1оо1оо1
19 — ты на полуслове проснёшься и вспомнишь меня.
1^ооо1оо1о^о1оо1

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

СХЕМА ОРИГИНАЛА, ИСКЛЮЧАЯ СТРОКИ:

01 — о1оо0о1оо^оо1/1о1оо1 — ДЛ ЯА7_г3/1
02 — 1оо1оо1/1о1оо1оо — !!! — ДЛ Д5
03 — 1о1/0о1оо1/о1оо1оо1 — ХД7_г3

18+15+17=50

04 — 1оо1/о1оо1оо1 — ДХ5_в2
05 — оо1оо1^1/ооо1о1оо — ДЛ ХД6_б1/1
06 — 1оо1о1/о01оо1о — ДХ5_в2
07 — о1оо1о1/о1оо1о1 — ЯА6_б3
08 — 1оо1оо1/о1оо0о1 — ДХ6_в1/2
09 — о1оо1о1/о1оо1 — ЯА5_б3

12+15+13+14+14+12=80

10 — о1^о1о1оо/1оо1о1 — ЯЯА6_б2/3
11 — оо1о^о1оо1^о1оо1о — ХД6_в3
12 — 1^оо1оо1/оо1о1оо1 — ДХ6_г4 !!!
13 — оо1оо1оо1/о1оо1оо1 — ХД7_г3
14 — оо1оо1/оо1оо1оо1о — ХД6_г1 или Ан5
15 — о1о1^1оо1оооооо1/оо1 — ДЛ ЯА7_г1/3
16 — оо1о^о1оо1оо1/оо1 — ХД6_г1 или Ан5
17 — 1оооо1/о1оо1^о1оо1 — ДХ7_в3/2

14+15+15+17+16+18+15+16=126

18 — 1о1^о01о^о1оо1оо1 — ХД6_г1 или Ан5
19 — 1^ооо1оо1о^о1оо1 — ХД6_в1

15+14=29

>>>

/ — цезуры
^ — паузы
ДЛ — дробный логаэд
Д — дактиль
Ан — анапест
ДХ — дактиле-хорей
ХД — хорео-дактиль
ЯА — ямбо-анапест
ЯЯА — ямбо-ямбо-анапест
5-6-7 — стопность
_б_в_г — две-три-четыре трёхсложных стопы
цифры означают ряд.

>>>

5 стоп — 4 строки
6 стоп — 10 строк
7 стоп — 5 стоп

ИТОГО: 20+60+35 = 115 стоп

>>>

б — 4 строки
в — 6 строк
г — 8 строк + 1 (дактильная)

ИТОГО: 8+18+36 = 62 тяжёлая трёхсложная стопа (внутри строки, не считая начал ХД, но включая последние стопы ЯЯА и ЯА) + 14 неучётных последних стоп (всех видов) = 76; 115 - 76 = 39 лёгких двухсложных стоп (включая начала ХД)

>>>

СЛОГОВОЙ ОБЪЁМ:

62×3 + 39×2 = 186 + 78 = 264 + 21 = 285 слогов.

>>>

!!! — плять, из-за того, что написал вместо «г» — «в» — три недели искал один слог!!! — но проще, конешно же посчитать, чем заниматься мудрёными вычислениями.

>>>

ПРЕДПОСЛЕДНИЕ СТОПЫ:

3 короткие стопы — открывающие односложный интервал _о_
15 долгих стоп — открывающих двухсложный интервал _оо_
1 нулевая стопа — открывающая пентон _оооо_

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ДОЛЕВАЯ СХЕМА:

01 — о\ 1оо||0о||1оо^||оо||1/1о||1оо||1 — 7
02 — \ 1оо||1оо||1/1о||1оо||1оо !!! — 5
03 — \ 1о||1/0о||1оо||1/о||1оо||1оо||1 — 7

04 — \ 1оо||1/о||1оо||1оо||1 — 5
05 — оо\ 1оо||1^1/о||оо||1о||1оо — 5
06 — \ 1оо||1о||1/о0||1оо||1о — 5
07 — о\ 1оо||1о||1/о||1оо||1о||1 — 6
08 — \ 1оо||1оо||1/о||1оо||0о||1 — 6
09 — о\ 1оо||1о||1/о||1оо||1 — 5

10 — о\ 1^о||1о||1оо/||1оо||1о||1 — 6
11 — оо\ 1о^о||1оо||1^о||1оо||1о — 5
12 — \ 1^оо||1оо||1/оо||1о||1оо||1 — 6
13 — оо\ 1оо||1оо||1/о||1оо||1оо||1 — 6
14 — оо\ 1оо||1/оо||1оо||1оо||1о — 5
15 — о\ 1о1^||1оо||1оо||оо||оо||1/оо||1 — 7*
16 — оо\ 1о^о||1оо||1оо||1/оо||1 — 5
17 — \ 1оо||оо||1/о||1оо||1^о||1оо||1 — 7

18 — \ 1о||1^о0||1о^о||1оо||1оо||1 — 6
19 — \ 1^о||оо||1оо||1о^о||1оо||1 — 6

\ — черта анакрузы
|| — черта доли

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ИТОГО:

Перед нами вольный 5/6/7 дольник с переменной анакрузой (седьмого полного вида: 0-1-2) и с вкраплениями дробей (четыре строки: 1-2-5-15).

>>>

5 долей — 8 строк
6 долей — 7 строк
7 долей — 4 строки

* — о\ 1о||1^1||оо||1оо||оо||оо||1/оо||1 — 8 долей — потом убрал; и оформил по приемлемому ритму: живёт игра_Отблесков... о1о01оо... — а с тем и с семью долями.

>>>

5 — 3н.д. + 1о.д. + 4д.д.
6 — 2н.к. + 2н.д. + 1о.к. + 1о.д. + 1д.д.
7 — 1н.к. + 1н.д. + 2о.д.

>>>

н.к. — нулевая краткая \ 1о
н.д. — нулевая долгая \ 1оо
о.к. — односложная краткая о\ 1о
о.д. — односложная долгая о\ 1оо
д.к. — двухсложная краткая оо\ 1о
д.д. — двухсложная долгая оо\ 1оо

>>>

Первая буква обозначает анакрузу:
- (н)улевую - /
- (о)дносложную - о/
- (д)вухсложную - оо/
Вторая буква обозначает первую долю (естественно после анакрузы):
- (к)раткую - хореическую 1о
- (д)олгую - дактилическую 1оо

>>>

Таким образом, мы понимаем, где, те или иные простые и смешанные метры; где хорео-дактиль (н.к.) 1о1о... — или хорей или анапест, а где дактиле-хорей (н.д.) 1оо1о... — или дактиль; где ямбо-анапест (о.д.) о1оо1... — или амфибрахий, а где ямбо-ямбо-анапест (о.к.) о1о1... — или ямб; в случае двухсложной анакрузы, понятно, что это всегда хорео-дактили — или хореи или анапесты, но первая доля после анакрузы, также, может быть краткой оо(1о)1... — (д.к.) и может быть долгой оо(1оо)1... — (д.д.).

>>>

Если речь зашла о простых размерах, то в стихотворении есть три строки, которые им соответствуют — конкретно три строки простых трёхсложных размеров:

2 — «или монеткой сыграй, вынешь большее — меньшее» — Д5
1оо1оо10о1оо1оо
14 — «тишиной до утра, чтоб увидеть, как светом морозным» — Ан5ж
оо1оо1оо1оо1оо1о
16 — «ты познаешь божественный трепет травы, осязаешь» — Ан5ж
оо1оо1оо1оо1оо1о

Плюс, одна строка на любителя (хотя, в контексте, более чем):

18 — «Вот тогда твоё сердце сорвётся цикадой звеня,» — Ан5
0о1о01оо1оо1оо1

>>>

Д5 — пятистопный дактиль
Ан5 — пятистопный анапест
Ан5ж — пятистопный анапест с женским окончанием

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Продолжение следует...

Рихард Мор 2   13.03.2021 14:02     Заявить о нарушении
СТРОФА И СХЕМА РИФМОВКИ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Вольная 3/6/8/2 строфика. Почему так — поди знай. Схема рифмовки — холостая. Внутренняя рифма — присутствует. Безсистемно. К вопросу о том как пишут белые стихи — безусловно: возможно и так. Возможно: только так. И, если говорить о системе стихосложения, то в смешанной, сие, выглядит чудно. Да, товарищ Чуднова? Откуда пришли белые стихи в Россию? (С другой стороны и в вольном ямбике интересненько...) Как древние греки и римляне писали свои гекзаметры и прочия? Хороший вопрос — один и второй. А это замечательно:

«белым крылом на закат, лазоревым на рассвет,
под правым крылом сонет, под левым Сократ.»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

РИТМИКА

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Одна претензия — не:

«или монеткой сыграй, вынешь большее — меньшее»

а:

«или монеткой сыграй, вынешь большее — ИЛИ меньшее»

>>>

В остальном, — «как в лучших домах Ландана и Парижа.».

>>>

Ритмика – медитативная. Плавно переливается из одной строки в другую. Ни к одному сложному моменту строки — не подъедешь; всё идеально. Особенно понравились цезура и пауза к пеонным интервалам _ооо_ —

05 — оо1оо1^1/ооо1о1оо — ДЛ ХД6
19 — 1^ооо1оо1о^о1оо1 — ХД6

— хотя, возможно, последний, всё же, быстрый анакрузный пентончик о'ооо_ — «ты ' на полуслОве»; где, тоже самое можно сказать о первом — быстрый серединный пентончик _о/ооо_ — «вОп(ы)ль / неразделЁнной». Ну и схемы соответственные:

05 — оо1оо1^1о/ооо1о1оо — ДЛ ХД6
19 — 0'ооо1оо1о^о1оо1 — ХД6

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Художественный разбор.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

>>>

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

СЕМАНТИКА, МЕТАФОРИКА, КОМПОЗИЦИЯ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ну, понятно, что стихотворение близко к тому виду письма, что называется просто, но бойко: «мозготрахалка»: о чём этот стих — не понять — без поллитры не разберёшься, а с ней без надобности. Но главная метафорика прослеживается. Синее — это небо и всё, что с ним связано. Зелёное — это земля и всё, что с ней связано. Сновидения и грёзы против красоты реальности. Красоты. Почему-то — и ничего другого. Так и зачем выбирать — и что? Хороший вопрос. Но это уже композиция. А здесь... Как её разбирать? Возвращаясь к семантике, возможно, главное, что во всём этом непонятного это: кто такие «тебя» и «меня» — к кому обращается автор: к читателю или любовнику? А может — к самому себе? Хороший вопрос. Ещё один. Ну... Наверное и всё.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Подведение итогов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Признаться, для меня, и это безусловно не новость для товарища Чудновой — если ритм хорош, чудесен, замечателен, значит стихотворение удалось. Разбирать его художественную часть, всё равно что всматриваться в одежду (от Армани или дядюшки Ашота) и пытаться заново постигать жесты и мимику танцора. Только если кому-то это не понравиться. А так — руководствоваться изначальными впечатлениями — зачастую подменять понятия, — что-то не особо тянет. Да и для этого, мы не достаточно образованы — чтобы лопотать о метаметафорике и прочей казуистике жанра — и, где-то стары — лет пять бы назад, да, может и потрещали маленьким рихордом. Прекрасные были времена! Так-то, конешно, интересно, но... — какого фига! — где же ты мой мозг... Где же ты мой супер-мозг — товарищ Чуднова, где?! Разве я мало работаю? Блин... Чтобы «в одном мгновеньи (у)видеть вечность», да, товарищ Чуднова? Где мои озарения?!!! Чтобы легко и непринуждённо...

Рихард Мор 2   13.03.2021 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.